Программа дисциплины Техника росписи
МИНИСТРСТВО ОБРАЗОВАНИИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ЗАВЕДЕНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО» в г.ЯЛТЕ
КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ДИЗАЙНА
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Гуманитарно-педагогической академии филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского» в г.Ялте
_____________Т.А.Кот«____»__________2016
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Техника росписи
Направление подготовки: 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Профили подготовки: Художественная роспись
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Ялта – 2016 г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и учебного плана по профилю подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Автор: ассистент Чайка Надежда Михайловн, ст.препод.Заргарян И.В.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры протокол №_
от __ _______ 201_ г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Зав. кафедрой (А.Е.Максименко) _________________.
Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета Института протокол № от « » ________201_ г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель изучения дисциплины..…………….…...…………………………….….4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ……………….……….…….. 4
3. Результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с результатами освоения образовательной программы..…………………..………………...…...4
4. Объем дисциплин и распределения часов по видам учебной работы…………………………………………………………………….……….. 5
5. Содержание дисциплины…………….………………………………………... 5
7. Фонд оценочных средств проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине…………………………………………………….
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…….……………………..………….…… 7
7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств …………………………………………. 7
7.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций ……………………………………………... 13
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………….……………………………………..…
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.............................................................................................................. 13
15
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее ‒ сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины ………………. 16
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)…………………………………………………….. 17
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………... 17
13. Материально-техническое и информационное обеспечение учебной дисциплины для студентов с ограниченными возможностями здоровья………………………………………… 18
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Техника росписи
1. Цель изучения дисциплины подготовка квалифицированных специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, владеющих навыками художественной росписи предметов декоративного искусства и ориентированных на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная роспись).
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата
Дисциплина «Техника росписи» является дисциплиной формирования профессиональных и профессионально-прикладных компетенций профиля профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Изучение дисциплины «Техника росписи» требует наличия у студентов знаний художественных, проектных, информационно-технологических; организационно-управленческих; научно-исследовательской деятельности; педагогических и являются логическим продолжением дисциплин «Народные промыслы», «Декоративная композиция в художественной росписи», «Декоративная живопись», «Декоративный рисунок». Учебная практика пленэр и учебная практика в художественных мастерских являются теоретической и практической базой для освоения дисциплины. Также студенты подготавливают дипломную работу для защиты квалификационного уровня академический бакалавр на преддипломной практике.
Дисциплина (модуль) изучается на 2-5 курсах в 4-9 семестрах.
3. Результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы
Таблица 1
Код компетен-
цииРезультаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции )Результаты обучения
ПК-9
исполнитель-ская:
способностью варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими процессами (ПК-9);
знать:
- основные принципы организации декоративной композиции;
- основы традиционных схем и техник художественных росписей;
- современные материалы и техники выполнения декоративных росписей;
уметь:
- создавать эскизы росписи изделий в технике народных и современных росписей;
- использовать традиционные схемы композиций орнамента изучаемой росписи на декоративной поверхности;
- выполнять роспись на плоских и объемных изделиях;
- применять законы организации пространства;
владеть:
- умениями варьировать при выполнении изделий декоративного творчества
ПК-10 способность составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства (ПК-10). знать: - свойства цветов и варианты создания цветовых гармоний;
- основы стилизации в декоративной композиции орнамента для группы предметов;
- последовательность создания декоративной композиции, от замысла до выполнения творческого проекта декорирования изделия;
уметь: - планировать свою работу и рационально использовать рабочее время;
- работать с дополнительной литературой;
- анализировать работы мастеров и использовать в своих работах отдельные элементы декора;
- творчески работать над выполнением росписи изделий
владеть:
- техникой художественной росписи.
4. Объем дисциплины (модуля) и распределение часов по видам учебной работы
Таблица 2
Виды контактной и внеаудиторной работы Всего часов
очная форма обучения
Общий объем дисциплины 288
Аудиторная работа 133
в том числе: Лекции -
Лабораторные -
Практические (семинарские) 133
Самостоятельная работа обучающихся155
Контрольная работа -
Иные виды работы Виды промежуточной аттестации: Зачет просмотр 3,4 семестры просмотр
Курсовое проектирование Курсовая работа Экзамен 6 семестр
5. Содержание дисциплины (модуля)
Таблица 3
Разделы дисциплины
№п/пНаименование разделов дисциплины Всего часов В том числе
Аудиторные занятия Из них Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия 1 Понятие, предмет, метод, принципы и источники техники росписи 20 10 10 11
2 Материалы для росписи (керамика, стекло, ткань, дерево) 20 8 8 11
3 Композиция росписи 20 10 10 11
4 Технические приемы выполнения народных росписей (Петриковская, Гжельская, Городецкая, Палехская, Жостовская) 20 8 8 11
5 Техника росписи по керамике 20 10 10 11
6 Техника росписи по ткани 20 8 8 11
7 Итоговая работа по изученным техникам росписи 20 9 9 11
8 Техника росписи по стеклу 19 8 8 11
9 Особенности выполнения росписи по фарфору 19 8 8 11
10 Техника росписи по дереву 19 8 8 11
11 Выполнение Жостовской росписи 19 8 8 11
12 Современные материалы и техники росписи 19 8 8 11
13 Выполнение нетрадиционной росписи с использованием современных материалов 19 8 8 11
14 Итоговая работа по изученным техникам росписи 20 8 8 12
Всего 288 133 133 155
Таблица 4
Темы разделов дисциплины
Раздел Номер заня-
тияВид заня-
тия Номер вида занятий Тема занятия Часы
Понятие, предмет, метод, принципы и источники техники росписи 1-5 Прак-тика1-5 Изучение области профессиональной деятельности выпускников: создание эскизов художественного оформления изделий, разработка их композиции и технологическое выполнение художественного оформления изделий разной степени сложности на различных материалах. 10
Материалы для росписи (керамика, стекло, ткань, дерево) 6-9 Прак-тика6-9 Материалы (разделочная доска, ступка, ложки, браслеты, гуашь, акрил, грунтовка) и эскиз для выполнения художественной росписи по дереву по мотивам Хохломской росписи. 8
Композиция росписи
10-14 Прак-тика10-14 Подготовка материалов и построение эскизов для художественной росписи: разработки вариантов декоративного оформления тканей, изделий. Использование сведений из истории орнамента при разработке эскизов орнаментального оформления текстильных изделий; применение материалов и принадлежностей для композиции росписи. Выполнить эскиз по размеру изделия на бумаге гуашью.
Выполнение холодной росписи по ткани по подготовленному эскизу. 10
Технические приемы выполнения народных росписей (Петриковская, Гжельская, Городецкая, Палехская, Жостовская) 15-18 Прак-тика15-18 Усвоение рисования мазка "зернышко" "изогнутое зернышко". Усвоение рисование элементов декоративной росписи с помощью пальца. Усвоение рисования частей растений с помощью элементов декоративной росписи. Выполнение композиций росписи, которые состоят из цветов, листков, стеблей и других мелких элементов. Выполнение сложного элемента: одного из разновидностей луковички, калины, листочка. Все упражнения выполнить на бумаге форматом А-4 гуашью. 8
Техника росписи по керамике 19-23 Прак-тика19-23 Выполнение эскиза росписи
Выполнение росписи по керамическому изделию выбранными средствами и материалами. 10
Техника росписи по ткани 24-27 Прак-тика24-27 Изучение видов росписи по ткани: контурная роспись, набойка, свободная роспись, свободная акварельная роспись, свободная роспись с использованием кристаллов соли, способ выдувания красителя через трубочку на ткань, свободная роспись способом аэрографии, роспись ткани "под мрамор" (марблинг), монотипия и шпаклевочная техника, фотоэффект.
Выполнение свободной росписи ткани акварелью или гуашью по соленой ткани. 8
Итоговая работа по изученным техникам росписи 29-31 Прак-тика28-31 Выбор техники выполнения. Поиск мотива, эскиз в цвете. Подготовка предмета к росписи. Последовательное выполнение росписи: композиционное построение по форме предмета, на котором делается орнаментация. Колористическое решение орнамента. Детальная доработка. Техническая доработка материала. 9
Техника росписи по стеклу 32-35 Прак-тика32-35 Изучить основы композиции витражной росписи. Виды росписи. Этапы. Материалы для росписи по стеклу. Особенности создания композиции для росписи по стеклу. Техники росписи стекла можно разделить на два основных направления, которые будут отличаться друг от друга по материалам, этапам процесса росписи и конечному результату: техника росписи по стеклу покрывными (непрозрачными) красками; техника росписи по стеклу прозрачными (витражными) красками.
Выполнить эскиз точечной или свободной росписи бутылки.
8
Особенности выполнения росписи по фарфору 36-39 Прак-тика36-39 Знакомство с особенностями выполнения художественной росписи по фарфору.
Выполнение росписи. 8
Техника росписи по дереву 40-43 Прак-тика40-43 Этапы работы в соответствии выбранной технике росписи. Материалы для росписи. Современные техники росписи по дереву (акрилом, кракелюр).
Подготовка изделия к росписи: обшкуривание, грунтовка, шлифовка. Художественная роспись изделия по подготовленному эскизу выбранными материалами. Закрепление (если нужно) лаком. 8
Выполнение Жостовской росписи 44-47 Прак-тика44-47 Выполнение художественной росписи по мотивам мастеров Жостово на выбранном изделии масляными или акриловыми красками. 8
Современные материалы и техники росписи 48-51 Прак-тика48-51 Последовательное выполнение росписи: композиционное построение по форме предмета, на котором делается орнаментация. Колористическое решение орнамента. Детальная доработка. Техническая доработка материала. 8
Выполнение нетрадиционной росписи с использованием современных материалов 52-55 Прак-тика52-55 Выполнить работу по декупажу на керамической кружке. Расписать изделие керамической пастой дать высохнуть, слегка обжечь. 8
Итоговая работа по изученным техникам росписи 56-59 Прак-тика56-59 Выбор техники выполнения. Поиск мотива, эскиз в цвете. Подготовка предмета к росписи. Последовательное выполнение росписи: композиционное построение по форме предмета, на котором делается орнаментация. Колористическое решение орнамента. Детальная доработка. Техническая доработка материала. 8
Всего 133
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Основная форма работы по курсу - самостоятельная отработка тем и практическое решение различных росписей по керамике и стеклу. Эта работа ведётся на базе полученных знаний с использованием рекомендованных источников и теоретической литературы, наглядного материала: экспонатов музеев, выставок мастеров, специализированных мастерских. Самостоятельная работа способствует выработке у обучаемых навыков изучения учебной литературы, а также формированию профессиональных качеств и умений практической творческой деятельности. Во время самостоятельной подготовки осуществляется активный поиск новых знаний, выполнение практических заданий. Обучаемые занимаются самостоятельно в дни и часы свободные от плановых занятий.
1. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей обучающихся, формирования самостоятельности мышления;
- совершенствования речевых способностей;
- развития активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
2. Виды самостоятельной работы:
- выполнение самостоятельных заданий на семинарских, практических, лабораторных занятиях;
- подготовка к аудиторным занятиям и выполнение заданий разного типа и уровня сложности; подготовка к проблемным лекциям, дискуссионным вопросам, коллоквиумам, «круглым столам», ролевым играм и т. п.;
- изучение отдельных тем (вопросов) учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами, составление конспектов;
- составление хронологических таблиц, логических и структурных схем и т. п.;
- выполнение индивидуальных заданий (подготовка докладов, сообщений, рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, резюме, глоссариев и т. д.);- решение задач; выполнение самостоятельных и контрольных работ, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, составление отчётов к лабораторным работам, самостоятельная работа с приборами, сдачи терминов и понятий и др.;
- выполнение проектных заданий (разработка проектов, моделей, программ, макетов и т. п.);
- выполнение исследовательской работы;
- выполнение курсовых работ (проектов);
- индивидуальные консультации;
- индивидуальные собеседования;
- подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в т.ч. к текущему контролю успеваемости (в течение семестра), промежуточной аттестации (по окончании семестра), к Федеральному Интернет-экзамену;- подготовка к итоговой государственной аттестации, в т.ч. подготовка к государственным экзаменам, выполнение выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях и семинарах;
- подготовка к участию в работе факультативов, спецсеминаров;
- прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий, составление отчетов по итогам практик.
3. Контрольный блок (проекты, кейсы, рефераты, эссе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. д.).Образовательные технологии
В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно с обучающимися, защита авторских проектов, решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций по темам, встречи со специалистами в различных областях науки, производства.Компьютерная симуляция: в компьютерной среде с помощью имеющихся программных средств моделируется та или иная профессиональная (техническая, экономическая или иная) ситуация, проблема или задача, модель. На этой основе отрабатывается принятие технических или управленческих решений. При этом требуются самостоятельный поиск и проработка информации по отдельным вопросам теоретического курса, консультации преподавателя, взаимодействие с сокурсниками, создание творческих групп с распределением функций и пр.
Интерактивные видеолекции с синхронными слайдами (ИВСС) предназначены для повышения качества и эффективности обучения за счет обеспечиваемого ими высокого коэффициента передачи педагогического воздействия, оказываемого на обучающихся преподавателем.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей, т.к. большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого обучающегося.
Активные формы обучения: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с преподавателем. Основные методы это творческие задания, вопросы от обучающегося к преподавателю, и от преподавателя к обучающемуся.
Пассивные формы обучения: где обучающиеся выступают в роли «объекта» обучения, должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им преподавателем – источником знаний. Основные методы – это лекция, чтение, опрос.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Ответ студента на экзамене оценивается одной из следующих оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые выставляются по следующим критериям.
Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. Как правило, отличная оценка выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий курса, их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала, знающим точки зрения различных авторов и умеющим их анализировать.
Оценка «хорошо» выставляется студентам, обнаружившим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой. Этой оценки, как правило, заслуживают студенты, демонстрирующие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
На «удовлетворительно» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, обнаружившим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств
Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии и шкала оценки результатов обучения по дисциплинеФормы проме-жуточ-ной аттес-тацииВид оценочных средств
знать:
- основные принципы организации декоративной композиции;
- свойства цветов и варианты создания цветовых гармоний;
- основы стилизации в декоративной композиции орнамента для группы предметов;
- последовательность создания декоративной композиции, от замысла до выполнения творческого проекта декорирования изделия;
- основы традиционных схем и техник художественных росписей;
- современные материалы и техники выполнения декоративных росписей;
уметь:
- создавать эскизы росписи изделий в технике народных и современных росписей;
- использовать традиционные схемы композиций орнамента изучаемой росписи на декоративной поверхности;
- выполнять роспись на плоских и объемных изделиях;
- применять законы организации пространства;
- планировать свою работу и рационально использовать рабочее время;
- работать с дополнительной литературой;
- анализировать работы мастеров и использовать в своих работах отдельные элементы декора;
- творчески работать над выполнением росписи изделий
владеть:
- техникой художественной росписи. «отлично»
90-100 (А)
«хорошо» 82-89 (В)
72-81 (С)
«удовлетво-рительно»
64-73 (D)
60-63 (E)
«неудовле-творительно»
35-59 (FX)
1-34 (F) Текущий просмотр всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, свободно выполненные задания
полное знание учебного материала, выполненные предусмотренные в программе задания
знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой.
есть пробелы в знаниях основного учебного материала, допускаются ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
7.2. Формы текущего контроля и виды используемых оценочных средств по дисциплине
Разделы дисциплины Результаты изучения разделов дисциплин (знать, уметь, владеть) Критерии и шкала оценки результатов изучения разделов дисциплинВид текущей аттеста-цииВид оценоч-ных средств
Понятие, предмет, метод, принципы и источники техники росписи Создание эскизов художественного оформления изделий. 0-7 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Материалы для росписи (керамика, стекло, ткань, дерево) Материалы (разделочная доска, ступка, ложки, браслеты, гуашь, акрил, грунтовка) и эскиз для выполнения художественной росписи по дереву по мотивам Хохломской росписи. 0-7 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Композиция росписи
Выполнить эскиз по размеру изделия на бумаге гуашью.
Выполнение холодной росписи по ткани по подготовленному эскизу. 0-7 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Художественная роспись керамики. Выполнение композиций росписи, которые состоят из цветов, листков, стеблей и других мелких элементов. Выполнение сложного элемента: одного из разновидностей луковички, калины, листочка. Все упражнения выполнить на бумаге форматом А-4 гуашью. 0-7 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Технические приемы выполнения народных росписей (Петриковская, Гжельская, Городецкая, Палехская, Жостовская) Выполнение эскиза народной росписи
0-7 баллов Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Техника росписи по керамике Выполнение росписи по керамическому изделию выбранными средствами и материалами.
Выполнение свободной росписи ткани акварелью или гуашью по соленой ткани. 0-7 баллов
Текущий просмотр
Дифферен-цирован-ный зачет
Итоговая работа по изученным техникам росписи Выбор техники выполнения. Поиск мотива, эскиз в цвете. Подготовка предмета к росписи. Последовательное выполнение росписи. 0-7 баллов
Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Техника росписи по стеклу Эскиз точечной или свободной росписи бутылки. 0-7 баллов
Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Выполнение творческой работы. Выполнение художественной росписи по фарфору. 0-7 баллов
Текущий просмотр Дифферен-цирован-ный зачет
Особенности выполнения росписи по фарфору Подготовка изделия к росписи: обшкуривание, грунтовка, шлифовка. Художественная роспись изделия по подготовленному эскизу выбранными материалами. Закрепление (если нужно) лаком. 0-7 баллов
Текущий просмотр
Дифферен-цирован-ный зачет
Выполнение Жостовской росписи Выполнение художественной росписи по мотивам мастеров Жостово на выбранном изделии масляными или акриловыми красками. 0-7 баллов
Текущий просмотр
Дифферен-цирован-ный зачет
Современные материалы и техники росписи Последовательное выполнение росписи: композиционное построение по форме предмета, на котором делается орнаментация. Колористическое решение орнамента. Детальная доработка. Техническая доработка материала. 0-7 баллов
Текущий просмотр
Дифферен-цирован-ный зачет
Выполнение нетрадиционной росписи с использованием современных материалов Работа по декупажу на керамической кружке. Расписать изделие керамической пастой дать высохнуть, слегка обжечь. 0-8 баллов
Текущий просмотр
Дифферен-цирован-ный зачет
Итоговая работа по изученным техникам росписи Выбор техники выполнения. Поиск мотива, эскиз в цвете. Подготовка предмета к росписи. Последовательное выполнение росписи: композиционное построение по форме предмета, на котором делается орнаментация. Колористическое решение орнамента. Детальная доработка. Техническая доработка материала. 0-8 баллов
Текущий просмотр
Дифферен-цирован-ный зачет
Всего 100 баллов 7.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
№ Виды деятельности студента Кол-во баллов1. Создание эскизов художественного оформления изделий. 0 –7
2. Материалы (разделочная доска, ступка, ложки, браслеты, гуашь, акрил, грунтовка) и эскиз для выполнения художественной росписи по дереву по мотивам Хохломской росписи. 0 –7
3. Материалы (разделочная доска, ступка, ложки, браслеты, гуашь, акрил, грунтовка) и эскиз для выполнения художественной росписи по дереву по мотивам Хохломской росписи. 0 –7
4 Выполнение композиций росписи, которые состоят из цветов, листков, стеблей и других мелких элементов. Выполнение сложного элемента: одного из разновидностей луковички, калины, листочка. Все упражнения выполнить на бумаге форматом А-4 гуашью. 0 –7
5. Выполнение эскиза народной росписи 0 –7
6 Выполнение росписи по керамическому изделию выбранными средствами и материалами.
Выполнение свободной росписи ткани акварелью или гуашью по соленой ткани. 0 –7
7 Выбор техники выполнения. Поиск мотива, эскиз в цвете. Подготовка предмета к росписи. Последовательное выполнение росписи. 0 –7
8 Эскиз точечной или свободной росписи бутылки. 0 –7
9 Выполнение художественной росписи по фарфору. 0 –7
10 Подготовка изделия к росписи: обшкуривание, грунтовка, шлифовка. Художественная роспись изделия по подготовленному эскизу выбранными материалами. Закрепление (если нужно) лаком. 0 –50
11 Выполнение художественной росписи по мотивам мастеров Жостово на выбранном изделии масляными или акриловыми красками. 0 –7
12 Последовательное выполнение росписи: композиционное построение по форме предмета, на котором делается орнаментация. Колористическое решение орнамента. Детальная доработка. Техническая доработка материала. 0 –7
13 Работа по декупажу на керамической кружке. Расписать изделие керамической пастой дать высохнуть, слегка обжечь. 0 –8
14 Выбор техники выполнения. Поиск мотива, эскиз в цвете. Подготовка предмета к росписи. Последовательное выполнение росписи: композиционное построение по форме предмета, на котором делается орнаментация. Колористическое решение орнамента. Детальная доработка. Техническая доработка материала. 0 –8
Всего 100
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Вид учебных занятий в соответствии с пунктом 4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) по видам учебных занятий
Практические
занятия В содержании каждого практическия занятия находят отражение теоретико-познавательный, мировоззренческий, воспитательный и методический элементы.
Важное значение придаётся индивидуализации обучения. Она основывается на глубоком знании индивидуальных особенностей обучаемых и заключается в поиске и применении таких приёмов и методов, которые позволяют добиться максимально высоких результатов в изучении дисциплины применительно к каждому конкретному обучаемому.
Самостоятельная работа На занятиях рассматриваются наиболее актуальные и сложные проблемы курса, особенности техники выполнения изделий народного творчества, даются конкретные методические указания по организации самостоятельной подготовки обучаемых.
Консультации являются одной из основных форм оказания помощи обучаемым в их самостоятельной работе по изучению дисциплины. Они проводятся постоянно в процессе творческой деятельности.
Основная форма работы по курсу - самостоятельная отработка тем и практическое решение различных росписей. Эта работа ведётся на базе полученных знаний с использованием рекомендованных источников и теоретической литературы. Самостоятельная работа способствует выработке у обучаемых навыков изучения монографической и учебной литературы, правовых памятников, а также формированию профессиональных качеств и умений практической творческой деятельности. Во время самостоятельной подготовки осуществляется активный поиск новых знаний, выполнение практических заданий. Обучаемые занимаются самостоятельно в дни и часы свободные от плановых занятий.
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
Основная литература:
1. Азбука народных промыслов. / авт.-сост. И.А.Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Веснний мастер-класс на дому. - М; Аст-Пресс Книга, 2014. – 368 с.
3. Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приѐмы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 224 с.
4. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Просвещение, 2012. – 120 с.
5. Джейн Данстервилль. Роспись по стеклу. Базовый курс - М; Арт-Родник , 2009. -126 с.
6. Иванова А. В., Марготьева А. Р., Назарова И. В. Полимерные материалы в реставрации (применение полимерных материалов в реставрации художественных произведений). - Л.: Химия, 2009. – 274 с.
7. Корнилова В. В. Резьба и роспись по дереву: приемы, техника, изделия. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2009, -112 с.
8. Крестовская Н.О. Искусство Жостова, - М.: Государственный Русский музей. Альманах, №165, 2009. – 76 с.Куки Анна. Роспись по форфору. Стили и техники. - М.; Пинакотека, 2011.- 79 с.
9. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.: ВЛАДОС, 2009.- 160 с.
10. Моника Дей-Уаэлд и Энджи Фрэнк. Живописные узоры на ткани. – М.; Арт-Родник, -2010. - 160 с.
11. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство - М; Просвещение, 2009. – 317 с.
12. Рэчел Байэсс. Роспись керамики. – М.: Арт-Родник 2010 г. - 96 с.
13. Скворцов К. А. Художественная обработка металла, стекла, пластмассы. - М: HYPERLINK "http://www.labirint.ru/pubhouse/967/"Проф-Издат, 2010. – 144 с.
14. Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство – М.: ВЛАДОС, 2013. – 400 с.
15. Устин В. Б. Композиция в дизайне. - М.: Астрель, 2009.- 239 с.
16. Эм Анна. Батик, - М.; Харвест, -2010. – 64 с.
17. Эмма Седман. Роспись по стеклу. Практическое руководство - М; Ниола-пресс, 2009. - 104 с.
18. Эрл Кэролайн. Роспись по шелку. – М.; Арт-родник, 2010, - 112 с.
Дополнительная литература:
1. Василенко В. М. Искусство Хохломы. - М.: Просвещение, 2009. – 67 с.
2. Донна Дьюбери. Техника одного мазка. – Norcross, CA. - 125 с.
3. Имитируем поверхность.— М.: АСТ-Пресс, 2014. – 32 с.
4. Киплик Д. И. Техника живописи. II: Акварель, темпера, пастель и рисунок - М.; Сварог и К, 2009. – 217 с.
5. Киплик Д. И. Техника живописи. II: Акварель, темпера, пастель и рисунок - М.; Сварог и К, 2009. – 217 с.
6. Комаров А.А. Технология материалов. – М; Изобразительное искусство 2009. – 87 с.
7. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. – М., 2009. – 178с.
8. Соколова О.В. Волшебный мир батика. - М.: Феникс, 2013. – 64 с.
9. Магда Гиновар - М; Издательство: Арт-Родник, 2009. - 176 с.
10. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера. – М: Народное творчество. – 2000. – 45 с.
11. Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. – М.: Сварог и К, 2009. – 250 с.
12. Прейс П. В. Отделочные и монументально-декоративные работы. - М.: Пинакотека, 2009. – 217 с.
13. Шилкова Е.А. Батик – М; Рипол-Классик, 2011. – 32 с. 10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Техника росписи / Технологии / Pinme.ru Pinme.ru›u/markiza/tehnika-rospisi/2. http://ukrfolkart.narod.ru/ukr_rosp/ukr_rospis25.htm3. coposic.ru›kompoziciya-napravlenie/k-dekorat…4. http://lubimoe-delo.ru/index.php/archives/28911. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
MSWord, MSPowerPoint.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)
№ П/П Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
1 Практическая аудитория №28 Мольберты, этюдники, планшеты
2 Практическая аудитория №36а Наглядные пособия, интерактивное оборудование
13. Материально-техническое и информационное обеспечение учебной дисциплины для студентов с ограниченными возможностями здоровья
Для студентов с нарушением зрения:
Адаптированная форма предоставления учебной информации:
– крупный шрифт (16-18 пунктов);
– аудионоситель (кассета, диск) с записью лекционного материала, заданиями к семинарским и практическим занятиям, указаниями к самостоятельной работе, контрольные вопросы;
– электронный вариант на дисковом накопителе и наличие компьютера с программой невизуального доступа к информации (программ-синтезаторов речи) – JAWS 8.0, NVDA;
– использование специальных возможностей компьютерной техники: видеоувеличитель, компьютерная лупа и прочее;
– использование диктофона как способа конспектирования.
Для студентов с нарушением слуха:
Адаптированная форма предоставления учебной информации:
– наличие электронного варианта учебного материала на дисковом накопителе (лекции, задания к семинарским, практическим занятиям, контрольные вопросы, задания к самостоятельной работе);
– наличие разнообразного наглядного материала по темам курса: схемы, диаграммы, рисунки, компьютерных презентаций и прочее;
– наличие видеоинформации и видеоматериалов, сопровождающихся текстовой бегущей строкой или сурдопереводом;
– наличие звукоусиливающей аппаратуры для приема-передачи учебной информации в доступных формах (акустический усилитель и колонки);
– наличие комплекта контрольных заданий для ответа по выбору студента: устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере.
Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:
Адаптированная форма предоставления учебной информации:
– наличие альтернативных форм передачи учебного материала: комплекты электронных и распечатанных учебных материалов дисциплины, аудио- и видео-материалы;
– наличие наглядного материала по темам курса: схемы, диаграммы, рисунки, компьютерных презентаций и прочее;
– использование студентами в учебном процессе специальных возможностей операционной системы Windows (экранная клавиатура);
– наличие комплекта контрольных заданий для ответа по выбору студента устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере.