Классный час с элементами диспута на тему Человек собаке — друг?
Классный час с элементами диспута на тему
«Человек собаке – друг?».
Направление: урок проводится в рамках акции защиты животных.
Участники: учащиеся 6 класса, учащиеся 10 класса (участники сценки).
Цель: привлечь внимание школьников к проблеме бездомных животных.
Задачи:
- актуализировать литературный опыт учащихся по данной проблеме;
- формировать способность четко формулировать и высказывать свою точку зрения;
- воспитывать чувство сострадания к бездомным животным.
Подготовительный этап:
- вспомнить и перечитать произведения, изученные в 5-6 классах, по проблеме бездомных животных: «Кусака» Л. Андреева, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Каштанка» А. Чехова, «Троп» Железнякова.
- подготовить аргументы к диспуту на тему «Человек собаке – друг?».
Оборудование:
- интерактивная доска.
Аннотация урока.
Данный классный час проводится в 6 классе сразу же после изучения повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и направлен на формирование у учащихся четкой позиции по отношению к бездомным животным. Важно воспитывать у ребят чувство жалости и сострадания к животным, ведь от этого напрямую зависит их отношение к окружающим людям.
Мероприятие носит не только воспитательный, но и коммуникативный характер. В ход урока включены элементы диспута, что позволяет ребятам свободно высказываться, общаться с одноклассниками, учиться слушать и слышать друг друга, вести конструктивный диалог.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний классный час посвящен теме защиты животных. Я думаю, что каждый из вас согласится – данная проблема является очень актуальной на сегодняшний день. В средствах массовой информации то и дело появляются сообщения о массовом расстреле собаках, издевательствах над животными. И особенно грустно становится от того, что жестокость людей по отношению к собакам с каждым годом только растет, как будто люди забыли о том, что собака, прежде всего, - друг человека.
Ребята, а как еще мы называем наших домашних любимцев?
Ученик: братья наши меньшие.
Учитель: Верно! Какое слово является ключевым в этой фразе?
Ученик: Ключевое слово – братья! Все мы – млекопитающие, все мы – живые существа!
Учитель: Ты прав! Собака – это не игрушка! Это, прежде всего, живое существо!
Ученик: Но ведь не все люди жестокие! Во многих городах, например, работают специальные приюты, где бездомных собак кормят, лечат, стараются найти им хозяев.
Учитель: Нельзя не согласиться с этим! И у нас уже рожается диспут. Давайте вспомним, что это такое и каковы его основные правила?
Ученик: Диспут – это спор на заданную тему. Во время диспута нельзя перебивать друг друга, нужно давать возможность высказаться каждому участнику команды, нельзя оскорблять участников диспута.
Учитель: Молодцы! Цель нашего диспута сегодня понять, кем является человек для собаки – другом или врагом? Для этого мы должны с вами вспомнить произведения, посвященные проблеме бездомных животных.
1 ученик: В 5 классе мы проходили рассказ Леонида Андреева «Кусака», в котором рассказывается о бездомной собаке, которая потеряла веру в людей из-за их жестокости.
2 ученик: А мне вспомнилась повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», в которой домашний пес в один миг становится бездомным и умирает из-за равнодушия людей.
3 ученик: Но ведь не все люди в повести равнодушны к судьбе Бима! Благодаря многим из них Бим пережил счастливые моменты в своей жизни!
4 ученик: И в рассказе Чехова «Каштанка» собака тоже попадает в хорошие руки.
Учитель: Итак, думаю, с двумя позициями мы определились. Пожалуйста, те, кто считает, что человек все таки становится врагом собаки, пересядьте за первый стол, а те, кто все таки верит, что человек остался другом для собаки – за второй.
(ребята пересаживаются)
Выберите капитана команды, который будет определять очередность высказываний.
Сейчас каждая команда должна написать на листочках аргументы в защиту своей позиции и озвучить их.
1 команда: Мы считаем, что человек стал для собаки врагом, потому что
- в городе с каждым годом становится все больше бездомных собак;
- люди заводят собак не в качестве верных помощников, а в качестве игрушки или модного аксессуара;
- по телевизору показывают все больше и больше случаев жестокого обращения с собаками;
- Бим из повести Троепольского все-таки умирает, а это говорит о том, что жестоких людей оказалось больше, чем хороших.
2 команда: Мы считаем, что человек для собаки остается, прежде всего, другом, потому что
- в мире существует немало приютов для бездомных собак, что говорит о стремлении человека помочь животным;
- многие писатели, такие как Железняков в рассказе «Троп», Троепольский в повести «Белый Бим Черное ухо», показывали настоящую, искреннюю дружбу между человеком и собакой.
- известно множество случаев, когда находились добрые люди, которые спасали собак, находящихся между жизнью и смертью.
Учитель: Каждая команда оказалась очень убедительной. Это говорит о том, что вы реально смотрите на жизнь и видите в ней не только хорошее, но и плохое. Но недостаточно просто знать о проблеме бездомных собак! Нужно что-то делать с этим! Ваши предложения?
Ученик: Можно создать сообщество, в котором размещались бы сообщения о найденных бездомных собаках с целью поиска хозяев для них.
Ученик: Если ты увидел на дороге раненную собаку, ни в коем случае нельзя проходить мимо! Нужно постараться оказать помощь, доставить её в ветеринарный пункт.
Ученик: А еще я думаю, что не так сложно положить перед выходом из дома в сумку пакетик с собачьим кормом и покормить встретившуюся на дороге собаку.
Учитель: Вы – молодцы! Но не забывайте, что некоторые собаки могут оказаться больными, поэтому старайтесь избегать тесного контакта с бездомной собакой до тех пор, пока не убедитесь, что с ней все хорошо.
А сейчас задание для обеих команд! Сейчас в классе появится герой из известного произведения. Ваша задача – назвать этого героя и определить, кто он – враг или друг собаки.
В классе появляется Серый из повести Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
Серый: Я – коллекционер собачьих знаков! Единственный в республике! А табличка, которую я увидел на этом псе – настоящая редкость! Пятисотый знак! Чего только в моей коллекции нет! А вот до собак мне дела нет, от них одна грязь, вонь, да еще кормить нужно!
Учитель: Ребята, вы узнали этого героя?
Ученик: Это Серый из повести Троепольского! Он коллекционировал собачьи ошейники, а Бима побил палками, когда тот начал выть ночью.
Ученик: Он – настоящий враг собак, который видит в них только материальную выгоду!
Учитель: А теперь ваша задача – постараться убедить Серого в том, что собака - это не только грязь и вонь, а в первую очередь верный друг.
Ученик: Серый, наверное, вы так относитесь к собакам, потому что в детстве у вас её никогда не было и вы не знаете, как здорово играть с ней на улице, просыпаться он её теплого языка. Я думаю, вам стоит сходить в ближайший приют для собак, и вы увидите, как они будут рады вашему приходу!
Ученик: А я хочу рассказать вам случай из жизни, когда обычный пес спас мне жизнь! Я неудачно прыгнул в воду, ушиб ногу и начал тонуть. Мой пес, ни секунды не раздумывая, бросился за мной. Согласитесь, не каждый человек способен на такое!
Серый: Ребята, благодаря вам я понял, как важно иметь такого верного друга, как собака. Обещаю, что изменю своё отношение к собаками заведу себе славного пса!
Учитель: Ребята, вам удалось превратить врага собак Серого в друга, значит, наш сегодняшний урок прошел не зря! Вы поняли, что любого человека, который плохо относится к собакам, можно переубедить! Как же мы ответим на главный вопрос нашего урока – человек собаке друг?
Ученики: Друг!
Ученик: Просто нужно почаще напоминать людям о том, сколько радости и пользы приносят нам братья наши меньшие!
Учитель: Верно! Не забывайте и вы об этом! Спасибо за урок!