КЛАССНЫЙ ЧАС К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ИНВАЛИДОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СВЕРДЛОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 6»
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КЛАССНЫЙ ЧАС К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ИНВАЛИДОВ
"СОСТРАДАНИЕ. ПРАВО НА ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ
Составила классный руководитель 7— А класса
Сурина Екатерина Владимировна
2015
Цель: привлечь внимание школьников к проблемам людей-инвалидов, способствовать развитию нравственных качеств учащихся, обучать навыкам группового взаимодействия.
Ход занятия
1. Начало классного часа. “Коммуникативная атака”.
Учитель читает стихотворение “Ступени”, автор мальчик Антон, 12 лет.
Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.Ступени на моем пути в библиотеку,И я не могу прочесть книгу.Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,Обеспокоенным и болезненным, Испуганным и нервным.Ступени – это мрачный сумрак.О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени,Все эти ступеньки!
Учитель: Какое странное стихотворение написал 12-летний мальчик! Почему Антон так не любит ступени? (Он инвалид-колясочник). Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.
День 3 декабря объявлен международным Днем инвалидов. Ежегодно в нашем районе в начале декабря проходит декада инвалидов. Это возможность еще раз обратить наше внимание на тех людей, которые живут рядом с нами и нуждаются в сострадании и милосердии.
2. Практические упражнения.
Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза? За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?
Проведем небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика. Без помощи рук развяжите шнурки на обуви. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
На доске написаны слова (Слабые, больные, бессильные, зависимые, мужественные, волевые, жизнерадостные, умные, сильные, независимые…). Выберите из них те, которые на ваш взгляд характеризуют людей – инвалидов.
3. Истории о людях-инвалидах. Рассказ подготовленных учащихся.
Николай Петрович Караченцов. Родился в 1944 г., актер театра и кино. Народный артист РСФСР. С 1967 г. Снимается в кино в фильмах различных жанров – музыкальных, детских, приключенческих, драматических. Какие фильмы с его участием вы смотрели? (“Приключения электроника”, “Белые росы”, “Человек с бульвара Капуцинов”). Спортивный, импульсивный, энергичный. 40 лет он был любимцем театральной Москвы. В ночь на 28 февраля 2005 г. На обледенелой дороге в Москве автомобиль Караченцова попал в аварию. Он получил тяжелейшую травму головы. 26 дней пролежал в коме. Процесс выздоровления затянулся. Речь артиста не восстановилась, он вяло реагирует на окружающую обстановку и продолжить профессиональную карьеру не сможет. Он стал инвалидом. Несмотря ни на что в апреле 2007 г. Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй части книги серии “Автограф века”. За несколько часов он подписал 250 листов с его обращением к будущим поколениям.
Нина Малер – психолог из Швейцарии.
Родилась в 1944 г. Русские корни (бабушка из России). До 16 лет обычная девочка. Любила спорт: легкая атлетика, катание на коньках, прыжки в воду. Много друзей. В 16 лет тяжело заболела – полиомиелит. Нарушена дыхательная функция, парализованы руки и ноги. Она могла дышать только с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. Поддержка родных и близких помогла ей выстоять и найти смысл жизни в этом тяжелом состоянии. В 1968 г. Нина вышла замуж за Урса Дорица. В их доме временно проживали другие инвалиды – друзья и знакомые. Нина старалась научить их распоряжаться деньгами, быть независимыми, преодолевать разочарование. Позже она создала фонд помощи инвалидам России. Нина была депутатом городского совета. Умерла 6 ноября 2008 г.
Мэри Верди – девочка на инвалидной коляске очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением. Мэри создала группу “Танцующие колеса”. -Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы можем показать, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно всего достигнуть.
Лауреат Нобелевской премии Стивен Вильям Хокинг изучает фундаментальные законы, которые управляют Вселенной. Он является обладателем двенадцати почетных ученых званий. Его книги «Кратная история времени» и «Черные дыры, молодая Вселенная и другие очерки» стали бестселлерами. При всем при этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и остается в этом состоянии всю свою оставшуюся жизнь. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорит.
Одна из известных незрячих людей — ясновидящая Ванга. В 12-летнем возрасте Ванга потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. Нашли ее только вечером с забитыми песком глазами. Отец с мачехой не в состоянии были провести лечение и Ванга ослепла. Она привлекла к себе внимание в годы Второй мировой войны, когда по деревням прошел слух, что она способна определить местонахождение пропавших людей, будь они живы, или места, где они погибли.
Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803 -1804 годах Бетховеном была написана «Героическая симфония», в 1803-1805 годах - опера «Фиделио». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с «Двадцать восьмой» по последнюю - «Тридцать вторую», две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - «Торжественную мессу» и «Девятую симфонию с хором» (1824).
Летчик Алексей Маресьев, по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации и стал летать с протезами. После войны Маресьев очень много ездил, стал почетным гражданином многих городов. Он стал живым доказательством того, что обстоятельства можно преодолеть.
Франклин Делано Рузвельт - 32-й президент США - также был инвалидом. В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.
Рэй Чарльз, знаменитый американский слепой музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз, 17 раз был награжден премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Он ослеп еще в детстве.
Эрик Вайхенмайер - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Он потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако Эрик закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем - тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм «Коснуться вершины мира». Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.
Оскар Писториус, инвалид с рождения. Этот человек достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. Он также является популяризатором спорта среди людей с ограниченными возможностями, активным участником программ поддержки инвалидов и своеобразным символом того, сколь высоких успехов может достичь человек с физическими недостатками, даже в такой специфической сфере, как спорт.
Слепой американский музыкант, Стиви Уандер, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века в целом, был одним из основоположников классического соула и R’n’B. Стиви Уандер находится на втором месте среди музыкантов эстрадного направления по количеству полученных им премий Грэмми: он получал их 25 раз, в том числе за жизненные достижения. Музыкант ослеп вскоре после рождения.
Ирландец Кристи Браун, в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов, родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно нею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.
Наша землячка Екатерина Ивановна Литовченко родилась в городе Свердловске Луганской (тогда — Ворошиловградской) области в 1948 году. С 12 лет начала заниматься в цирке, отдавала предпочтение воздушной гимнастике. 25 июня 1966 года закончила 9 классов СШ № 7. После этого поступила в местное торговое профессионально-техническое училище.
Все это время она упорно тренировалась в цирковом коллективе ДК «им. Я. М. Свердлова». Постоянные ежедневные занятия делали свое дело, и группа стала выступать сначала в области, а потом — по всему СССР. 1 июня 1968 года произошел несчастный случай: во время отработки прыжков на батуте, упала с высоты, получив перелом шейного позвонка. C этого времени прикована к постели, получила инвалидность I группы.
В обществе инвалидов «Мужество» познакомилась с его председателем (Зайцевым Николаем Прокофьевичем), который вдохновил её к дальнейшим подвигам. Постепенно развивала мышцы шеи, освоила самостоятельно письмо, с помощью ручки, зажатой в зубах.
С 1993 года начала рисовать фломастером, карандашом зажатым в зубах. За все время было создано более 300 работ, которые выставлялись на выставках в США, Голландии, Бельгии и многих других странах Мира.
Свои работы, в основном, дарит. 29 ноября 1996 г. Указом Президента Украины Леонида Кучмы, присвоено звание «Заслуженный художник Украины». В 2003 году международным благотворительным фондом «Святой Марии» присвоен почётный титул «Украинская Мадонна». Умерла Екатерина Литовченко 16 июля 2012 года из-за второго инсульта. 44 года она была прикована к постели. Это удивительный человек, сильная духом личность.
4. Ролевая игра “Письмо правительству”.
Класс делиться на четыре группы.
1 и 2 группы – “общественность”, 3 группа – “журналисты”, 4 группа – “правительство”.
Ситуация.
19 октября 1991 года в Киргизии родились девочки сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы. Они были соединены в районе копчика и крестца. На двоих три ноги, общий таз, один на двоих мочевой пузырь. После рождения детей родители решили показать их журналистам в надежде, что кто-нибудь сможет помочь. Журналисты одной немецкой компании сразу откликнулись, предложив организовать операцию в обмен на съемку фильма. В итоге фильм был снят, а операция не состоялась.
В прессе часто стали появляться фотографии сиамских близнецов. Журналисты таким образом повышают рейтинг своих изданий. Однако у многих людей эти фотографии вызывают сердечные приступы, нервные срывы, особенно у пожилых людей и детей. Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Правительство стало получать множество писем. В одних высказывались требования запретить публикацию подобных фотографий, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фотографии, как предупреждение обществу. Правительство должно решить, что рекомендовать журналистам.
Задания для групп
1 группа пишет письмо в поддержку СМИ.
2 группа пишет письмо против публикации таких фотографий.
3 группа защищает право СМИ на распространение объективной информации.
4 группа задает вопросы представителям общественности и СМИ и выносит решение.
Обсуждение. По окончании игры школьники должны ответить на вопрос: Публиковать или не публиковать подобные фотографии?
История Зиты и Гиты. Завершение.
В России на беду девочек откликнулась ведущая программы “Здоровье” Елена Малышева. Она помогла организовать операцию, хотя до последнего момента сомневалась в ее необходимости. 6 марта 2003 года девочек успешно разделили в Московской Филатовской больнице. Операция была уникальной, и никто не мог спрогнозировать ее результат. Об операции рассказали многие телеканалы и газеты страны. Прошло 12 лет. Зита и Гита растут, учатся. Но они остаются инвалидами. Много средств требуется на их лечение. Только ремонт корсета ежегодно обходиться в 2,5 тысяч евро. Единственным и постоянным плательщиком по расходам на лечение девочек является телепередача “Здоровье”. В Киргизии организовали сбор средств для сестер Резахановых. Девочки решили не тратить всю сумму на себя, и создали Международный фонд помощи детям инвалидам, который они назвали “Сострадание. Право на лучшую жизнь”.
Несмотря на все трудности, инвалиды подают нам здоровым людям пример сострадания и мужества, милосердия и доброты. К сожалению, 29 октября 2015 года от продолжительной болезни Зита умерла.
5. Итог занятия. Стихотворение инвалида Сергея Ольгина.
С вами вера, надежда, любовь
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,Хоть каждый час – паденье и подъем,Под этим старым синим небосклономМы любим жизнь, и жить не устаем.Порой бывает – жизнь сдается черной,И не в туманном сне, а наяву,На дно невзгоды тянут, но упорноМы все же остаемся на плоту.Мы ненавидим, если нас жалеют,И в трудной повседневности своейСтановимся сильней и здоровееПри помощи единства и друзей.Так не пугай нас трудная дорога.Лютуй зима. Грозой гроза греми.Друзья, мы вместе можем сделать много,Чтобы остаться на земле людьми.Сломать никак несчастья нас не могут,Не стынет на морозе наша кровь,Приходят вовремя всегда нам на подмогу, Надежда, вера, мудрость и любовь!
Литература.
1. Ахметова И. Иванова Т. И др. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. М., 2005.
2. Ресурсы Интернета. Л.Л.Коноплина. Уроки доброты.
http://sputnik.web.ur.ru
http://www.sputnikinv.narod.ru