занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3









Конспект
организованной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте
в группе для детей старшего возраста
с логоневрозом











Учитель – логопед
высшей квалификационной категории
МДОУ детский сад
комбинированного вида №3
Анфилова Элеонора Валерьевна







Ярославль
2012 г.

Тема занятия «Звук [Н’]

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Вид деятельности: коммуникативная, игровая

Цель: развитие фонематического слуха

Задачи:
развитие навыков
длительного речевого выдоха
мягкого голосоначала
координации речи с движением
закрепление знаний детей о гласных звуках, о делении слов на слоги
развитие навыка выделения согласного звука [н’] из ряда звуков, из слогов, из слов на слух
закрепление правильного произношения изученных гласных и согласных звуков
закрепление навыка изменения имён существительных по падежам
закрепление навыка звукового анализа слогов
предупреждение дисграфии и дислексии
формирование навыка плавной вопросно – ответной формы речи
развитие моторики
развитие памяти, внимания, мышления, произвольного поведения

Оборудование:
Детали дома: стены, крыша, окно, дверь, труба, забор, фундамент (красный); Винни Пух; буква Н; жёлтые листья; схема для характеристики звука, наборы для проведения звукового анализа слогов, слов; счётные палочки; загадки; колокольчики; буква Н в ряду сходных букв, буква Н в ряду правильно и неправильно написанных букв
Предметные картинки:
олень, тень, веник, коньки, монета, конь, огонь, пень, дыня, кони, книга, окунь, подоконник, олени







Содержание

организационный момент
Мы сегодня будем помогать одному сказочному герою строить дом. Дом необычный. Для того, чтобы его построить, надо правильно выполнить все задания.

закрепление изученного
Сначала заложим фундамент. Фундамент – основа дома, на нём всё строится. Так и наши знания строятся, основываются на полученных ранее. Фундамент красного цвета. Какие звуки обозначаем красным цветом? (гласные). Повторим, что мы знаем о гласных звуках.

а) выделить гласный звук в словах: ток, жук, сад, рис, лист, клад, ум, сон, суп, зал, пир, кот

б) мы знаем: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Определите, сколько слогов в слове, и назовите гласные звуки: паук, тапки, кони, такси, каток, окна, кино, маска

логопед прикрепляет на доску красный прямоугольник – фундамент дома

знакомство с новым звуком
Сейчас мы будем строить стены. В этом нам поможет один звук. Но сначала этот звук надо угадать.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень)

От чего, мои друзья, убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит (Тень)
(на доске выставляются соответствующие картинки)

Какой звук есть в словах тень, олень? Дадим характеристику этого звука. [H’] – согласный, звонкий, мягкий звук, обозначаем зелёным цветом. Значит, и стены нашего дома будут зелёными. Звук [H’] обозначаем буквой Н (буква ставится на доску, прикрепляется зелёный прямоугольник - стена)

выделение звук нас слух.
Теперь нам надо поставить дверь. Если в дверь постучать, мы это услышим. Для того, чтобы установить дверь, надо правильно выполнить задание: если услышите [H’], позвоните в колокольчик.

а) из ряда звуков: [н’], [н], [т’], [н’], [м’], [л’], [н], [с’], [м]

б) из слогов: ни, ти, не, но, лю, ни, ань амь, он, онь
в) из слов: день, дети, нити, ноты, книги, магнит, окно, подоконник, огонёк, Никита, Ната
(итог задания – прикрепить дверь)

физ. минутка, дыхательное упражнение
Какое сейчас время года? (осень). Какой звук в конце слова осень? ([H’]). Дайте характеристику этого звука.
Осенью с деревьев опадают листья – это листопад. (дети берут жёлтые листочки и сдувают их с ладони, логопед следит ха правильностью вдоха и выдоха)

отработка навыка плавной речи – называние предметов на картинках, развитие памяти и внимания.
Теперь нам нужно окно. Зачем нужны окна в доме? (ответы детей). И мы сейчас будем называть предметы, которые мы видим на картинках. (образец – Это дыня. Я вижу дыню) – все картинки выставлены на доске.
Игра «Что пропало?» (в конце задания прикрепляется окно)

Определение места звука в слове.
Кроем крышу. Чтобы крыша не текла, чтобы в доме было тепло – каждой досочке своё место. Так и каждому звуку в слове своё место. (Дети называют предметы на выставленных ранее картинках, определяют количество слогов в слове и место звука [H’] в слове). В конце задания логопед прикрепляет крышу дома.

запоминание буквы Н.
Звук [H’] обозначается буквой Н. Чтобы установить трубу на крыше, нам надо выполнить следующие задания:

а) найти букву Н в ряду сходных букв

б) найти букву Н в ряду правильно и неправильно написанных

в) составить букву Н из палочек

звуковой анализ слов
Дом готов. Теперь построим забор. Забор будет разноцветным. Чтобы определить цвет досок, надо выполнить следующее задание – проанализировать слоги. Первый слог НИ. Какой звук первый? ([H’]). Дайте характеристику этого звука. (согласный, звонкий, мягкий звук, обозначаем зелёным цветом). Значит, первая доска нашего забора будет зелёная. Какой второй звук? ([И]). Дайте характеристику этого звука. (Гласный, обозначим красным). Вторая доска – красная. (прикрепляется забор с левой стороны дома)
Аналогично проводится анализ слога ИНЬ. (прикрепляется забор с правой стороны дома)
физ. минутка
В огороде (руки перед собой)
За забором (руки согнуть в локтях перед собой)
Подрастают (тянуться вверх)
Помидоры (круг руками)
Держатся («кулачки»)
За колышки (руки согнуть в локтях перед собой)
Греются на солнышке (руки в стороны)

закрепление навыка плавной речи.
а) мы хорошо поработали, теперь можно отдохнуть, давайте отгадывать загадки. В отгадке есть звук [H’].
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (огонь)
Кто на своей голове лес носит? (олень)
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку. (веник)
Картинки – отгадки выставляются на доску.

б) А теперь ответьте на вопросы, используя картинки – подсказки (на доске)
Что купила мама? (ответ: «Мама купила дыню»)
Кто пасётся на лугу? (кони)
Что читает мальчик? (книгу)
Где стоит цветок? (на подоконнике)
Кого поймал Никита? (окуня)
Кто вышел на поляну? (олени)
Какой звук встречается во всех этих словах? ([H’]). Дайте характеристику этого звука.

итог занятия
О каком звуке мы сегодня говорили на занятии? Что мы построили, выполнив задания? А вот и хозяин дома. Это сказочный герой, живущий в волшебном лесу. В его имени тоже есть звук [H’]. Его лучший друг – Пятачок. Это (Винни Пух). Они с Пятачком уже спешат на новоселье! (прикрепляется картинка)


6 Заголовок 1: Заголовок 2Ў: 15тN Основной текст с отступомT Основной текст> Основной текст 2Times New RomanArial Unicode MSCourier New4Муниципальное дошкольное образовательное учреждение