Интегрированное занятие психологического тренинга и логопедического занятия в 1 классе. Тема: Путешествие в зимний лес.
Филиал МАОУ Сорокинской СОШ № 1 - Сорокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида)
Интегрированное занятие психологического тренинга и логопедического занятия в 1 классе.
Тема: Путешествие в зимний лес.
(семинар для учителей, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ)
Составители: учитель – логопед Кислякова Е.Н.
педагог – психолог Пономаренко О.В.
«06» декабря 2016г.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- уточнять и расширять знания учащихся о времени года зима;
- учить отвечать полным ответом;
- расширять представления о белом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать органы артикуляции;
- совершенствовать моторные навыки в частности мелкую моторику кисти, поддерживать двигательную активность;
Коррекционно - воспитательные:
- формирование оптимального эмоционального тонуса, вызвать радость и восторг от наблюдений за природой зимой, вызвать эмоциональный отклик на литературные, музыкальные произведения.
Оборудование:
-ТСО (мультимедиа);
-дидактические игры: «Снежки», «следы» на бумаге, игрушки зайчиков.
- раздаточный материал: индивидуальные зеркала.
Ход занятия
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность обучающихся
1. Организационный момент Педагог психолог подводит детей в класс. К нам сегодня на занятие пришли гости, они пришли посмотреть, чему вы научились.
Поздоровайтесь с ними. Здороваются
2. Сообщение темы занятия Слайд№2
Педагог - психолог
Сегодня я приглашаю вас в путешествие. А в путешествие мы отправимся на волшебных санях. Давайте сядем в волшебные сани и помчимся, а куда мы попадём, вы мне скажите позже.
Вот мы с вами в Зимнем лесу. Садитесь на места, немного отдохнём после трудной дороги и успокоим дыхание. Расслабьте всё тело, опустите плечики. Дышим медленно и спокойно. Вдох. Выдох… Вдох… Выдох.
Посмотрите по сторонам. Сколько вокруг нас белого цвет!
Слайд № 3-14
Упражнение «Ощущение цвета»
Посмотрите на экран. Попробуйте ощутить, какой белый цвет нежный, чистый, удивительный, лёгкий, холодный. Какое настроение он создаёт? (радостное). Дети встают друг за другом, положив руки на плечи, впереди стоящему. На детей
набрасывается белый тюль,
музыка делается громче, берётся за руку первый ребёнок и вводится в класс. Продолжая двигаться по классу, меняется темп
движения и направления,
преодолеваются препятствия (проходится между партами, переступают через лежащее препятствие и т.д.)
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
3. Развитие мелкой моторики, органов артикуляции и ориентировки в пространстве. Педагог – психолог
Пальчиковая гимнастика
«Очки»
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил трам-трам-трам.
Давайте надеваем очки и найдём зайчиков.
Артикуляционная гимнастика
Учитель – логопед
Зайцы разбежались очень быстро.
Я предлагаю язычком показать, как прыгают зайцы.
В лесу зимой бегают не только зайцы, а ещё и другие животные.
- Лисичка хвостиком следы заметает.
- Повоем как волки.
- Белочка прыгает с веточки на веточку. Дети делают из пальчиков очки и оглядывают класс.
Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты.
Упражнение " Конфета"
Упражнение " Часики"
Упражнение " Трубочка с произношением гласной"
Упражнение " Качели"
4. ЧистоговорениеРебята посмотрите, а зайчик оставил на снегу следы, но по этим следам его может найти лиса. Поможем зайчику убрать следы?
Я уберу след, а вы за мной повторяете движения и слова.
- Ма – ма - ма – пришла снежная зима;
- Ег- ег- ег-всё засыпал белый снег;
Ки – ки – ки – любим мы играть в снежки;
- Оз – оз- оз – щиплет щёки нам мороз;
Лю – лю – лю- зиму снежную люблю. На каждое слово обучающиеся касаются пальцев рук. Проговаривают по одному разу.
5. Игра-физминуткаПедагог – психолог
Упражнение " Весёлый мешочек"
Каждому ребёнку даётся полиэтиленовый мешок. Все мешки одинакового размера. После выполнения каждого задания мешки нужно распрямлять и разглаживать руками.
- скомкать мешок в руках так, чтобы его не было видно;
- скомкать мешок правой (левой) рукой попеременно так, чтобы его не было видно;
- зажимать мешок-палочку под правой и левой коленками, выполняя прыжки.
6. Развитие фонематического слуха.
Учитель – логопед
Игра «Снежки»
В зимнем лесу все деревья мороз украсил. А нашу ёлочку мороз не заметил. Давайте украсим её снежками. Снежки на доске, на каждом снежке картинка. Нужно выбрать только тот снежок, где в названии картинки первый звук [С]. И только этим снежком украсить нашу ёлочку. Обучающие на доску крепят снежки с картинками слова которых начинаются на звук [С].
7. Работа над фразовой речью. Слайд №15
Учитель – логопед
Упражнение «Составь по картинке предложение»
В лесу зимой животные не только бегают, но и занимаются разными другими. А вот какими я предлагаю вам посмотреть.
Кого мы видим на картинке?
А кого ещё вы видите?
Что делает лиса?
А что делает мышка? Дети отвечают на вопросы и составляют предложения.
8. Релаксация Слайд №16
Педагог- психолог
Зима-зимушка белаС белым снегом забрела.Белый иней раскидала,Все вокруг вдруг белым стало.Белым стали домики, деревья и сады.Березы, ели, ивы и бугры.Белые все лесочки и поляБелоснежная вся моя земля Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами и слушают стихи, прочитанные под музыку
9. Подведение итога Учитель – логопед
- Скажите, где мы с вами побывали?
- Сегодня на занятии, какого цвета было много?
- В какое время года нас окружает белый цвет? Отвечают на вопросы.
10. Рефлексия Педагог- психолог
Ну вот, наше занятие подошло к концу.
Если с чем-то не справились, было не интересно, то похлопайте в ладоши перед собой.
Если у вас всё получилось и всё понравилось, то похлопайте в ладоши над головой.
- Молодцы старались выполнить все задания и мы рады, что вам всё понравилось.