Методика изучения уровня социализированности обучающегося

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методика для изучения социализированности личности учащихся
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Прочитайте суждения и оцените степень своего согласия с их содержанием по шкале:
4-всегда; 3-почти всегда; 2- иногда; 1- очень редко; 0-никогда.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка полученных данных. Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого ученика бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1
5
9
13
17

2
6
10
14
18

3
7
11
15
19

4
8
12
16
20

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нрав- ственности) с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.