Рефлексивный отчет по внедрению изменений в практику преподавания
Отчёт по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения и управление ими.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что учителю приходится пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и искать новые, более эффективные пути. Он требует от людей умения ориентироваться во всех видах обширной информации и каждый сегодняшний ученик должен быть способным самостоятельно мыслить, размышлять о своих действиях, находить решения.
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. На таком уроке при активной деятельности всех детей каждый ученик приобретает определённые знания и навыки.
Обучаясь на курсах по новой трёхуровневой программе переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджским университетом, узнала, что базовый материал дифференцирован в семь взаимосвязанных модулей, применение которых на практике и должно внести изменения в мою педагогическую деятельность.
Конструктивистская теория обучения требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими формированию знаний, идей, навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения. «В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся» (Barber and Mourshed, 2007).
При составлении среднесрочного планирования передо мной стоял вопрос: «Чему и как я хочу научить детей?». Цель серии последовательных уроков - развивать умения учащихся приобретать и совершенствовать навыки самостоятельного сбора информации по теме урока, анализировать и критически обрабатывать информацию, представляя результат обработки в доступной, лаконичной форме, совершенствовать навыки коллаборативного взаимодействия.
Составляя среднесрочное планирование серии последовательных уроков химии по теме «Важнейшие d – элементы», учитывала внедрение всех семи модулей в практику.
Приехав на практику в школу, полностью переосмыслила свой подход при планировании учебного процесса. Модуль «Новые подходы в обучении» включает в себя педагогические подходы, известные как «Обучение тому, как учиться» и «Преподавание и обучение на основе диалога». На всех уроках с помощью физминуток «Две половинки», «Школьный рэп», «Маша и медведь», «I like you!» создавалась коллаборативная среда и психологически благоприятная обстановка. До обучения на курсах считала, что хорошо знаю своих учеников, но новые подходы в обучении показали мне моих учеников совсем с другой стороны. Мовлади казался мне уверенной в себе личностью, но он не танцевал, а только делал движения руками, потому что стеснялся, говорил, что не умеет танцевать. Гульмарал, наоборот, считала немного замкнутой, а она очень активно работала в группе. Групповая форма работы помогла мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. Саша, которая обычно предпочитала работать самостоятельно, к третьему уроку с удовольствием работала в группе. Также раскрылись лидерские качества Сергея: он умело организовал работу в своей группе, оптимально распределив обязанности. Аслан пассивно относился ко всем заданиям, но на последнем уроке участвовал в составлении кластера. Наблюдения за учащимися способствуют эффективному планированию последующих уроков с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Согласно теории критического мышления структура каждого урока включает 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексию. Ежедневно на всех уроках старалась направить учащихся к формулировке темы и целей урока. Для этого использовала такие задания, как мозговой штурм, «Что объединяет эти картинки?» на первом уроке, решение анаграмм на втором, «Верные и неверные утверждения», стихотворения – загадки. Ученики довольно быстро и активно включились в этот процесс, так как эта работа проводилась на каждом уроке. Стадия вызова очень важна, все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а, как известно, хорошее начало – половина дела. Учёные – дидакты Д. Дьюи, Б. Блум считают, что необходимо дать возможность учащимся самим поставить цель обучения, создающую необходимый внутренний мотив к процессу учения.
Модуль «Обучение критическому мышлению» подразумевает формирование у учащихся умения делать выбор, рассуждать, анализировать, синтезировать.
Знания приобретаются в результате вовлечения учеников в диалог. Поэтому на всех уроках химии организовывала групповую работу: ведь благодаря этой стратегии учащиеся будут самостоятельно искать решения поставленной проблемы, а не получать ответ в готовом виде. Недаром древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Следовательно, моя задача состоит в умении создавать перед учениками проблемную ситуацию, в ходе разрешения которой учащиеся сами добывают новые знания. По мнению Л. Выготского «учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми». В период практики на стадии осмысления старалась использовать различные приёмы критического мышления: инсерт, тонкие вопросы, направленные на запоминание конкретных фактов и толстые вопросы, направленные на анализ, синтез (таксономия Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений; кластеры по теме «Применение меди и цинка», «Биологическая роль меди и цинка», «Способы защиты о коррозии», мозговой штурм и другие.На стадии рефлексии использовала такие приемы как светофор, большой палец, стикеры, смайлики. Критическое мышление способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию, я на собственной практике убедилась в эффективности данного подхода и планирую в дальнейшем использовать его на уроках.
Формирование у учащихся саморегуляции – самая необходимая и в то же время самая сложная задача современного образования. Уровень саморегуляции у всех учеников разный, поэтому я старалась учитывать особенности восприятия, мышления учеников, внедряя модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся». В классе учащиеся 1997 – 1998 годов рождения. Все задания были составлены с учётом возрастных особенностей учащихся и не вызвали затруднений при их выполнении.
Чтобы учащиеся видели результаты своего труда, они должны быть вовлечены в процесс оценивания обучения. Что же такое оценивание? «Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении» (Руководство для учителя, стр161)
Что значит оценить ученика? Это значит определить, на какой ступени (по таксономии Б. Блума) находится ученик, понять, насколько он знает учебный материал и что умеет.
Традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся, обеспечению обратной связи, не определяет сложности в обучении. Формативное оценивание (оценивание для обучения) - оценивание первичных знаний и навыков ученика и его продвижение в обучении. Стараюсь обозначить важность ответа каждого учащегося, избегаю отрицательных комментариев, придерживаясь положительных, либо нейтральных: «да, это правильный ответ!», «хорошая попытка, но это не совсем так», «что-то близко, но не совсем точно», «кто точнее скажет», «поподробнее, пожалуйста». Устную обратную связь поддерживаю положительными комментариями: «Молодец, ты нашла правильный способ решения вопроса, но не объяснила», «Хорошо», «Правильно». Суммативное оценивание (оценивание обучения) - обобщение знаний на том или ином этапе.
На уроках применяла критериальное оценивание (учащиеся сами вырабатывали критерии), самооценивание и взаимооценивание (листы оценивания). При работе в группе взаимооценивание осуществлялось по критериям, разработанным самими учащимися.
Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке является взаимооценка и самооценка. Переход от оценивания учителем к самооцениванию может стать довольно затруднительным шагом, и оценивание своих одноклассников способно облегчить данный процесс. Как писал Блэк и другие, (2003): «Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать». Слушая и анализируя то, что дети говорят и делают, я имею возможность эффективнее поддерживать учащихся в их обучении, используя принцип формативного оценивания. Особенно это необходимо для Яны. Она очень старается выполнять задания, но ей нужны одобрение, поддержка со стороны учителя.
Несмотря на то, что совместно с ребятами были разработаны критерии оценивания, некоторые учащиеся (Вика и Юля) занизили свои отметки, что свидетельствует о низкой самооценке.
На практике при оценивании работ учащихся я столкнулась со следующими проблемами: неумение вырабатывать критерии, необъективность самооценивания и взаимооценивания. В последующем планирую продолжить работу по оцениванию, подбирать индивидуальные задания для слабых учащихся, учить объективному, обоснованному оцениванию.
Подводя итог, можно сделать вывод, что успех обучения будет зависеть от того, насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание в процессе обучения.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Поэтому все уроки сопровождались презентациями, которые включали физминутки, демонстрацию нового материала, критерии оценивания, тесты, задания и т.д., это позволило мне оптимизировать учебный процесс. При помощи ИКТ есть возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Учащиеся пользовались сотовыми телефонами, планшетами для поиска информации по темам «Медь и цинк», «Железо», «Коррозия металлов», для выяснения спорных вопросов по теме «Хром» (разные данные о физических свойствах хрома в учебнике и раздаточном материале). Для более глубокого применения ИКТ на уроках существует ряд трудностей: не всегда есть возможность заниматься в кабинете с соответствующим оборудованием.
Учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и планирования. Модуль «Обучение талантливых и одарённых» основывается на идее индивидуального подхода, предполагающего установление потребностей учеников. В данном классе к одаренным ученикам можно отнести Олю Л, Наташу К. и Лену Ш. Ознакомившись с модулем «Обучение талантливых и одаренных учащихся», я более глубоко стала переосмысливать значение слов «одаренный», «талантливый», в чем их отличие. Эта тема хорошо исследована в трудах Фримана, который выделил несколько основных критериев для выявления способных и талантливых учащихся. Согласна с авторами Руководства для учителей, которые считают, что данная категория учащихся нуждается в другом подходе к их обучению. Учащимся с высоким уровнем саморегуляции нужны задания творческого характера, способные их стимулировать на более успешные достижения. В школах, где основная масса детей «обычных», одаренные и талантливые учащиеся находятся на одном с ними уровне. Необходимо работать с такими детьми и на уроках и после, составляя индивидуальные задания, требующие для решения анализ, синтез и оценку приобретаемых знаний. Систематическая работа с одаренными учащимися приносит свой результат: Оля Л. заняла 3 место в областном форуме, а Лена Ш. заняла 3 место в районной олимпиаде, что, в конечном итоге, становится достижением самого педагога
В дальнейшей работе планирую уделять больше внимания развитию одарённости: разработать комплекс заданий и план действий, направленных на раскрытие талантов.
Лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. Модуль «Управление и лидерство» основывается на убеждении, что «устойчивое изменение и развитие в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах».(Руководство для учителя, стр 118)
На протяжении всех уроков я была в роли лидера и наблюдателя. Работала над созданием коллаборативной среды, что позволило учащимся сблизиться и проявить себя, а это способствовало активной работе детей на уроке. Давала возможность раскрыться тем ребятам, которые раньше не выделялись из класса, предпочитали отмалчиваться. Многие учащиеся (Нармина С, Сергей Д., Юля Б.) «загорелись» желанием познавать новое на уроке, где они смогут делиться со своими сверстниками различными идеями, и теперь с большим удовольствием будут ходить на уроки.
На всех моих уроках, с целью наблюдения за работой учеников присутствовали коллеги: учителя методического объединения, завуч, учитель информатики. Их анализ урока и рекомендации помогли мне при планировании следующих уроков.
Подводя итоги, хочу отметить, что на уроках, в ходе реализации семи модулей Программы мы учились:
- работать в парах, группах;
-самостоятельно добывать знания через активную деятельность;
-грамотно формулировать различные типы вопросов;
-критически мыслить, доказывать свою точку зрения;
-учились самооценивать и взаимооценивать работу друг друга;
- собирать, анализировать, систематизировать информацию.
Учащиеся привыкают работать в группе, в классе – доброжелательная, дружеская атмосфера, что способствует учащимся увереннее чувствовать себя и активно работать во время урока, они могут свободно формулировать свои собственные суждения, слышать и слушать друг друга.
Были и трудности, решение которых и будет моими задачами в дальнейшей практике:
дифференцированные задания для обучения талантливых и одарённых;
формативное и критериальноеоценивание и его объективность;
самооценка и взаимоценка учащихся.
организация обратной связи с учащимися.
Внедрение семи модулей Программы в педагогическую деятельность будет способствовать более эффективному усвоению материала, повышению мотивации, качества знаний учащихся.
Если взвесить трудности и положительные моменты в практической деятельности, то все равно положительных моментов больше. И, на мой взгляд, всё зависит от убеждений учителя, который, несмотря на все трудности, способен видеть и прогнозировать ситуации успеха, проявляет в трудных ситуациях свои лидерские качества, способен саморегулироваться, умеет признавать свои ошибки, и учится вместе со своими учениками. И самым главным для меня является то, что выработала умение рефлексировать, анализировать после каждого урока свои недочеты и моменты успеха. Уверена в необходимости внедрения новых подходов в обучении, и буду прилагать усилия к этому, и именно это качество умение анализировать, видеть трудности и искать пути решения окажет неоспоримую помощь.
Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером своего дела, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности. Считаю, что от мастерства зависит все. А само мастерство – результат длительного, упорного труда учителя над собой. Как сказал Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами».