Методический материал на тему Инновационная деятельность МБОУ ДОД ЦВР Гармония
Инновационная деятельность в МБОУ ДОД ЦВР « Гармония»
г.Тихорецк
Учреждения дополнительного образования уже по своей сути являются инновационными, так как творческая деятельность в его стенах уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.
Сегодня Центр внешкольной работы рассматривается не просто как функционирующий центр, творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования.
Ведущие идеи обновления образовательного процесса нашли свое отражение в программе деятельности Центра внешкольной работы « Гармония»
г. Тихорецка. Это:
-Идея содружества- педагог + ребенок + родитель;
-Идея сотворчества педагога и воспитанника;
-Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на своего « Я»;
-Идея воспитания человека своего времени;
- Идея участия личности в формировании социума.
Педагог дополнительного образования должен четко представлять свой педагогический процесс и владеть понятийным словарем. Итак, кто является объектом инновационного процесса - дети! Обратимся к понятийному словарю.
Термин «инновация» (от латинского - обновление, новинка, изменение) –наука о нововведениях; «Инновация» - процесс нововведения; нововведение- целенаправленное изменение; нововведение- только организация нового; инновационный процесс- отражает в себе формирование и развитие содержания и организация нового.
Инновационная деятельность:
- разработка
- поиск
-освоение и использование навыков.
Понятие «новое» является одним из стержневых понятий в инновационной педагогике. Два типа «новое»:
Впервые создание новое (адекватно открытию).
Новое, имеющее примесь старого (из слоев нового и старого).
В России определились 3 направления инноваций в дополнительном образовании:
- Раннее выявление способностей и интересов ребенка.
- Ранняя специализация.
- Ранняя социализация подростка.
Условия инновационной работы:
Материальные:
- приобретение литературы;
- научно-методическая работа.
Организационные:
- комфортная обстановка для педагога, родителей, ребенка;
- новая система контроля за ходом инновационной деятельности.
Содержательные:
- семинары,
- лаборатория педагогического мастерства,- административные совещания,
- диагностика.
Существуют такие виды структур инновационного процесса, как:
деятельностная структура; мотив - цель – задачи – содержание - формы- результаты.
Субъективная структура – деятельность всех субъектов развития: директор, заместители, воспитанники, родители, спонсоры, методисты, консультанты. Структура жизненного цикла – выражающая в этапности : возникновение (старт) - быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия (проникновение и распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация – кризис.
Управленческая структура: планирование – организация – руководство – контроль.
Организационная структура инновационного процесса:
Этапы:
Диагностический,
Прогностический,
Собственно – организационный,
Практический,
Обобщающий,
Внедренческий.
Каждый этап инновационной деятельности требует от педагогов адекватных профессиональных компетенций.
Профессиональная компетентность – основа деятельности педагогов. При внедрении инноваций более востребованы такие профессиональные компетенции, как организационные и коммуникативные, а при разработке инноваций прежде всего необходимы конструктивные и проектировочные компетенции. Методическая компетентность понимается как часть профессионально- педагогической компетентности, определяющая готовность педагогов;
- осуществлять традиционную педагогическую деятельность;
- проектировать и конструировать педагогические инновации, т.е. готовность:
1) профессионально отбирать содержание инновации;
2) Проектировать его реализацию путем применения современных педагогических технологий;
3) прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации;
4) описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации.
Для внедрения в образовательную деятельность инновационных технологий на сегодняшний день администрация ЦВР разрабатывает:
- Модель педагога дополнительного образования нового типа;
- Новые направления в обучении;
- Систему поощрения для педагогов;
- Возможности творческого профессионального роста педагога дополнительного образования; Систему досуговой деятельности воспитанников
- Технология обучения педагогов;
- Возможности обучения родителей;
- Систему досуговой деятельности воспитанников и их родителей;
- Программу работы с одаренными детьми;
- Возможности введения в образовательную деятельность коррекционной программы ( психология);
- Новые педагогические технологии;
- Систему формирования лидерских качеств и умений воспитанников;
- Новую систему управления в структурных подразделениях;
- Диагностические методики (в условиях дополнительного образования).
Диагностическая карта выявления уровня методической компетентности педагогов
Методическая компетентность Показатели (индикаторы) оценивания
Информированность об инновационных явлениях в образовании 1.Имеет сведения об инновационных процессах в образовании детей.
2.Выделяет и обосновывает приоритеты в современном образовании
3.Умеет выделить проблемы для развертывания инновационной деятельности.
4. Умеет направить свое изучение на то направление, которое раньше не было изучено.
5. Аргументирует выбор инновационного направления практическими нуждами.
6.Подбирает средства для решения практической инновационной задачи.
7.Грамотно и рационально отбирает необходимые источники информации для анализа состояния проблемы.
Определение содержания инновационной деятельности 1.Выделяет приоритетные направления для развертывания инновационной деятельности.
2.Формирует объективно существующие противоречия для определения содержания инновации.
3.Обосновывает выбор содержания инновации, ее актуальность и значимость для науки и практики.
4.Формирует проблемы инновации.
5.Видит отсроченный ожидаемый результат.
6.Пректирует содержание инновации с учетом возрастных особенностей детей.
7.Видит траекторию развития ребенка в соответствии с реализуемым содержанием инновации.
Отбор наиболее эффективных педагогических технологий реализации содержания инновации. 1.Знает современные педагогические технологии.
2.Умеет спроектировать применение современных технологий для реализации содержания инноваций.
3.Делает отбор технологий развивающего обучения, наиболее адекватных содержанию инновации и возрасту воспитанников.
4.Самостоятельно оценивает эффективность применения технологии.
5. Самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий оценивания эффективности технологии.
6. Разрабатывает авторские педагогические технологии развивающего обучения.
Разработка педагогом инновационной методической продукции 1.Видит необходимость разработки той или иной инновационной методической продукции.
2.Знает структуру и содержание разных форм инновационной методической продукции.
3.Конструирует необходимую инновационную методическую продукцию.
4.Умеет прописывать необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования.
5.Описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования.
6.Ведет учет индивидуальных особенностей детей в содержании инновационной продукции.
7.Создает методическую продукцию востребованную другими педагогами.
8. Четко определяет цели и задачи разработки методической продукции.
Подбор или разработка критериев оценивания качества образования на основе данной инновационной методической продукции 1.Владеет сведениями о критериях оценивания качества образования детей.
2.Умеет отбирать наиболее адекватные критерии оценивания качества образования в соответствии с разработанной методической продукции.
3.Разрабатывает критерии оценивания образованности детей в соответствии с содержанием и направлением методической продукции .Организация педагогом самообразования для осуществления инновационной деятельности 1.Умеет выделять основания для самообразования.
2. Выделяет приоритетные направления для развертывания самообразования.
3.Формулирует наиболее актуальную тематику самообразования.
4.Определяет этап самообразовательной деятельности.
5.Определяет ожидаемые результаты по каждому этапу самообразования.
6.Использует научно-методический материал в самообразовательных целях.
7. Выделяет из найденного материала основное и необходимое в соответствии с целью, проблемой и этапом самообразования.
Для заполнения данной карты руководителем предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению методической компетентности по 10-бальной шкале:
10-9 баллов - если показатель присутствует в деятельности педагога в полной мере;
8-7 баллов – если показатель присутствует в деятельности педагога не в полной мере;
5-6 баллов– показатель присутствует в деятельности педагога в меньшей мере;
3-4 балла – показатель отсутствует.
За каждый показатель проставляется оценка (в баллах),
Затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя. Если педагог набирает:
90-100%- уровень его методической компетентности оптимальный;
89-70%- уровень его методической компетентности достаточный;
69-50%- уровень компетентности критический;
Менее 50%- уровень недопустимый.