Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания


Рефлексивный отчет по внедрению изменений в собственную практику преподавания
При обучении на трехуровневых курсах мы познакомились с семью модулями Программы. Каждый из семи модулей содержит множество инструментов, которые мы, как учителя, можем использовать для того, чтобы наши уроки стали более содержательными, познавательными, и давали более ощутимый результат обучения наших учеников. Поняла, что в меняющемся мире мы должны меняться в первую очередь, чтобы быть интересными своим ученикам. Я попыталась взглянуть на свое преподавание глазами ученика. Было ли ему интересно на моем уроке, а понимал ли он необходимость той или иной темы. Приходилось слышать от родителей, что история не всем в жизни пригодится, значит необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям, и на уроках истории учить их думать, анализировать, рассуждать. Эти умения очень необходимы будут им в жизни.
Все семь модулей программы я пыталась реализовать в серии четырех последовательных уроков истории в 5 классе. Акцентом моим был модуль «Новые подходы в обучении». В моей практике Диалоговое обучение и обучения тому, как учиться стало для меня новым и интересным.
Диалог осуществляется через взаимодействие между детьми, в групповых и парных работах, на серии моих последовательных уроков виды работ были различными.
Это и составление кластера «Паучок», совместная фронтальная работа «Ассоциации», презентация постеров и карты ума. Учащиеся осуществляли взаимопроверку по готовым ключам, взаимооценку по заранее подготовленным критериям, учились самостоятельно оценивать знания одноклассников, учились правильно задавать вопросы в таких играх, как велосипедная цепь «Ты мне - я тебе», заполнение пустых клеток таблицы «Строим дом». Чарльз Диккенс сказал: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Обучение критическому мышлению осуществляется так же на каждом уроке истории. Мною были запланированы и проведены такие приемы, как «Горячий стул». Эти игры подразумевали постановку открытых и закрытых вопросов. Ученики учились самостоятельно формулировать такие вопросы и находить на них ответы. Монтессори говорила: «Наибольшим знаком успеха для учителя является возможность сказать: «дети в настоящее время работают так, будто я и не существовал». Очень хорошим, по моему мнению, стал примененный мною метод составления тестов по теме самими детьми. Конечно, эти тесты были далеки от идеала, но основной моей целью было научить ребят составлять вопросы различного типа, дать правильный ответ и спрогнозировать возможные неверные ответы, которые могут дать ученики на эти вопросы.
Оценивание для обучения и оценивание обучения присутствуют абсолютно на каждом уроке. В течение урока ученики получают формативное оценивание как от меня в словесной форме, в форме смайликов, стикеров, наклеек, так же и от одноклассников в виде аплодисментов, от «кулака до пяти пальцев», «Светофор». То есть на всех уроках оценивали друг друга, высказывали свои пожелания, отмечали положительные моменты, давали рекомендации.
Оценивать себя тоже не просто, самооценка по готовым ключам, по заранее подготовленным критериям присутствовала на всех моих уроках. Оценивание обучения я производила в виде суммативного оценивания. Результаты самостоятельных работ по завершении темы меня не сильно расстроили но и не разочаровали.
Талантливые и одаренные дети на моих уроках не скучали, я уделяла достаточно внимания. Во-первых, это подготовка индивидуальных сообщений и красочных презентаций. На любом уроке готовлю дифференцированные задания, для них уровень заданий гораздо выше, чем для остальных. Они постоянно являются моими палочками-выручалочками, оказывают консультации и помощь слабоуспевающим или испытывающим затруднения. Проверка домашнего задания перед уроком входит в их обязанность с 1 класса. «Такие дети нуждаются в иных заданиях, отличающихся от заданий своих сверстников. Они должны быть более «стимулирующими» или повышенной сложности» (РДУ с. 179) Талантливые и одаренные дети требуют от нас большого внимания, пожалуй, больше, чем слабые и отстающие. Самое важное держать таких учащихся в тонусе, в ритме, самое страшное, если в них в какой-то момент появится состояние скуки, усталости или отрешенности от предмета. Интерес этих учащихся всегда нужно поддерживать различными интересными и творческими заданиями, давать им возможность проявить себя необычным способом, в участии в различных семинарах, конкурсах и олимпиадах.
Что касается лидерства в образовании, то здесь нужно отметить, что я, как учитель, несомненно, беру на себя права и обязанности лидера на уроке. Но и не только на уроке и вообщем в своей школе, потому, что я вношу изменения в свою практику. Я управляла процессом работы детей на уроке, дети не были предоставлены самим себе. Их работа находится под постоянным моим контролем, но этот контроль не настолько тотальный, как раньше, скорее наблюдение и направление. То есть, моя роль учителя перестала быть доминирующей, мое участие было минимизировано, а ученики максимально были включены в работу. Таким образом, моя роль на уроке стала ролью скаффолдера. Л. С. Выготский писал: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Но с другой стороны, как утверждал Ральф Нейдер, «задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером». Я хочу, чтобы лидерство для меня стало стилем жизни, чтобы идти по жизни с таким кредо: «Кто, если не Я?» Что касается моих учащихся то я ставила перед собой задачу, чтобы каждый, самый стеснительный ребенок раскрыл себя, показал свои возможности, развивал в себе лидерские качества, которые будут необходимы в жизни, ведь «лидеры не рождаются и не делаются кем-либо – они делают себя сами».
Модуль «Применение ИКТ» был реализован мной в полном объеме. В моем распоряжении был класс, оснащенный мультимедийной доской. На каждый урок была подготовлена презентация. Это было оправдано, так при работе очень важна наглядность, к тому же, это очень эстетично и экономит время на уроке. На мультимедийной доске выполняли флипчарт к ассоциации слово «Космос». Учащимся было очень интересно работать и к доске выходили с удовольствием. На уроках выполняли тесты. После завершения тестирования могли сверить ответы. Необходимо отметить, что при подготовке сообщений и презентаций, ребята так же пользовались ресурсами интернета. И это очень важно в нашем быстро развивающемся и меняющемся мире, что дети умеют ориентироваться в поступающей информации и умеют искать информацию в различных источниках: книги, газеты, СМИ, интернет.
Все задания были подобраны соответственно возрасту подростков. Хотя нужно отметить, что подростковый возраст тем и хорош, что рассуждения ребенка, его убеждения, умение размышлять часто не уступает взрослому, а поиграть, расслабиться и подурачиться может как ребенок. В связи с подростковым возрастом, необходимо учитывать гендерные особенности отношений ребят. Не всем приятны тактильные контакты с представителями противоположного пола, некоторые девочки в классе стесняются говорить комплименты мальчикам, в свою очередь и мальчики тоже. Все это, и многое другое, необходимо учитывать при планировании урока и при подготовке игр и тренингов на создание дружеской атмосферы в классе т.е. коллаборативной среды. В этом случае мне необходимо углубить свои знания по возрастной психологии.
Анализируя применение семи модулей Программы в моей обновленной практике, хочется отметить, что каждый из модулей дает учителю свои преимущества в его преподавании в школе. Трудно обойтись без какого - либо из модулей. Сразу будет чувствоваться недостающее звено. Проводя рефлексию над проведенными сериями последовательных уроков, хочется сказать, что в дальнейшем я буду применять идеи Программы в своей практике. Я поняла, как важно для ученика общение в группе, в паре, как важен диалог, активное взаимодействие с одноклассниками. Раньше я уделяла очень мало внимания этому, ограничиваясь взаимопроверкой заданий в парах, не позволяя общаться детям на уроке. Поэтому на первых уроках серии последовательных уроков учащиеся испытывали скованность и недоумение, как это я не запрещаю им общаться между собой, а, наоборот, поощряю и стимулирую их совместную работу. Применять на уроках групповую и парную работу, я опасалась, что дети будут злоупотреблять предоставленной возможностью общения, но этого не произошло. Наоборот я увидела множество положительных моментов в подобной активной работе в классе. Есть у меня в классе девочка Алина, очень застенчивая и скромная, ей было очень сложно работать у доски, отвечать перед всем классом, боялась она всегда не правильно ответить, что сверстники будут усмехаться, смеяться. При групповой работе в классе она вышла в качестве спикера и не побоялась озвучить общее решение. Я думаю, что, если б решение было лично ее, она не вышла бы, побоялась, а при поддержке товарищей она оказалась неплохим оратором, переборола свой страх. Слабый ученик Сергей всегда тихонько сидел на уроках, не проявляя инициативы. Мне на уроке не всегда хватало времени уделить ему внимание индивидуально. В группе его товарищи не оставляли его без консультации, объясняли ему затруднительные моменты. Я была этому очень рада. Кто-то из ребят проявляет себя, как замечательный организатор. Например, Султан сумел при создавшейся суматохе в группе распределить роли, организовать четкое и ясное выступление группы, каждый член команды четко знал свои действия. Я думаю, что четкая инструкция данная мною в начале урока помогла учащимся на данном этапе. Эти качества в детях необходимо развивать, прислушиваться к «голосу ученика» на уроке, и не пытаться всех уравнять. Учащиеся все разные, к каждому необходимо найти индивидуальный подход, помочь преодолеть страхи и комплексы, взаимодействовать в социуме. Модуль «Применение ИКТ» мне очень близок, поскольку я окончила курсы по компьютерной грамматности. Развитие компьютерной техники и различных мобильных устройств предоставляет учителю неоценимую свободу для подготовки уроков, помощь для организации работы учеников. Визуализация процесса обучения дает возможность представить детям графическую информацию в более понятном виде. Затруднения в использовании ИКТ учителями состоит в том, что учителя еще пока не в полной мере владеют техникой. В дальнейшей своей работе буду продолжать использование ИКТ на каждом своем уроке, в мои планы входит завершение работы над сетевой тестовой оболочкой, на языке программироваия VBA, использование которой на уроках позволит проводить экспресс-опросы, обучающие тесты, тесты для подготовки к ВОУД и ЕНТ. В данном случае компьютер может частично заменить учителя на уроке, облегчить рутинную работу по проверке тестов, выполнить за учителя некоторые его функции, что, кстати, дает ученикам объективную суммативную оценку их знаниям.
Я поняла, что процесс обучения работает на результат, и как результат обучения используется оценка по пятибальной системе. Я думаю, что в своей практике не должна использовать оценку как поощрение или наказание, я, должна видеть, настолько это эффективно. На первый план я думаю должно выйти формативное оценивание, моя словесная поддержка и одноклассников значат для ребенка гораздо больше, чем итоговая суммативная оценка. При помощи формативного оценивания на каждом уроке мы должны разбудить в ученике желание учиться, желание проявить себя с лучшей стороны, стремление к знаниям. В дальнейшем хочу внедрить в практику лист достижений для каждого ученика, чтобы сам учащиеся мог отслеживать свои результаты, сравнивать их с результатами одноклассников. Ранее я применяла «Рейтинговый экран», он давал положительные сдвиги в учебе. В дальнейшем хочу использовать новый метод, возлагаю на него большие надежды.
Обучение на трехуровневых курсах прошло для меня не зря, я получили большую помощь от нашего тренера Гульмиры. Познакомилась с трудами многих педагогов, пересмотрела свои уроки, методы своего преподавания. Я думаю, что практика в школе показала, что дети с удовольствием восприняли изменения. С удовольствием участвовали в групповой работе, давали оценки друг другу, высказывали свое мнение, учились формулировать вопросы. Учащиеся с радостью с ожиданием нового и интересного шли на урок. То есть вся новизна, внесенная мною после прохождения первого этапа «Лицом к лицу» были встречены с интересом. Я увидела положительные эмоции в отношениях между учениками, в их отношении к предмету истории, усвоении нового материала. Если говорить честно, то таких положительных изменений я не ожидала, я думала, что не получится осуществить все, что было запланировано, на практике. «... Когда перемены вдруг всё-таки доходят до сознания, они всегда неожиданны» (Туман.HYPERLINK "http://citaty.info/quote/book/291711"Стивен Кинг). В дальнейшем в своей практики я планирую большой акцент делать на развитие критического мышления учащихся. Я чувствую их затруднения при формулировке вопросов, многие ученики испытывают существенные трудности. Это свидетельствует о том, что у учащихся очень маленький словарный запас. Для развития речевых навыков буду давать задания работы со словарем, дифференцированные задания. На своих уроках применяла такие методы, как создание «Карты ума», решение проблемы с помощью «Фишбон». Большую помощь мне в прохождении практики помогли коллеги которые прошли трехуровневые курсы, так что у меня в коллективе есть соратники и помощники, планирую использовать «lesson Study» для нашего общего прогресса в этом деле. Посещение уроков коллег, последующее обсуждение, не позволит нам оставаться на месте. Такая среда сотрудничества в коллективе очень важна. Останавливаться на изученном в рамках данного курса не планирую. Хочется прочитать книги Выготского, Александера, побольше узнать о диалогическом обучении, чтобы больше вникнуть в новые подходы к обсуждению и диалогу в классе. Используя различные методы, которые мы взяли на вооружение на курсах, важно, чтобы они тоже не стали обыденностью для учеников. Необходимо постоянно искать и применять что-то новое, не стоять на месте. У Бориса Акунина в романе «Сокол и Ласточка» есть замечательные слова: «Учение — одно из приятнейших занятий на свете. Правильно прожитая жизнь вся должна состоять из учения… Даже если в зрелости ты сам стал Учителем, всё равно продолжай учиться».