Классный час Может ли стать огоромным маленькое детское сердце?
Номинация Методическая разработка
Название Сценарий классного часа «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?»
Форма Диспут
Вид Нравственный
Цель Изучить и проанализировать нравственные поступки детей Великой Отечественной войны.
Задачи 1. Познакомить учащихся с героизмом детей-антифашистов, с пионерами-героями Великой Отечественной войны.
2. Воспитывать чувство долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения к памяти героев, сострадание к людям.
3. Учить детей работать с информацией, способствовать формированию патриотического мировоззрения детей.
Оборудование и организация пространства Интерактивная доска, презентация к уроку, портреты юных героев-антифашистов, фонограммы песен и классической музыки.
Выставка книг о пионерах-героях.
Содержание работы
Этапы классного часа Деятельность учителя Деятельность учеников
Вступительное слово
Настраивает учащихся, включает музыкальный фон. Под музыку звучит отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Реквием». (слайд 1)
531495-1003300
- К какой памяти призывает Роберт Рождественский в своем произведении?
- Вы правы, к памяти о тех, кто защищал нашу Родину, о тех, кто погиб на фронте.
- Четыре года шла жестокая война – это 1418 дней и ночей, 34тысячи часов и более 20 миллионов погибших людей, 14тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту. Стихотворение читает подготовленный ученик.
...Помните! Через века, через года, -
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
пожалуйста, помните!..
- К памяти о тех погибших на войне защитников и о тех годах Великой Отечественной войны.
Основная часть
Поисково- исследовательский этап
- Как вы думаете: «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» (слайд 2)
- Сегодня 8 февраля во всем мире отмечается день юного героя-антифашиста. 8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами совсем юные: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Семен Остапенко, которые очень любили свою Родину.
- Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции, которые подчинили свои интересы интересам Родины.
- Поэтому 8 февраля во всем мире отмечается день памяти юных героев-антифашистов. (слайд 3)
491490-2033905- Как вы думаете кто такой антифашист?
565150864870- Чтобы легче вам было разобраться, предлагаю вам познакомиться с лексическим определением этих слов (Приложение 1, слайд 4).
- Почему рядом со словами фашизм и антифашизм я поставила слово-патриотизм?
- На хрупкие плечи мальчишек и девчонок легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. (слайд 5)
- Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено немыслимыми испытаниями. Но это было в истории нашей большой страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. (слайд 6)
- Чтобы каждый из вас смог поучаствовать в дискуссии, я предлагаю вам посмотреть на лист с фотографиями юных героев. (Приложение №7)
- Ознакомившись с информацией, которая предложена вам для работы в группе, определите, на какой из фотографий изображен описанный в тексте герой - антифашист.
- Каждый из вас знает помнит правила работы в группе. Приступайте.
Работа в группах с текстом про юных героев:
1 группа - Про Валю Зенкину. (приложение 2)
2 группа - Про Леню Голикова. (приложение 3)
3 группа - Про Марата Казея. (приложение 4)
4 группа - Про Зину Портнову. (приложение 5)
5 группа - Про Валентина Котика. (приложение 6)
- Удалось ли Вам определить по тексту фото, описанного в нём героя-антифашиста?
- Я думаю другим группам интересно вас послушать и определить на своем листе фамилию остальных героев и узнать про их подвиг и героизм.
- Слово 1 группе. (слайд 7)
- Согласны ли вы с ребятами, что именно на этой фотографии изображена Валя Зенкина?
- Что интересного вы запомнили про её героический поступок?
- Можно ли сказать, что у Вали большое сердце?
- Слово 2 группе. (слайд 8)
- Верно ли ребята определили по фотографии Лёню Голикова?
- Подпишите фамилию на вашем листе и расскажите, что вы запомнили интересного об этом герое.
- Относится ли к Лёне высказывание об огромное сердце?
- Слово 3группе. (слайд 9)
- Как вы думаете, правы ребята этой группы?
- Чем заслужил память в веках Марат Казей?
- Стало ли сердце Марата огромным и отважным?
- Слово 4 группе. (слайд 10)
- Согласны ли вы, что перед нами Зина Портнова?
- Что интересного вы запомнили об её героическом поступке?
- Можно ли сказать, что у Зины большое сердце?
- И у нас осталась последняя не подписанная фотография, и нетрудно догадаться, что перед нами:
Валентин Котик. (слайд 11)
- Давайте послушаем ребят последней 5 группы.
- Подпишите фамилию на ваших листах и расскажите, что вы запомнили интересного об этом герое.
- Давайте подведем итог нашей работы: «Может ли стать огромным маленькое детское сердце?» (слайд 12)
- Молодцы. Конечно, дети и война - это два слова, несовместимы. Но в годы войны, дети быстро взрослели и чувствовали ответственность за судьбу Родины, за свою семью, в которой главные кормильцы – отцы, ушли на фронт. - Наверное может, потому что в годы войны дети работали, воевали наравне со взрослыми.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся изучают лексические определения слов.
- Потому что, обладая патриотизмом, любовью к Отечеству можно отважно бороться с проявлениями врага.
Учащиеся озвучивают правила групповой работы:
- Группа совместно обсуждает и решает, выдвигает идеи или опровергает их.- Успех группы зависит от того, насколько каждый проявит свои достоинства.- Во время работы с уважением относитесь к товарищам: принимая или отвергая идею, делайте это вежливо. Помните, что каждый имеет право на ошибку.- Каждый член группы должен работать в полную меру своих сил.
Учащиеся работают в группах
Учащиеся рассказывают о результатах работы группы:
- Согласны, потому что именно Валя заботилась о раненных.
- Воевала в партизанском отряде, помогала раненым в Брестской крепости.
- Да, об этом сказано в тексте: воевала смело, наравне со взрослыми.
- Верно, потому что именно Лёня подбил машину с фашистским генералом.
- Ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд.
- Безусловно относится, поскольку Лёня ни разу не дрогнул сражавшийся плечом к плечу со взрослыми.
- Правы, потому что именно Марат ушел к партизанам в Станьковский лес.
- Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
- Да, потому что, именно она бесстрашно схватила пистолет и застрелила фашиста.
- Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
- Конечно, потому что Зина не побоялась, смело броситься вызов фашистам.
- Вале доверили быть связным и разведчиком, он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
- Может, когда ребёнок переживает за свою семью, за свою родину. Когда он смело бросается в бой, не жалея себя на равнее со взрослыми.
Заключительная часть - Ребята, вот и подошел к завершению наш классный час, что интересного вы узнали сегодня, расскажите в паре друг другу об этом.
- Многие дети, как вы сегодня заметили, сражались наравне со взрослыми, посмертно четыре из них стали Героями Советского Союза.
- Что объединяет всех героев – антифашистов?
- Пусть истории жизни этих героев послужат для вас примером того, как надо учиться, трудиться и любить нашу Родину. Я предлагаю почтить память героев – антифашистов минутой молчания.
5429253124204711702305685Учитель включает музыку. (слайд 13, 14)
Учащиеся работают в паре, рассказывая друг другу интересные факты.
- Этих ребят объединяет смелость и отвага, решительность, любовь к Родине.
Минута молчания
- Стих читает подготовленный ученик
…У могилы святой
встань на колени.
Здесь лежит человек
твоего поколенья.
Он живым завещал
город выстроить снова
здесь, где он защищал
наше дело и слово.
Пусть гранит сохранит
прямоту человека,
а стекло — чистоту
сына трудного века.
С. Гудзенко
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Э.Максимова «Дети военной поры»- 2-е изд., доп.- М:Политиздат,1988.-320с.
Алексеев С.П. «Книга для чтения по истории нашей Родины: Пособие для учащихся. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. – 206с.:ил.
http://ru.wikipedia.orghttp://festival.1september.ru/articles/621609/http://pioner.aif.ru/http://syzrankprf.ru/news/other/191-den-junogo-gerojaantifashistaПриложение №1
Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой национальности
Антифашист – человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях
Патриотизм – это любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересам его заботам, проблемам и тревогам.
Приложение №2
Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.
В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки. Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ.
Валя свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
Приложение №3
Лёня рос в деревне.Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб в 1943 года, а 2 апреля 1944 года был опубликован указ о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Приложение №4
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны, часто был ранен, но продолжал доставлять командованию ценные сведения.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Приложение №5
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы. В деревне была создана подпольная молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Приложение №6
Валентин учился в школе, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в их город ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Приложение №7
8 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ЮНОГО ГЕРОЯ АНТИФАШИСТА.
6985085090
267970127000
69850105410
1962151003300-34823402294255