Доклад на семинаре Профессиональная адаптация начинающего педагога дополнительного образования
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «НАРТ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА
Доклад на семинаре
Фидарова Б.И., директор, методист
20.02.2016
Профессиональная адаптация
начинающего педагога
дополнительного образования
Программа модернизации российского образования в качестве одной из приоритетных задач определяет обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами. В Концепции модернизации дополнительного образования РФ до 2010г говорится: «Профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа». Реализация Концепции модернизации системы дополнительного образования детей призвана способствовать улучшению качественного состава, обеспечению роста социального статуса педагогических кадров системы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Таким образом, подчеркивается, что для достижения результативности любой образовательной деятельности, в том числе и деятельности в сфере дополнительного образования, должна быть решена задача повышения статуса педагогического работника, его социального положения и профессионального уровня.
На протяжении двух лет в нашей стране успешно идёт реализация национального проекта «Образование», включающего как поддержку одарённых детей, так и стимулирование наиболее успешных в профессиональной деятельности педагогов, педагогических коллективов в целом. К сожалению, данный проект не включает в себя оценку деятельности педагогов и учреждений дополнительного образования. Между тем социальный запрос на услуги дополнительного образования сегодня особенно высок. Это связано с особенностями данной отрасли его многомерностью, многофункциональностью, ориентацией на личность ребёнка, его потребности и интересы. Дополнительное образование востребовано всеми слоями население - от обеспеченных до малоимущих, от благополучных семей до семей беженцев, многодетных семей; всеми категориями детей - от одаренных до «трудных», до детей с проблемами развития и детей - инвалидов. Подобное положение влечет предъявление особых требований к педагогу дополнительного образования: от его профессионализма, мастерства, интеллекта, человеческих качеств зависит развитее личности ребенка. !!! При этом далеко не каждый педагог может работать в этой сфере.!!! По статистике, в целом за год показатель увольнение педагогов (г. Москвы) составляет до 10% от общего количества. Почему это происходит? Причина не только соционально - экономические, но также и сугубо профессиональные. Важная характеристика - это возрастной показатель. Подавляющее большинство из тех, кто уходит - это молодые педагоги. В любом коллективе должно быть оптимальное соотношение начинающих и опытных специалистов. Это необходимо, чтобы опыт старших сочетался с энтузиазмом, творческими поисками молодёжи.
В коллективе Центра «Нарт» на сегодня около 16% - этот молодые педагоги, чей стаж в данной области не превышает 3 лет. Ежегодно в наше учреждение приходят молодые специалисты: педагоги дополнительного образования, педагоги- организаторы, социальные педагоги, психологи. Они полны надежд и ожиданий, но зачастую не обладают конкретной, выработанной для себя, программой действий для включения в данную деятельность. Молодой специалист ещё не представляет, что именно потребуется от него для того, чтобы включиться в систему новых отношений, строящихся на основе профессиональных интересов.
Профессиональная адаптация - необходимая базовая составляющая становления молодых педагогов, которые испытывают затруднения при организации собственной педагогической деятельности. Данный термин можно трактовать как «специфический этап общепрофессионального личностного развития педагога, в ходе которого осуществляется сопоставление профессионально – ценностных ориентаций с возможностями самой личности педагога, с реалиями педагогической деятельности и межличностных отношений».
Можно выделить –
собственно профессиональную адаптацию, в процессе которой происходит вооружение необходимыми знаниями, овладение методикой преподавания, формируется профессиональный интерес;
педагогическую адаптацию, в процессе которой педагог приспосабливается к иной системе обучения и самообучения в ходе трудовой деятельности;
социально – психологическую, которая заключается в принятии новой социальной роли, вхождении в систему новых социальных отношений, активного усвоения норм и ценностей педагогической профессии.
Из психологических трудностей можно назвать:
- неготовность к условиям работы;
- неумение выстраивать отношение с коллективом, с учащимися и их родителями;
- неуверенность в собственных силах;
- незнание специфики образовательного учреждения и др.
Из трудностей профессионально характера начинающие педагоги отмечают:
- разработку педагогической технологии;
- постановку целей, диагностику уровня их достижения;
- слабую мотивацию обучающихся;
- «невостребованность» выбранного направления;
- отсутствие контакта с родителями обучающихся, неумение наладить этот контакт;
- работу с «трудными» детьми, отсутствие педагогических навыков в такой работе;
- недостаточность освоенных во время учёбы умение и навыков;
- неумение работать с методической литературой и обрабатывать информацию и др.
Задача администрации учреждения - облегчить молодому специалисту вхождение в профессиональную деятельность, создать условия для преодоления данных трудностей. Важно доброжелательное отношение, понимание со стороны коллектива. Но главное-это целенаправленные организационно- педагогические действия на плановой основе, призванные решить проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов.
Что касается нашего учреждения, то у нас выработана определенная программу подобных действий, I этапом которой является диагностика.
(демонстрация «диагностической карты»)
К сожалению, иногда педагог не в состоянии сам определить характер испытываемых трудностей, причину своих затруднений. Важно детально отслеживать все этапы деятельности молодого педагога и на каждом этапе вносить необходимые коррективы. !!!!!В Центре проходят заседания методических объединений для молодых педагогов. Темы, которые выносятся на заседания, связаны с вооружением педагога базовыми профессиональными умениями и навыками: планирование учебного занятия, его последующий самоанализ, планирование воспитательной работы, в объединении, разработка учебного плана и программы объединения. Практикуется совместная разработка конкретных учебных занятий, в которой участвует методист, взаимопосещение и последующий анализ занятий педагогами одного цикла, консультации по работе с учебной документацией, вооружение педагогов набором инструкций и требований к по ее разработке. В методическом фонде Центра есть в наличии методические разработки и рекомендации по определенным направлениям деятельности, адресованные начинающим педагогам.
Большую роль в адаптационном процессе играют психолог и социальный педагог. Специалисты отдела социальной адаптации Центра «Нарт» работают в тесном контакте с молодыми педагогами. Одна из важных задач, стоящая перед ними - обучить педагогов навыкам взаимодействия с родителями обучающихся, умению наладить контакт и избегать конфликтов. В отделе накоплен значительный материал, который педагог может использовать для проведения бесед, родительских собраний. Психолог проводит собеседования, индивидуальные консультации, тестирование по вопросам, касающимся профессиональных качеств и затруднений начинающих педагогов. Есть практика организации тренингов. !!!!(«Копилка педагогических ситуаций»)
В заключение хочется отметить, что период профессиональной адаптации является важнейшим в процессе становления профессионала любой сферы деятельности; именно в это время происходит соединение требований к человеку с его возможностями.