ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА орбита
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Центр развития творчества детей и юношества «НАРТ»
педагогический ПРОеКТ
ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА
Автор:
Фидарова Б. И.,
директор, методист
высшей категории
Владикавказ, 2016г
Содержание
Титульный лист.
Краткая аннотация проекта
Обоснование необходимости проекта.
Цели и задачи проекта
5. Основное содержание проекта
6. Ресурсы
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория
9. План реализации проекта
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект
11. Перспективы дальнейшего развития проекта
12. Литература
2. Краткая аннотация проекта
Настоящий проект – это представление опыта по организации работы начинающих педагогов. Качество образования во многом определяется компетентностью педагога в профессиональной деятельности. Профессионализм приходит к педагогу с опытом. В настоящее время высшие учебные заведения стараются дать будущим педагогам самые современные психолого-педагогические знания, пытаются сформировать у студентов педагогическое мышление, способность к педагогическому прогнозированию.
Практика же показывает, что начинающие педагоги оказываются подготовлены к профессии более теоретически, нежели практически. При этом с первого же дня работы начинающий педагог имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем. Обучающиеся, родители, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность.
Таким образом, возникает противоречие между больше теоретической подготовкой начинающего педагога и практической его готовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования образования это извечное противоречие становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого специалиста возрастают.
Реализация данного проекта будет способствовать эффективному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса, успешной организации работы с начинающими педагогами так, чтобы процесс адаптации, участия в делах центра и объединений был непрерывным.
Насколько интересные, разносторонние слушатели Школы, настолько разнообразна программа её работы. Это не только лекции, семинары и консультации, а и доверительные взаимоотношения между молодыми и опытными педагогами, возможность проявить свои творческие способности, поделиться секретами, педагогического мастерства в неформальной атмосфере.
Отличительная черта данного проекта в том, что его реализация помогает педагогам самостоятельно получать новые знания в процессе решения различных проблем и применять их на практике.
3. Обоснование необходимости проекта
Сегодня учреждениям дополнительного образования нужны молодые, инициативные, творческие педагоги, готовые работать по-новому. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования? В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами, сложности при наборе детей в объединения - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Чтобы вновь прибывший педагог не чувствовал себя «брошенным на произвол судьбы», администрации учебного заведения, педагогическому коллективу необходимо провести определенную работу по оказанию поддержки и целенаправленной помощи начинающему педагогу.
Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии, потому что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Начинающему специалисту необходима постоянная товарищеская помощь, ему было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять. В этом им помогает «Школа начинающего педагога». Основная идея проекта определяется противоречием между сложившимся способом получения педагогами готовых теоретических знаний и умением самостоятельно получать новые знания, умения в процессе решения проблемы и применять их на практике.
Поиск путей решения проблемы и определил выбор темы проекта. Проблемы, решению которых будет способствовать проект
Педагогическая профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому, и помогает опытный педагогический коллектив учреждения. В профессиональном становлении начинающего педагога имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:
дидактические – искусство передавать знания в доступной форме
конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной
экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
организационные - способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым; умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.
Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов.
Актуальность данного проекта подтверждена наличием практической потребности в целенаправленном непрерывном развитии профессиональной компетентности начинающих педагогов, требованиями к качеству профессионального образования, недостаточностью курсов повышения квалификации для педагогов учреждений дополнительного образования.
4. Цели и задачи проекта
Цель: научно-методическое сопровождение деятельности начинающих педагогов, повышение их профессионального мастерства, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Объект: молодые педагоги, окончившие ВУЗы, начинающие педагоги, без педагогического образования.
Предмет: развитие профессиональной компетентности начинающих педагогов на основе личностно-развивающей модели повышения квалификации.
Гипотезой служит предположение о том, что «Школа начинающего педагога» будет эффективна при выполнении следующих условий:
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего педагога;
повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности;
проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию начинающих педагогов.
5. Основное содержание проекта
Понимая, что начинающие педагоги нуждаются в особом нравственно-психологическом и морально-этическом отношении, динамичном и качественном включении в профессиональную деятельность, необходимо вести работу с ними по трем направлениям:
совершенствование профессионально значимых качеств
формирование индивидуального стиля в педагогической деятельности
развитие педагогического творчества.
Пересмотрев традиционные формы работы с начинающими педагогами (в том числе ориентацию только на внешний контроль, прикрепление к начинающему педагогу официального наставника), понимая, что нынешние педагоги предпочитают свободу выбора, возможность самостоятельного творчества и поиска, было принято решение о создании Школы, ориентированной изначально на коллективные способы теоретической подготовки и реализации её в практической деятельности через сотрудничество всех её участников. Основные принципы ШНП:
от простого к сложному
от личности – к коллективу и от коллектива – к личности
каждый может реализовать свой интеллектуальный, нравственный и творческий потенциал
личный пример – важнейший фактор успеха
в работе должна быть система
Механизм реализации проекта
5.1. Первый модуль: Мониторинг «Теоретические знания и профессиональные умения педагога» - отслеживание 3 раза в течение года (на начало, середину и конец) результатов деятельности педагога по следующим направлениям: знание своего предмета, умение анализировать, знание методики преподавания, знание детской возрастной психологии, знание психологии детского общения, психологии творчества, умения использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности обучающихся, обновление методического оснащения занятия.
Пример: Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога
Теоретические знания и профессиональные умения педагога
Начало года
Середина года
Конец года
Знание своего предмета
Умение анализировать
Знание методики преподавания
Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности.
Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность.
Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся.
Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных.
Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность.
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий.
Рациональное использование в своей работе наглядности.
Кроме того, собеседование с педагогами, наблюдение, посещение занятий
5.2. Второй модуль. Адаптация - знакомство педагога с методическими материалами по направлению деятельности, библиотекой, учебными кабинетами, спецификой набора детей в объединения, планами учебной, методической, воспитательной работы, документацией, основными требованиями по её ведению, основами составления расписания занятий. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях общения между членами педагогического коллектива и обучающихся, работы с документацией:
Первый день: Семинар-практикум «Ведение и оформление документации»: основные требования к разработке программы, календарно-тематического планирования, составление плана-конспекта урока, заполнение личных дел обучающихся, ведение журнала успеваемости, составление и написание характеристик учеников.
Второй день: Обучающий тренинг «Требования к современному занятию»:
Материалы: Основные требования к организации занятия
Дидактические требования: определение образовательной цели, осуществление дидактических принципов обучения; выбор рациональных методов, приёмов, способов;2. Воспитательные требования к занятию: постановка воспитательной цели занятия; учёт индивидуальных особенностей обучающихся (уровень интеллектуального развития, мотивация отношения к направлению деятельности, стимулирующие методы)
3. Психологические требования: организация и осуществление восприятия, усвоения, запоминания и осмысления получаемой информации; развитие внимания детей, его концентрация на сложных понятиях; использование механического и смыслового запоминания, тренировка умений на занятии; умственное развитие и самовоспитание личности в процессе обучения.
4. Гигиенические требования к занятию: обеспечение разумного чередования разнообразных методов и приемов работы на занятии с целью предупреждения утомляемости, перегрузки; соблюдение режима гигиены, проветривание в кабинете; наблюдение за состоянием здоровья детей, своевременное проведение физкультминуток; явка педагога на занятие в абсолютно здоровом состоянии.
Третий день
Типология занятий: освоение новых знаний, развитие навыков и умений, использование знаний, умений, навыков практической деятельности, обобщение и систематизации, контроль и коррекция, комбинированное занятие.
Основные этапы занятия:
– организация начала занятия (1-2 мин.) – настрой детей– сообщение темы, целей задач занятия;– мотивация (где изучаемый материал применяется в жизни)– актуализация (опора на полученные знания);– восприятие (сравнение, наблюдение, объяснения, практическая работа)– осмысление (анализ)– упорядочивание и систематизация знаний;– итог занятия.
Педагогам предлагаются образцы разработок разных типов занятий, рекомендации.
5.3. Третий модуль: наставничество- сопровождение начинающего педагога: начиная от директора и заместителей, заканчивая педагогом-коллегой; хорошо спланированная система наставничества, развитие уверенности в себе, умения организовать группу и удержать детей в объединении. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист. Главное на данном этапе, помочь педагогу разобраться во всех тонкостях педагогической профессии. Работу педагогов-наставников рассматриваю как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие педагоги. Они составляют индивидуальный план работы с начинающим педагогом.
Пример: План работы с начинающим педагогом
сроки
№
п\п
Содержание работы
сентябрь
1
Оказание помощи по составлению адаптированной образовательной программы
2
Оказание помощи по составлению календарно-тематического планирования.
3
Методическая консультация «Целеполагание в дополнительном образовании»
октябрь
1
Посещение и анализ занятий. Практическая помощь по обучению педагога самоанализу занятий.
2
Методическая консультация «Самоанализ занятия в системе ДОД»
3
Оказание помощи по обеспечению учебного процесса методическими материалами.
4
Организация посещения занятий у опытного педагога Бондаренко Н.П.
ноябрь
1
Посещение и анализ занятий.
2
Методическая консультация «Установление коммуникативных связей с обучающимися»
3
Оказание помощи в разработке методического обеспечения образовательной программы.
4
Организация посещения занятий у педагога Юматова В.И.
декабрь
1
Посещение и анализ занятий.
2
Оказание помощи в разработке методического обеспечения образовательной программы.
3
Организация посещения занятий у педагога Стексовой Т.А.
январь
1
Посещение и анализ занятий.
2
Помощь в подготовке к отчетной выставке.
3
Оказание помощи в разработке методического обеспечения образовательной программы.
февраль
1
Посещение и анализ занятий.
2
Оказание помощи по обеспечению учебного процесса методическими материалами.
3
Организация посещения занятий у педагога Стексовой Т.А.
март
1
Посещение и анализ занятий.
2
Консультации по результатам анализа занятий.
3
Организация посещения занятий у педагога Бондаренко Н.П.
апрель
1
Посещение и анализ занятий.
2
Консультации по результатам анализа занятий.
3
Помощь в подготовке к отчетной выставке.
5.4. Четвертый модуль - самообразование, оно дает возможность педагогу самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы методической деятельности (курсы, семинары, педсоветы) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают педагога на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы образовательной деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.
Собственный педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Как показывает практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:
Что обеспечивает успех моей деятельности? Что влияет на ее результат? Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить? Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие.
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
Роль Школы начинающего педагога заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь педагогам сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется программа индивидуального развития. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения. Начинающему педагогу предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.
С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации.
Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).
Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:
Основные вопросы для изучения
Этапы работы над материалом по определенным вопросам
Практический выход (доклад, урок, методическая разработка)
Где, когда и как реализуется
Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.
Алгоритм работы педагога по самообразованию следующий:
Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям
Разработка плана по самообразованию
Определение источников информации
Изучение теоретических источников
Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)
Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов
Подготовка отчета по теме самообразования
Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности
При разработке плана учитывается следующее:
Тема соответствует потребностям педагога и носит проблемный характер
Качественно составлен план (правильно определена цель, поставлены задачи, присутствует процессуально-содержательный компонент)
Имеет место научная обоснованность плана
Определена результативность педагогической деятельности в данном направлении
Прослеживается значимость и перспективность педагогического труда
Наблюдается положительная динамика результатов деятельности обучающихся
Очевиден интерес педагога к продолжению самообразования
Проявлена заинтересованность в данной теме со стороны учреждения
Видна способность к творческой деятельности в решении поставленных задач
Развивается способность использования в своей работе информационных технологий. Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.
В рамках Школы осуществляется разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, аналитичности, преемственности.
5.5. Пятый модуль: профессиональное становление- методист или куратор выступает в роли тьютера педагогов-наставников, который всегда подскажет, как правильно спланировать работу с педагогом, подобрать формы работы. Значительное внимание уделяется такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Взяв на себя определенную часть работы по информационному ориентированию и обеспечению коллег, руководитель ШНП оказывает тем самым практическую помощь, сокращает время поиска ответов на уже решенные методические задачи, показывает рациональные пути добывания информации и использования этой информации профессионально и творчески. Наставники получат конкретные советы по трудным вопросам. Неопытный педагог получит помощь не только от наставника, а и от руководителя методического объединения, заместителя директора, психолога, опытных педагогов.
В рамках данного модуля осуществляется формирование навыков общения, оказание помощи каждому, высокая активность педагогов в коллективе, быстрая адаптация в нестандартных условиях; готовность брать на себя ответственность, установление контактов, возможность обмена информацией, правильное распределение организации труда, умение анализировать и оценивать свои действия, умение чётко высказывать и убедительно аргументировать свои мысли, быть немногословным, но понятным, конкретным.
Методическим кабинетом может быть организована педагогическая мини-выставка из планов-конспектов занятий, внеклассных мероприятий, материалов самообразования, раздаточного материала (карточки с разными заданиями, иллюстрации, рисунки, табличек-опор), из дидактического материала (таблицы, карты, образцы изделий, картины, гербарии, муляжи), аудиотека, видеотека. Начинающие педагоги могут задать вопросы, получить рекомендации.
Каждый начинающий педагог с первых дней своей педагогической деятельности со своим наставником готовит «Портфолио» начинающего педагога». Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении педагога. В «Портфолио» материалы собираются по мере накопления:
Раздел 1. Общие сведения о педагоге».
Фамилия, имя, отчество педагога, домашний адрес, дата рождения, сведения об образовании, профессиональная деятельность, категория, курсы повышения квалификации
Раздел 2. Нормативные документы: копии диплома о профессиональном образовании; трудовой книжки; аттестационный лист или приказ о присвоении категории; удостоверения курсов повышения квалификации.
Раздел 3. Результаты педагогической деятельности: достижения детей, достижения педагога (дипломы, грамоты, благодарственные письма, сертификаты участников и др.)
Раздел 4. Научно-методическая деятельность: сообщения и доклады на конференциях, семинарах, МО; участие в инновационной и научно-исследовательской работе обучающихся (индивидуальный план работы с детьми, материалы по работе с одаренными детьми); публикации и статьи в научно-методических журналах, на сайтах; разработки занятий; мастер-классы.
Раздел 6. Отзывы: Отзывы детей и родителей.
Раздел 2. Самоанализ педагогической деятельности: материалы экспертизы программ; мониторинг успеваемости и качества обучения (графики, диаграммы); мониторинг достижений обучающихся(карта творческого роста); анализ педагогической деятельности, диагностика работы педагога; анкеты и тесты обучающихся, родителей. Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» педагога.
Ожидаемый результат: получение объективной оценки деятельности начинающих педагогов, определение эффективных форм методической помощи
6. Ресурсы проекта
Ресурсное обеспечение реализации проекта является достаточным для достижения цели. Материально-техническое оснащение методического кабинета, учреждения в целом соответствует требованиям для реализации данного проекта:
Медиаресурсы:
интернет – как источник необходимой информации;
Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структуирования, оформления, систематизации информации.
Материально-технические:
компьютер, принтер;
учебно-наглядные пособия и оборудование.
7.Целевая аудитория.
Начинающие педагоги дополнительного образования учреждения (приложение 1)
7. Партнеры.
Заместители директора, методисты, опытные педагоги - наставники. Профессионализм автора и участников проекта обеспечен предметной и информационной компетентностью.
8.План реализации проекта
Первый этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
Цель: Создание методической базы для реализации проекта: рекомендации, обучающие и диагностические материалы.
Содержание:
формирование списка начинающих педагогов и назначение наставников
разработка мониторинга реализации программы: входная диагностика, диагностика профессиональной готовности педагога: деятельность, умения, знания, коррекция; оценка успешности учебной работы педагога
разработка плана работы «Школы начинающего педагога»
составление индивидуального плана работы с начинающим педагогом.
организационные вопросы: ознакомление с учреждением, традициями, правилами внутреннего трудового распорядка создание нормативных документов для реализации программы; положение, приказ;
разработка программно-методического, информационного обеспечения: программы, рекомендации, памятки начинающему педагогу, наставнику;
методическая помощь при разработке образовательной программы, при составлении календарно-тематического планирования, при разработке поурочных планов
Ожидаемый результат: создание условий для качественного внедрения проекта в деятельность центра.
Второй этап. Практический (ноябрь-февраль)
Цель: Внедрение проекта в практическую деятельность
Содержание:
определение образовательной цели;
информационная и методическая поддержка начинающих педагогов: консультации, рекомендации, учеба;
мониторинговое отслеживание динамики изменений;
открытые занятия опытных педагогов, на которых можно конкретно увидеть, научиться;
дневник взаимопосещений (приложение 3)
осуществление индивидуального подхода в обучении слабых, немотивированных, так же, сильных учащихся, дифференцированный подход в бучении;
отработка основных этапов занятия;
отработка на практике методов, приемов, используемых в учебном процессе, интерактивных форм и методов обучения;
изучение дидактических, психологических, гигиенических, воспитательных требований к занятию, выбор рациональных методов, приёмов, способов в конкретных условиях;
осуществление дидактических принципов обучения;
использование межпредметных связей;
нестандартные ситуации на занятиях, нетрадиционные, интегрированные занятия с применением компьютерных технологий;
Участие начинающих педагогов в конкурсах различного уровня
Данный этап поможет педагогу рационально выбирать тип занятия, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) выбирать рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами развивать свое творчество и активность.
Ожидаемые результаты:
повышение профессиональной компетенции педагогов;
расширение возможностей для творческого развития личности педагога, реализации его потенциальных возможностей;
повышение результативности обучения, сохранение и увеличение контингента обучающихся;
Третий этап. Аналитический (март-май)
Цель: Анализ, оценка, перспектива развития педагога.
осуществление мониторинга взаимного воздействия роста уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов и изменения эффективности образовательного процесса в их объединениях;
проведение педагогами нетрадиционных, интегрированных занятий с применением компьютерных технологий интерактивных форм и методов обучения
оформление «Портфолио начинающего педагога» (приложение 4)
отработка умений педагога проводить анализ и самоанализ занятия;
анализ организации педагогами индивидуальной работы с учащимися;
формирование единых подходов к оцениванию знаний обучающихся;
План
тема
Содержание, количество занятий
Формы, методы проведения
дата
ответственные
Организация образования в центре
-нормативно-правовая база: закон об образовании, положение об учреждении дополнительного образования детей, концепция развития учреждения;
-правила внутреннего распорядка.
Беседа
сентябрь
Администрация
Посвящение в педагоги
Торжественное мероприятие
октябрь
руководитель школы начинающего педагога, культ массовый отдел
Организация учебно-воспитательного процесса
-структура образовательных программ дополнительного образования;
-календарно-тематическое планирование;
-критерии оценивания образовательных, учебных достижений детей;
-ведение документации
Практическое занятие
сентябрь
Администрация, руководитель школы начинающего педагога, наставники
Процесс обучения
-принципы и правила обучения;
-формы организации учебного процесса;
Теоретический семинар
октябрь
руководитель школы начинающего педагога, опытные педагоги
Познавательная деятельность обучающихся
-психологические особенности познавательной деятельности обучающихся ;
-способы формирования познавательных интересов;
- мотивы обучения;
Семинар-тренинг
ноябрь
руководитель школы начинающего педагога, опытные педагоги
Методы обучения
Занятие 1.
-суть и функции методов обучения;
-классификация методов обучения;
семинары-практикумы
декабрь,
педагоги-наставники, руководитель школы начинающего педагога руководители МО
Занятие 2.
-разные способы обучения;
-практические методы обучения;
Занятие 3.
-логические методы обучения. Методы контроля знаний учащихся.
Занятие 4.
-игровые методы обучения. Методы самоуправления учебно-воспитательным процессом.
Формы обучения
Занятие 1.
Занятие – основная форма организации учебно-воспитательного процесса функции занятия. Цели занятия. Типы занятий. Требования к современному занятию.
Теоретический семинар, практическое занятие
январь
педагоги-наставники, руководитель школы начинающего педагога
Занятие 2.
-конструирование занятия по целям, дидактическим заданиям, по содержанию программного материала;
-выбор методов обучения.
Открытые занятия начинающихпедагогов, обсуждение
Занятие 3.
-открытое занятие – особенности подготовки и проведения;
-анализ и самоанализ проведенного занятия.
Практическое занятие
руководитель школы начинающего педагога администрация, руков. МО,
Занятие 4.
-разные формы обучения: экскурсии, семинары, факультативы, элективные курсы
-анализ их проведения;
-цели и задачи форм обучения
Семинар-практикум
Воспитательный процесс
-суть и содержание процесса воспитания;
-формы и виды воспитательных мероприятий;
-методы воспитания школьников;-национальный характер воспитания;
-критерии воспитанности личности;
-особенности ориентированного обучения и воспитания школьников.
Проблемный семинар
февраль
руководитель школы начинающего педагога, педагоги
Роль педагога в учебно-воспитательном процессе
-личность педагога -творца;
-Требования к педагогу;
-самообразование и самовоспитание педагога;
-роль личности педагога в современном учебном процессе.
Конференция
март
руководитель школы начинающего педагога, педагоги
Подведение итогов
Калейдоскоп начинающих педагогов «Будем знакомы, молодой коллега!»
Калейдоскоп находок
апрель
руководитель школы начинающего педагога, наставники
культ -массовый отдел
Конкурсно-развлекательная программа для начинающих педагогов «Путь к успеху».
конкурс
май
Создание «Портфолио»
Папка
май
педагоги
Достижения педагога и обучающихся
Дипломы
май
педагоги
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект
Реализация проекта будет способствовать
Созданию материальных объектов:
проект;
медиатека: методические разработки семинаров, методических учеб, консультаций, разработки занятий, мероприятий;
выставка педагогических находок начинающих педагогов;
новые образовательные программы;
пополнение «Портфолио» педагогов.
Социальным, культурным, психологическим изменениям:
Сокращение адаптационного периода в новом учебном заведении
активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;
совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;
Степень достижения поставленных целей и задач осуществляется с помощью итогового мониторинга «Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога», собеседования, наблюдения за деятельностью педагогов.
Критериями оценки эффективности реализации проекта планируется:
сокращение пути профессионального роста: от готовности к педагогической деятельности до приобретения основ педагогического мастерства;
сформированность у начинающего педагога потребности в непрерывном самообразовании;
приобретение каждым начинающим педагогом индивидуального стиля в творческой деятельности.
Возможные негативные последействия реализации проекта:
Нежелание педагогов получать знания
Пассивность.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта
Разработка 2 и 3 года обучения является хорошей перспективой дальнейшего развития проекта, поэтому, в дальнейшем планируется усовершенствование данного проекта. Он будет рассчитан на 3 года обучения, направлен на совершенствование профессиональной компетентности педагогов, которые уже участвовали в реализации проекта, а, также, педагогов дополнительного образования города Лянтор. На основе данного проекта возможно создание ресурсного центра на базе учреждения, где начинающие педагоги дополнительного образования школ города могли бы получать необходимую помощь. Рациональность разработки такого проекта подтверждается новым содержанием федерального образовательного стандарта и отсутствием специального обучения для педагогов дополнительного образования в городе.
12. Литература
Справочник руководителя образовательного учреждения - тема статьи "Адаптация начинающего педагога" (№ 5,2010г.стр. 54);
Методист - тема "Адаптация молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования (№ 5,2010г. стр.41);
Методист - тема "Кейс-технология в работе с молодыми специалистами" (№ 5,2010г. стр.51);
Национальный проект "Образование" - тема "О реализации программы "Школа начинающего педагога как способ оптимизации процесса вхождения в профессию" (№ 3,2010г. стр.17);
Инновации в образовании - тема "Особенности развития интегративных тенденций в Российском спец. образовании (Интегративное, инклюзивное обучение)" (№ 8,2010г. стр.4);
Педагогика - тема "Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего педагога и принципы его реализации" (№ 6,2010г. стр.15);
Народное образование - тема "Есть ли правовой статус у молодого специалиста?" (№ 2,2010г. стр.132);
Директор школы - тема "Он улетел и не обещал вернуться..." (№ 8,2010г. стр.4);
Начальная школа + до и после - "О подготовке будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию личности" (№ 9,2010г. стр.10
Социальная психология. – М.: Андреева Г. М. Аспект Пресс, 1999.
Язык телодвижений. – М.: Пиз А. Эксмо, 2005. – 272 с.
Школа начинающего педагога: Методические рекомендации. Воробьева Н.И., Цынцарь А.Л.
Недостаточный уровень подготовки начинающих педагогов
Методологической и информационной культуры
Профессиональной готовности
Применения новых образовательных технологий
дидактические
конструктивные
экспрессивные
коммуникативные
организационные
актерские
Проведение мониторинга затруднений в профессиональной деятельности начинающих педагогов
Разработка личностно-развивающей модели повышения квалификации начинающих педагогов
Создание организационно-педагогических условий
«ОРБИТА» 15