Программа поддержки и становления начинающего учителя
Программа поддержки и становления начинающего учителя
«Добро пожаловать, коллега!»
Особенности программы. Цели и задачи.
Современному образовательному учреждению нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к данному включению в инновационный процесс.
Однако, как показывает образовательная практика и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности логической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего педагога, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемой дисциплине, отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к студентам, сложности в организации воспитательной работы и т.д. Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не сформированы профессионально значимые качества. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых преподавателей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Таким образом, актуальной становится проблема адаптации начинающего преподавателя к своим новым профессиональным функциям. Задача, стоящая перед коллективом образовательного учреждения в первые месяцы педагогической деятельности молодого специалиста, - сокращение периода адаптации начинающего преподавателя, способствующее скорейшему включению его в выполнение профессиональных планов и образовательных программ, созданию максимально благоприятных условий для развития педагогического мастерства и самореализации личности. На решение задачи более успешной адаптации начинающих учителей нацелена данная программа. В ее реализации примут участие администрация, педагоги высшей и первой квалификационной категорий, социально-педагогическая служба, профсоюзный комитет образовательного учреждения при активной роли начинающего учителя.
Цель программы:
оказание помощи начинающим преподавателям в профессиональной и личностной адаптации.
Задачи программы:
- создание условий для развития индивидуального стиля педагогической творческой деятельности;
- оказание помощи в изучении и творческом внедрении в учебно - воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
- предупреждение типичных ошибок и затруднений в организации образовательного процесса, поиск возможных путей их преодоления;
- формирование потребности в непрерывном самообразовании.
2. Основные теоретические положения программы
2.1. Условия возникновения и становления опыта
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только реализацию государственных образовательных Стандартов по предмету, но и наличие продуманной кадровой политики на местах. Создание «Школы молодого учителя» – необходимое условие роста общей и профессиональной культуры молодых педагогов-предметников, а также особая форма сопровождения осуществляемой ими инновационной деятельности.
Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.
За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю.
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения, в том числе и нашего. В школе к молодым преподавателям относятся очень трепетно. Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогают молодым педагогам быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.
В школе важную роль играет взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения. Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.
2.2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости
Социальные перемены, протекающие в России сегодня, радикально изменили облик российского общества. Страна находится на подъёме, интенсивно развивается экономика, накоплено достаточно ресурсов. Необходимо выработать долгосрочную стратегию развития и важно иметь кадры, которые будут воплощать эту стратегию в жизнь.
Чем раньше молодой специалист убедится в правильности выбора профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более квалифицированным специалистом он может в итоге стать.
В современном мире знания стремительно устаревают. Это требует и постоянной профессиональной переподготовки, и постоянного самосовершенствования.
Практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со стороны коллег. Современный педагог должен выступать субъектом как минимум четырех видов деятельности: педагогической, инновационной, коллективного самоуправления и саморазвития. В каждой из них должны решаться определенные типы задач:
Виды деятельности
Типы задач
Педагогическая
Построение учебного курса в целом;
проведение занятий;
построение внеклассной работы в целом;
проведение единичных мероприятий; индивидуальная работа со студентами т.д.
Инновационная
Перенос инновационного опыта других педагогов;
собственная разработка новшеств;
проведение педагогических экспериментов;
передача собственного инновационного опыта и т.д.
Коллективное самоуправление
Поддержание благоприятного климата в коллективе;
участие в выработке коллективных и решений и т.д.
Саморазвитие
Общекультурное, профессиональное, физическое саморазвитие.
Решение этих задач требует от учителя выполнения разнообразных действий, которые сначала выстраиваются в сознании, а затем реализуются в действительности. Ставка сегодня должна быть сделана не столько на методику, сколько на методологию. Учитель должен быть способен строить действия в разнообразных педагогических ситуациях, опираясь на свои методологические знания. Гуманистическая цель образования предполагает пересмотр его содержания: включение в него не только новейшей научно-технической информации, личностно-развивающих знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку в нем, а также системы нравственно-этических чувств. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безликость образования. Данные особенности профессиональной деятельности определяют методическую основу программы, главным в которой выступают основные положения педагогики.
2.3. Теоретическая основа опыта
За основу в создании программы по работе с молодыми учителями можно взять педагогические исследования Г.К. Селевко, который, изучив современные образовательные технологии, выделил их ведущие педагогические идеи, очертил круг задач, решение которых позволит достичь ведущих целей образовательной деятельности, и определил основной инструментарий. Например, в процессе работы над блоком “Современный урок, каким ему быть?” научная разработка, практическое обоснование идей и технологий, их анализ позволяют каждому молодому педагогу определить личностно-значимый вариант воплощения содержания образования. Данный Г.К.Селевко анализ концептуальных основ передового педагогического опыта Е.Н.Ильина, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, С.Н.Лысенковой, М.Монтессори, изучение особенностей содержания и методик позволят молодым учителям определить стратегию саморазвития, помогут в решении тех методических проблем, которые объективно возникают в деятельности молодого специалиста. Опираясь на исследования Г.К.Селевко, можно наметить ведущую педагогическую идею, которой должно соответствовать содержание Программы работы с начинающими педагогами:
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию
- повышение уровня профессиональной компетенции молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту
- развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Концепцией модернизации российского образования, современной жизнью, инициативой “Наша новая школа”.
2.4. Новизна опыта
Сегодня ученые – практики осознают необходимость специально созданной целостной системы адаптации и становления молодых педагогов, целенаправленной комплексной работы по выявлению и развитию их потенциала. В результате исследования выявлена и апробирована система методологических условий, способствующих созданию педагогического кредо молодым специалистом, ведущая к закреплённости молодых педагогов в образовательных учреждениях. В настоящее время в стране реализуется Концепция модернизации Российского образования, инициатива “Наша новая школа”. Образованность общества, а особенно молодежи, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранение и развитие науки и культуры, национальных традиций, укрепление государства и обеспечение его безопасности. В решении этих задач определяющая роль принадлежит учителю. Будущее школы – это компетентные педагоги. Любое обновление школы требует реконструкции не только материально-технической базы и содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические линии должны развиваться параллельно. Инфантильный, неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме учитель не научит этому учеников.
2.5. Технология опыта
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих деятельности методической службы нашего учебного заведения. Она посвящена анализу наиболее типичных затруднений учебного, дидактического характера, которые испытывают студенты – выпускники и начинающие учителя в своей преподавательской деятельности. С позиции системного подхода работу с молодыми учителями можно представить как процесс самостоятельной деятельности тех, кто организуют ее, руководит и управляет повышением профессионального уровня учителей, объект, он же субъект (молодой учитель); среда (средства и условия труда). Организация работы с молодыми специалистами предполагает следующие этапы:
- диагностика, выявление состояния проблемы;
- анализ целевых установок при создании программы развития; разработка стратегии основных направлений работы;
- формирование плана действий по реализации стратегии;
- апробация комплексно-целевой программы; корректировка отдельных составных элементов работы.
Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя.
Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учитель выходит на новый уровень самоорганизации - в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.
Как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно.
Для планирования деятельности по программе “Становление молодого учителя” были выявлены доминирующие затруднения: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемому предмету; отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к учащимся; воспитательная работа.
Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества; выявляются противоречия между профессиональной направленностью и выбранной специальностью, происходит переоценка собственных сил и идеализация выбранной профессии. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Главная цель комплексно-целевой программы – оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной адаптации.
Целями также являются:
- развитие мировоззрения, профессионально - ценностных и личностно-нравственных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
- развитие современного диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность.
- формирование у учителей толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности.
Данные цели реализуются через следующие задачи:
- развитие профессиональных навыков, педагогической техники молодых учителей, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения со школьниками и их родителями.
- использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий.
- развитие готовности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузок в работе молодых учителей.
Для достижения поставленных целей и реализации указанных задач будут проведены следующие мероприятия.
1. Семинары-тренинги: Семинары-тренинги по интерактивным методам обучения и воспитания. Участники этих семинаров познакомятся с прогрессивными методами преподавания и воспитания, методикой применения новых педагогических технологий.
На семинарах по практической психологии молодые учителя овладеют методами психологии общения. Отдельный семинар будет посвящён работе с родителями.
2. “Современный урок – какими ему быть?” - этот блок обучения молодых учителей включает в себя и лекционный курс, и своеобразные мастер-классы для молодых учителей. Проводить будут их педагоги со стажем, признанные мастера своего дела. Задача мастер-классов – показать начинающим учителям интересные методики, педагогические ходы, которые можно использовать на уроках по всем школьным дисциплинам.
3. После семинаров и проведённых мастер-классов, методист, наставники, посетят уроки молодых учителей, дадут им необходимые рекомендации и советы. Это будет способствовать повышению профессионализма молодых учителей, а также их ответственности.
5. Диспуты, дискуссии, “круглые столы” позволят обсудить современные, новейшие методики, технологии, достижения психолого-педагогической науки, поделиться накопленным опытом апробации, возникшими проблемами, обсудить открытые и взаимопосещённые уроки и мероприятия.
6. Кроме этого учителя могут использовать школьную библиотечную и мультимедийную базу для повышения своей компьютерной грамотности, доступ к материалам периодической печати, поиску методических новинок, в том числе через Интернет.
7. С целью оказания методической помощи, а также обобщения материалов, наработанных в ходе работы, планируется выпуск методического сборника “В помощь молодому учителю”. В сборник войдут методические советы учителю, статьи, посвященные вопросом применения новых педагогических технологий, разработка уроков по различным школьным дисциплинам с применением активных методов преподавания.
8. С целью пропаганды достижений молодых учителей, повышения их заинтересованности в росте профессионализма предполагается участие молодых педагогов в смотрах-конкурсах ПНПО
3. Система работы с начинающими преподавателями
3.1. Основные принципы работы с начинающим преподавателем
Педагогическое руководство профессиональным становлением преподавателя в первый год его работы представляет собой не ряд отдельных, единичных воздействий, а длительный процесс взаимодействия молодого преподавателя и администрации, коллег, коллектива образовательного учреждения в целом. Целесообразно, используя основные положения педагогики, не столько учить и воспитывать начинающего учителя, сколько актуализировать, стимулировать его стремление к общекультурному и профессиональному развитию, создать комфортные условия для самодвижения. Представленная программа делает ставку на индивидуально-творческий подход к молодому специалисту и реализацию основных принципов работы с начинающими педагогами:
Принцип гуманизации.
Это принцип выражается в гуманности целей, способов, средств управления, в установлении гуманных отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах работы с начинающим специалистом. Сотрудничество, сотворчество превалирует над управленческими воздействиями, утверждая субъект - субъектные отношения.
Принцип аксиологизации.
Структурирующим элементом профессиональной компетентности преподавателя выступает система гуманистических ценностных ориентации, которая задает вектор направленности его поведения и деятельности.
Принцип индивидуализации.
В основе данного принципа лежит признание факта уникальности и неповторимости пути развития каждого преподавателя. Это, в свою очередь, предполагает сочетание нерегламентированных, творческих видов деятельности с фундаментальной гуманистической подготовкой начинающего специалиста и конструирования на их основе своего собственного профиля образования.
Деятельностный принцип.
Формирование личности начинающего преподавателя, ее продвижение в профессиональном развитии осуществляется не тогда, когда она пассивно воспринимает готовые знания, а когда она включена в деятельность, т.е. сама выступает в роли исследователя. Данный принцип определяет выбор средств и способов достижения цели, а так же тактику профессионального совершенствования начинающего преподавателя.
3.2. Основные этапы работы с начинающим преподавателем
Преподаватель, завершающий свой первый год работы, во многом отличается от пришедшего выпускника педагогического образовательного учреждения. Он уже многое умеет и знает и поэтому чувствует себя профессионально более уверенно. Изменения в позиции молодого специалиста, его активности и характере контактов с учениками и коллегами дают основания считать, что процесс адаптации проходит несколько этапов, отличающихся целями и методами работы с начинающим педагогом. Условно можно выделить три этапа руководства: ознакомительный (в определенной мере диагностический), стимулирования деятельности и итоговый.
Ознакомительный этап.
Знакомству руководителя ОУ с молодыми педагогами предшествует большая подготовительная работа. Главным содержанием этой работы является создание соответствующих условий для успешного начала профессиональной деятельности. К таким условиям, прежде всего, относятся: обеспечение педагога полной нагрузкой, прикрепление к нему педагога-наставника, оказание методической помощи. Первый этап педагогического руководства молодым специалистом должен привести к возникновению определенной общности взглядов между ним и руководителем в оценке реального состояния дел и возможных путей преодоления трудностей и закрепления успехов. Планирование методической работы направлено на повышение психолого-педагогической и методической культуры начинающего педагога. Здесь должно быть предусмотрено активное участие молодого педагога в работе школьного методического объединения, работа над темой по самообразованию, систематическое ознакомление с педагогической и методической литературой и участие в ее обсуждении. К концу этого этапа обычно укрепляются связи между новичками и другими членами педагогического коллектива, создается благоприятная почва для эффективного сотрудничества молодых специалистов и опытных педагогов, предполагающего не только передачу опыта одного поколения другому, но и их творческое взаимовлияние.
Этап стимулирования деятельности.
Данный этап нацелен на укрепление активной социально-профессиональной позиции молодого педагога путем развития его индивидуального стиля педагогической творческой деятельности. На этом этапе особое значение приобретают творческие контакты опытных педагогов и молодых специалистов. Руководство только тогда имеет обучающий характер, когда молодой педагог становится активным творцом педагогического процесса. Этой цели должны служить все виды и формы педагогического содружества. Важным средством, стимулирующим профессиональный рост молодого педагога, является продуманная система его приобщения к опыту лучших педагогов ОУ. Целесообразно знакомить начинающих преподавателей как с опытом работы молодых педагогов, так и с опытом педагогов – мастеров. Одновременно с обучающими функциями на данном этапе руководстве работой молодого специалиста возрастает роль контроля за его деятельностью. Руководитель особо должен фиксировать свое внимание на том, что нового появилось в деятельности начинающего педагога, что и в какой мере ему удается реализовать из намеченного в индивидуальном плане, что изменилось во взаимоотношениях с учениками, коллегами, родителями. Очень важно уметь найти в деятельности преподавателя хотя бы крупицы нового, интересного, полезного остальным членам коллектива и сделать это новое достоянием всех. Подобное моральное стимулирование - важный фактор профессионального воспитания молодого специалиста. Оно укрепляет веру в собственные силы, придает оптимистическую направленность всей деятельности. В то же время на этом этапе, опираясь на определенные достижения в работе начинающего педагога, руководитель может больше времени уделять анализу неправильных, ошибочных его действий, пробуждая у начинающего специалиста критическое отношение к себе, особенно в тех случаях, когда он не замечает своих ошибок или не в состоянии правильно оценить ситуацию.
Этап подведения итогов.
Чрезвычайно важный этап в жизни ОУ и начинающего специалиста - этап подведения итогов адаптационного периода. Он позволяет не только фиксировать уровень подготовки учителя, результативность деятельности педагогического коллектива по его профессиональному воспитанию, но и наметить перспективы дальнейшего развития профессионального мастерства начинающей педагога.
3.3. Основные направления работы с начинающим педагогом
Основными направлениями, способствующими адаптации начинающего педагога к новым профессиональным функциям, являются: планирование и организация работы по предмету, планирование и организация воспитательной работы с классом, работа с документацией, работа по самообразованию, контроль за деятельностью начинающего учителя, психолого-педагогическая поддержка.
Планирование и организация работы по предмету.
При работе в этом направлении предполагается изучение действующих государственных программ по предмету, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категорий, с их последующим глубоким анализом; составление календарно-тематических планов; изучение теоретических вопросов построения современного урока и т.д.
Планирование и организация воспитательной работы с классом.
Существует значительный разрыв между планированием воспитательной работы и эффективным его выполнением. Эта диспропорция говорит о неумении молодых преподавателей организовывать воспитательную работу, что свидетельствует важности данного направления, которое включает в себя работу над следующими вопросами: организация внеурочной воспитательной работы в классе (задачи, содержание, формы, методы организации деятельности), типичны трудности и недостатки в постановке и решении воспитательных задач на уроке, организация работы с родителями и т.д.
Работа с документацией.
Профессиональные педагогические учебные заведения недостаточно раскрывают вопросы работы будущего преподавателя с документацией ОУ. Поэтому необходимо обратить внимание на порядок ведения классного журнала, рабочих тетрадей обучающихся, заполнение отчетной документации, знакомство с нормами оценивания по предмету и т.д.
Работа по самообразованию.
Каждый педагог уникален и неповторим, а педагогическая профессия, как всякое искусство, - процесс творческий. Данное направление способствует осмыслению начинающим преподавателем теоретических основ педагогики и психологии и построению собственной траектории профессиональной деятельности с учетом преподаваемой дисциплины и личных интересов. Каждый педагог разрабатывает программу самообразования, участвует в научно-практических конференциях, «круглых столах», семинарах различного уровня и т.д.
Контроль за деятельностью начинающего преподавателя.
Мониторинг процесса адаптации начинающего преподавателя включает в себя посещение уроков, проверку учебной документации, диагностику профессионального роста, проведение срезовых работ, собеседование и консультации.
Психолого-педагогическая поддержка.
Реализация данного направления программы предусматривает использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности начинающего педагога, профессиональных ожиданий и потенциала педагогической деятельности; изучение психологических основ построения урока; формирование психологических основ установления коллегиальных отношений и т.д.
3.4. Формы работы с молодым учителем
В процессе организации работы с начинающими преподавателями для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей и построения личного плана профессиональной адаптации необходимо использовать разнообразные формы:
- постоянно действующий режим консультирования;
- проблемно-ситуационное обучение;
- теоретические семинары и семинары - практикумы;
- педагогические мастерские;
- мастер-классы;
- научно-практические конференции;
- группы взаимопосещения и поддержки;
- институт наставничества;
- открытый профессиональный клуб
4. Планируемые результаты реализации программы и его эффект для решения указанной проблемы.
В ходе реализации комплексно-целевой программы молодые учителя получают доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных учителей, они смогут на практике увидеть педагогические приёмы и применения активных методов преподавания. У них самих будет возможность на практике применить полученные знания, обсудить организованные мероприятия, поделиться проблемами и найти пути выхода их них.
В ходе реализации программы будут созданы условия для роста профессионального мастерства педагогов. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на местах формируется мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволяет улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.
Таким образом, программа поможет молодым учителям решить целый ряд проблем, будет способствовать поиску и проявлению учителями своего педагогического кредо, и, что очень важно, взаимодействию молодых учителей друг с другом и с опытными педагогами образовательного учреждения.