Методическая разработка Специфика работы концертмейстера
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 22» Приволжского района г. Казани
Методическая разработка
«Специфика работы концертмейстера в классе эстрадного вокала»
Зарипова Елена Владимировна,преподаватель I квалификационной категории
Куркачёва таисия Юрьевна, преподаватель I квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1.Вступление
2.Спрсобности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера
3.Особенности работы концертмейстера в классе эстрадного вокала
4.Заключение
5.Список литературы
В настоящее время одним из самых популярных и востребованных видов музыкального искусства является эстрадное пение. Основной целью создания классов эстрадно-джазового вокала в музыкальной школе являются не только удовлетворение творческих способностей детей, но и формирование музыкального вкуса. Сегодня, когда эстрада переполнена низкопробными, в художественном смысле, текстами песен, банальными мелодическими оборотами, особенно важно познакомить детей и молодёжь с подлинными вершинами джазово-эстрадного наследия как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре, выработать у них верные вкусовые ориентиры, сформировать исполнительские вокальные умения и навыки.
Роль педагога, обучающего эстрадному пению ученика, главенствующая и основополагающая, однако, не стоит забывать, что так же важное значение имеет работа концертмейстера, который помогает раскрыться индивидуальным способностям учащихся, вовлечь их в творческий процесс познания музыкального искусства, особенно на начальном этапе обучения.
Квалификация « концертмейстер» является одной из распространённых сфер деятельности пианиста. В условиях настоящего времени она предполагает определённый универсализм, учитывающий два аспекта обучения в концертмейстерском классе: получение специальных и фундаментальных знаний. Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве. Ещё более востребованными в современных условиях на уроках эстрадного вокала оказываются творческие способности концертмейстера, умение подбирать аккомпанемент «на слух», транспонирование произведения в любой тональности, а так же навыки импровизации. Кроме того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль совместного общения, партнёрства и обмена информацией. В итоге можно отметить собирательное начало профессии концертмейстера: педагог, пианист, дирижёр, художественный руководитель ансамбля, менеджер, психолог.
В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в детской музыкальной школе занимает почётное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить учащихся к миру прекрасного, помочь им выработать навыки исполнения в ансамбле, развить их общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского и подросткового исполнения отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.
ЦЕЛИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:
-изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и собственный практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера.
ЗАДАЧИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:
- описать музыкальные способности, умения и навыки, а так же психологические качества, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера;
-выявить специфику деятельности концертмейстера с вокалистами-эстрадниками в условиях детской музыкальной школы.
-систематизировать формы, методы, приёмы работы концертмейстера с учащимися, опираясь на научно - методическую литературу и собственный педагогический опыт работы.
Актуальность разработки состоит в том, что начинающие концертмейстеры найдут много полезной информации и практических рекомендаций для применения в своей профессиональной деятельности.
СПОСОБНОСТИ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером?
Эстрадное пение предполагает исполнение на сцене произведения под фонограмму с ипользованием микрофона. Какова же роль концертмейстера?
Прежде всего, концертмейстер должен хорошо владеть инструментом - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как , в прочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе , пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией аккомпанемента и партией соло. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение, как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений:
-навык «организовать» партитуру;
-« выстроить вертикаль»;
-обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани;
-выявить индивидуальную красоту солирующего голоса;
-дать дирижёрскую сетку;
-обеспечить гармоническую поддержку в случае отсутствия нотного материала и т.п.
В то же время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте ( мы никогда не увидим концертмейстера во время выступления вокалиста-эстрадника на сцене), самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры, во имя раскрытия чужого таланта. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора, а так же не малыми творческими способностями. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трёхстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного.
Знания и умения, необходимые концертмейстеру для профессиональной деятельности:
- умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого; видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;
-владение навыками игры в ансамбле;
-умение транспонировать;
-знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать текст солисту, компенсировать там, где это необходимо темп, настроение, характер, в случае надобности- незаметно подыграть мелодию (особенно в работе с начинающими и плохо интонирующими певцами)
-умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации( уметь видоизменить мелодическую линию в связи с индивидуальными особенностями голоса вокалиста); умение играть простейшие стилизации, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре, что особенно актуально в классе эстрадно-джазового вокала, поскольку очень часто концертмейстеру приходится подбирать понравившуюся ученику песню «на слух».
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.
Специфика игры концертмейстера дл я вокалистов- эстрадников состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником второплановым, а в дальнейшем и вовсе предоставить ученику возможность « творить» на сцене без его помощи и сотворчества. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру эстрадных вокалистов приходится приспосабливать своё видение к исполнительской манере солиста. В работе с начинающими учениками ему и вовсе редко приходится проявлять свои пианистические профессиональные способности. Ещё труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество - это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей; активный поиск ещё не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность воспринимать окружающий мир и самого себя.
Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Для постановки интересных задач в музыкально - творческой деятельности концертмейстеру обычно недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально - теоретического цикла ( гармонии, анализа форм, импровизации).Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая осведомлённость в смежных областях знаний - всё это поможет концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств:
Внимание концертмейстера - это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования) , звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение требует огромной затраты физических и душевных сил;
Мобильность, быстрота и активность реакции. Он обязан в случае если солист перепутал текст, что бывает часто в детском исполнении, не переставая играть, вовремя «подхватить» солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передаётся партнёру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.
Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, он должен твёрдо помнить, готовя вокалиста к выступлению на сцене под фонограмму, что останавливаться, поправлять ошибки недопустимо( ведь фонограмма не умеет ждать, ускорять и замедлять темп), как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Работа концертмейстера в классе эстрадного вокала предполагает наличие у пианиста ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств. А вследствие того, что концертмейстер очень часто осуществляет разбор с учащимися нового учебного репертуара, то помимо всех перечисленных знаний требуется ещё и педагогический такт и интуиция.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
В образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств ( ДШИ, ДМШ) концертмейстеру принадлежит особая роль, поскольку для развития творческой индивидуальности ребёнка, воспитания будущего музыканта или любителя искусств необходима тщательно продуманная и организованная совместная работа педагога и концертмейстера.
Каждый из педагогов, занятый в процессе обучения незаменим. Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. В его обязанности входят подбор и адаптация музыкального материала с учётом индивидуальных способностей каждого ученика. При этом критерии отбора репертуара для учащегося- вокалиста становятся его индивидуально- личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а так же задачи,которые педагог ставит перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной степени сложности, так что необходимо хорошо читать с листа и виртуозно владеть инструментом.
Особенно важно, чтобы в атмосфере сотворчества педагога и концертмейстера проходил первый этап музыкального воспитания ребёнка. Очевидно, что начальный период обучения будущего музыканта или любителя музыки- едва ли не важнейший в его музыкальной биографии. Именно в это время закладывается отношение к музыке, вырабатываются стойкие симпатии (а бывает и антипатии) к ней, формируются базовые исполнительские умения и навыки.
Опыт показывает, что функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются в развитии личности юного исполнителя, в организации поэтапной работы разучивания с солистом нового репертуара. Эта педагогическая сторона работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта (выразительная игра, которая помогает ребёнку воспринимать форму, метроритм, лад, другие средства художественной выразительности на эмоциональном уровне) , ряда специфических навыков и знаний в области психологии, педагогики и смежных исполнительских искусств. На первых этапах обучения пению значительная ответственность лежит на концертмейстере.
Важным моментом является психологическая совместимость участников образовательного процесса. Урок ,как живой процесс, определяется множеством самых разнообразных факторов. Следует выделить особую эмоциональную окрашенность, умение педагога и концертмейстера диагностировать состояние учащегося, предвидеть и обеспечивать его развитие. В такой атмосфере учащийся постепенно научиться получать удовлетворение от самого процесса, а не только от результата. И концертмейстеру, и педагогу очень важно обладать коммуникативной культурой, проявлять педагогический такт, терпение и оптимизм в воспитании обучающегося. Ученикам, особенно в младшем школьном возрасте, свойственна застенчивость и неуверенность, и именно концертмейстер помогает преодолеть эти черты личности, которые препятстувуют самовыражению юного музыканта.
Выразительное исполнение концертмейстера создаёт необходимое эмоциональное состояние, способно увлечь солиста и помочь ему проникнуть в содержание произведения, подвести к предчувстованию оттенков , штрихов, кульминации, а значит сконцентрировать внимание учащегося на художественной стороне исполнения и избавить от излишнего волнения.
На начальном этапе обучения юные вокалисты не имеют представлений об основах правильного владения дыханием, звукоформирования , звуковедения , поэтому значительное внимание уделяется пению распевок и разнообразных упражнений, на развитие дыхания, силы голоса, звука в разных диапозонах. И здесь концертмейстер может раскрыть свои творческие способности. В помощь педагогу, концертмейстер может сочинять необходимый материал, должным образом обеспечивающий задания педагога. Подбор и исполнения разнообразного сопровождения воспитывает у детей гармонический слух, развивает чувство стиля и жанра, а также вносит разнообразие в многократные повторения упражнений.
Также развитию гармонического слуха у учащихся способствует импровизация и аранжировка. Многие песни, которые могут быть интересны детям и подросткам, не имеют нотного изложения, которым можно воспользоваться при разучивании песни , а для их исполнения ученикам необходима инструментальная поддержка. Работа концертмейстера, способного создавать эту гармоническую поддержку будет очень ценной как для ученика, так и для преподавателя. Освоение фактурных формул различных жанров -необходимая составляющая работы концертмейстера. Основным показателем удачной аранжировки является так же умение скомбинировать в одном произведении несколько формул одной фактуры, например, разнообразить куплеты, незаметно ввести в аккомпанемент элементы мелодии , что особенно важно в работе с маленькими вокалистами. Важно не только найти правильную гармонию, но и помочь вокалисту в освоении стилистики произведения и сохранить при этом тонкость ансамблевого исполнения.
Работа концертмейстера основывается прежде всего на всестороннем анализе произведения, как фортепианной, так и вокальной партий, на выявление стилистических особенностей , технических трудностей, поиска средств выразительности . Концертмейстеру полезно ознакомиться с творчеством композитора, историей создания и особенностями произведения, спецификой жанра, форма сочинения. Интерпретация произведений иногда может быть и свободной, в обязанности концертмейстера входит объяснение ученику, в чём состоит авторский замысел и что нужно сделать, чтобы его слегка изменить, но не испортить.
Вместе с тем концертмейстер вместе с преподавателем осуществляет музыкально- теоретическое образование учащегося, прививает ему чуткое отношение к поэтическому и музыкальному тексту. Музыкально неграмотный певец, который не способен проанализировать содержание и форму произведения, определить его характер, не сможет самостоятельно работать, и всегда будет зависеть от педагога или концертмейстера.
Современное музыкальное образование характеризуется растущим интересом к информационно-коммуникационным технологиям. Не является исключением и работа педагогов-концертмейстеров ДШИ и ДМШ. Особое значение имеет использование специальных компьютерных программ для создания и редактирования нотных партитур, одна из популярных компьютерных систем- программа «Sibelius», которая позволяет прослушивать музыкальные произведения, подбирать или гармонизовать мелодию, упрощать музыкальное сопровождения, транспонировать произведение, таким образом, расширяет возможности в аккомпанирование. Также можно использовать мультимедийные программы музыкальных проигрывателей Aimp, Winamp, J.River Media Center.
Очевидно, что использование информационных технологий в деятельности концертмейстера предоставляет возможности для совершенствования содержания методов, организационных форм, технологий, средств подготовки учащихся к концертным выступлениям, расширению доступа к информации и являются одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеизложенного можно заключить, что особенности работы концертмейстера с вокалистами-эстрадниками заключается в глубоком понимании природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального эстрадного пения, секретов взаимодействия инструмента и голоса, в поисках разнообразных методов педагогической работы и освоении современных технологий .А принципиальным отличием от концертмейстерства с академическими вокалистами и инструменталистами заключается в необходимости творческого подхода, умении подбирать мелодию, импровизировать, гармонизовать её, обеспечить песню необходимой фактурой, а иногда и стилизовать её в новом прочтении, что не возможно в классическом искусстве.
Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство- это искусство. А концертмейстер в образовательной сфере- и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог, и психолог.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для ВУЗов. / Е.И. Кубанцева . М. : Академия , 2002
Нерушева О.А. Использование компьютерных технологий в деятельности концертмейстера детских школ искусств/ О.А. Нерушева// Молодой учёный. -2013-№7
Казаченкова В.В. Специфика работы концертмейстера на уроках вокала