«Начальный этап разбора произведения крупной формы»


Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного
образования детей
«ДМШ №1» г. Новомосковск.





Открытый урок преподавателя Бойко Е. И. с учащейся III класса
Крупцовой Ириной, концертмейстер Тихонова Н. В.



Тема урока:
«Начальный этап разбора произведения крупной формы»
(на примере концерта А. Вивальди Соль Мажор I ч.)





20.09.2012 г.
г. Новомосковск
Тип урока – комбинированный

Цель урока:

Дать первоначальное представление о музыкальной форме произведения, наметить основные этапы работы с текстом.
Задачи:

Образовательные:
Общие сведения о композиторе изучаемого произведения;
начальное представление об основных разделах сонатной формы, краткий анализ сонатной формы произведения,
вычленение более трудных и неудобных мест произведения для отдельного разучивания и применения в процессе домашних занятий;
работа над техническими трудностями;
работа с аккомпанементом над ансамблем в отношении динамических и агогических (темповых) оттенков, штрихов, фразировки.

Развивающие:
развитие творческого воображения и эмоциональной отзывчивости;
развитие внутреннего слуха в процессе работы над интонацией;
развитие творческого интеллекта
Воспитательные:
воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлечённости, сообразительности).
Ход урока.
I этап - вступительная часть. (5 минут)
Организационный момент (вход учащейся в класс, подготовка нот, настройка инструмента).
Представление и краткая характеристика учащейся;
3. Вступительное слово преподавателя по теме урока.
II этап – основная часть. (30 минут)
Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке домашним заданием было подготовить:
а) краткие сведения о композиторе Антонио Вивальди. Ученица с успехом выполнила домашнее задание, используя в качестве источника информации музыкальный словарь и интернет. Преподаватель задавала наводящие вопросы и дополняла сообщение учащейся.
б) выучить последовательность разделов сонатной формы и уметь охарактеризовать их.
2. Организация внимания учащейся на уроке, правильная постановка рук и корпуса.
Непосредственную работу над произведением начинаем с определения темпа, в котором учащаяся будет его исполнять, а именно, находим 4-ую цифру и пропеваем шестнадцатые длительности. Далее звучит главная партия концерта – торжественная, энергичная, яркая. Говорим о средствах художественной выразительности:
а) штрихи
б) динамические оттенки
в) вибрация
г) фразировка.
Контрастом главной партии звучит побочная – светлая, певучая, на p. Обращаю внимание на динамическое развитие мелодии, смену тональности и позиций. Акцентирую внимание учащейся на устойчивую интонацию, распределение смычка в legato, ритмичную и чёткую работу пальцев левой руки. Заостряю внимание учащейся на аккомпанементе, играющему важную роль в контрасте между главной и побочной партиями.
Экспозиция завершается заключительной партией в главной тональности концерта.
Следующий раздел - разработка. Тема главной партии проходит в тональности ми минор. Данный раздел сонатной формы основан на динамическом развитии музыкального материала экспозиции, тональной неустойчивости. Преобладает секвенционное развитие музыкального материала. Отрабатываем смену позиций, плавность переходов, интонацию (упражнения М. Гарлицкого из сборника «Шаг за шагом»). Уделяем внимание ровному исполнению деташе вниз и вверх смычком (упражнения Г. Шрадик № 1-3).
Реприза возвращает в тональность главной партии. Стремительная кода многократным повторением нисходящего гаммообразного пассажа утверждает тональность соль мажор на f.
III этап – инструктаж по домашнему заданию с записью в дневник (5 минут).
Методы, используемые на уроке:
словесно-индуктивный,
частично-поисковый,
творческий,
наблюдение,
сопоставление,
побуждение к сопереживанию,
междисциплинарных взаимодействий.

Результат урока.
Поэтапная работа над произведением позволяет безболезненно охватить музыкальный материал крупной формы и способствует художественному и техническому развитию учащейся.
Список литературы:
Баринская А. Начальное обучение скрипача. М. – музыка, 2007г.
Попова Т. Музыкальные жанры и формы. Музгиз, М.1954г.
Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.,1964г.
Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.,
1964г.










15