Из опыта моей работы по использованию произведений крупной формы в младших и средних классах ДМШ
Из опыта моей работы по использованию произведений крупной формы в младших и средних классах ДМШ
Преподаватель высшей категории
Палкин Г.В.
Введение
В репертуаре учащихся ДМШ произведения крупной формы (а к ним относятся сонатины, сонаты, вариации, концерты) занимают видное место на протяжении всех лет обучения.
Освоение произведений крупной формы я бы отнёс к одному из сложнейших разделов в работе с учащимися.
Чем же отличаются произведения крупной формы от других произведений в репертуаре учащихся?
Напомню некоторые особенности крупной формы:
Прежде всего своей протяжённостью.
Своим строением, формой.
Обилием часто сменяющихся мелодий (тем).
Различными техническими трудностями.
Чтобы начать изучать с учеником произведения крупной формы, необходима соответствующая для этого подготовка. Какая?
В первую очередь владение учеником определённых видов техники (гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио). Ученик должен обладать темповой устойчивостью, метрической точностью, ритмической пульсацией. Необходимо уметь быстро переключаться с одного характера музыки на другой, переключаться на другое настроение, воспринимать осознанно контрасты в звучании. И ещё, что немаловажно – необходимо обладать хорошей памятью, чтобы охватить всю форму произведения.
Мы начинаем знакомить учеников с произведениями крупной формы чаще всего в конце первого класса, точнее со второго полугодия или в начале второго класса. Конечно, мы рассказываем о строении заданного произведения. Без этого нельзя обойтись.
В программе предмета музыкальной литературы изучение крупной формы, её строения начинается значительно позже. Получается большой разрыв по времени. Сократить этот разрыва – задача педагога по специальности.
Считаю необходимым объяснять строение музыкальной формы исполняемого произведения независимо от класса, в котором он учится – первый это или восьмой.
Включение в работу с учеником произведения крупной формы следует делать с учётом способностей ученика, уровня его подготовленности. Это всегда надо учитывать в своей работе.
Исполнение крупной формы с учеником, обладающим средними способностями и учеником с хорошими способностями заметно отличается, тем более, если его готовить к конкурсу «Юный виртуоз».
Чем же отличается их исполнение?
В первую очередь – пониманием формы, стиля композитора, темпом и, конечно, трудностью исполняемого произведения.
Репертуар для младших классов
В программы для учащихся младших классов крупная форма представлена в основном сонатинами. Все педагоги-пианисты активно включают их в индивидуальные планы своих учеников.
Рекомендуемые мною произведения
Салютринская – Сонатина
Небольшого размера, с простыми, доступными мелодиями, в которой два образа – главная и побочная партии, ярко отличающиеся друг от друга.
И. Беркович – Сонатина Соль мажор
Небольшой размер сонатины, понятные для ребнка образы.
Весёлый, радостный характер главной партии, побочная тема напевного склада. Далее следует котокая разработка на материале главной партии. И снова звучит небольшая реприза в бодром, радостном настроении.
Г. Хаслингер – Сонатина До мажор
Музыка с интересной мелодией, очень понятная и доступная для ребёнка. В ней встречаются неудобные в техническом плане места – это терции и аккорды, которые надо отдельно проучить. Для активизации слухового восприятия интонации в главной партии рекомендую словесную подтекстовку мелодии. Например: мелодия первой двухтактной фразы может быть оживлена таким текстом: «Скок, по-скок и сядем все».
М. Клементи – Сонатина №1 До мажор
Я бы обратил внимание на одну деталь. Это касается разработки. В партии правой руки встречаются ломаные октавы (соль-соль) Если у ученика нет хорошей растяжки на звуки октавы (рука ещё не выросла) – то не включать в репертуар эту часть. Если играть 2ю и 3ю части этой сонатины, то сложность возрастает. Третья часть хорошо двигает технику ученика.
Л. Бетховен – Сонатина Соль мажор
Эту сонатину, состоящую из двух частей, почти всегда преподаватели включают в репертуар своих учащихся. Детям такая музыка нравится. Она не сложная, понятная для восприятия. В ней обилие разных штрихов (короткие форшлаги, лиги по два звука) в партии правой руки. В сопровождении часто встречающиеся группы из восьмых длительностей, что создают для учеников технические трудности. Если ученик будет кропотливо работать, то всё должно получиться.
И. Андрэ – Сонатина Соль мажор
Главная партия окрашена светлым Соль мажором. Особенно чётко звучит начало на трёх половинных нотах. На смену светлому Соль мажору в начале разработки в Ми миноре (четырёхтактовое построение) появляется настроение грусти. А дальше снова радостно звучит Ре мажорный эпизод, приводящий к репризе.
А Диабелли – Сонатина Фа мажор
Это произведение относится к числу любимых детьми. Что характерно для этой музыки – образная конкретность, вокальность мелодических интонаций, ясность гармонических последований. Начало главной партии – короткие мелодические фигуры четырёхтактной фразы воплощают вопросно-ответную беседу. Такты 5-7 – короткий переход к побочной теме. Она резко контрастна главной партии. Певучим интонациям главной партии противопоставляется чёткость пульсации коротких плясовых мотивов. В разработке уже нет, не чувствуется изящества. Печальные интонации в миноре (такты 13-16), напряжённая кульминация (17-19 такты), трижды подчёркнут Ля бемоль в мелодии, а далее перед репризой радостный плясовой эпизод.
Репертуар для средних классов
Чтобы подготовить учеников средних классов к будущему усвоению сонатной формы Гайдна, Моцарта, Бетховена, необходимо включать в репертуар учащихся сонатины Кулау, Дюссена, Клементи и других авторов.
Классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры, точность выполнения всех деталей текста.
В третьих, четвёртых классах ученик начинает лучше слушать и слышать музыку.
Обращусь к первым частям, написанных в сонатной форме.
Трудность усвоения сонатного аллегро возникает из-за смены образного строя партий, тем, из-за их мелодии, ритмики, фактуры, гармонии.
Ученику легче разобраться в структуре произведения, когда музыкальные темы яркие, выразительные.
Рекомендуемые мною произведения
Кабалевский – Сонатина Ля мажор
Это яркое, интересное произведение, которое часто включают в репертуар учащихся. В ритмо-интонациях этой музыки ощущается маршевое начало. Главная партия написана в пунктирном ритме, что представляет определённую трудность для исполнения. Этот ритмический рисунок вырабатывает в ученике ритмическую устойчивость на протяжении всего произведения.
Кулау – соч 55 Сонатина №1 До мажор
В этой сонатине можно чётко разграничить структуру основных трёх партий. Радостная, танцевальная главная партия через восходящую Соль мажорную гамму переходит в мягкую, плавную побочную, которая вливается в заключительную партию с её гаммообразными потоками, чётко переходящими в доминантовую тональность.
Так как главная, побочная и заключительная партии заметно отличаются по характеру, то ученику легче даются средства для их исполнительского воплощения. Для установления нужного темпа предлагаю избрать пульсирующей единицей полутакт.
М. Клементи – Сонатина соч 36 №2 Соль мажор
Обратимся к первой части это сонатины. Контрастность штрихов и смена эмоций внутри небольших построений составляет одну из трудностей исполнения тематичнского материала этой части. В начале сонатины обратить внимание на изящные приседания в мелодии и наиболее значительный звук, отмеченный знаком ff. Он обозначает лишь более глубокое взятие звука Соль, а не резкий акцент. Музыкальный материал экспозиции неодинаково развит в разработке, которая более сжата по времени. Для установления нужного равномерного темпа первой части, предлагаю избрать пульсирующей единицей восьмые ноты для последующих шестнадцатых.
М. Клементи – Сонатина №3 До мажор
Эту сонатину часто включают в репертуар учащихся. В ней чётко определено строение формы. Темы контрастны по своей мелодике. Присутствует яркая динамика. Характеру первой части способствует быстрый темп. Главная партия решительная по своему характеру, исполняется на f.
На смену ей приходят ласково-игривые интонации на пиано. Разработка сжатая, очень компактная. С пятого такта разработка в мелодии появляется решительная, с элементами драматизма эпизод в до миноре, которые постепенно, угасая, вливается в репризу. В первой части предлагаю пульсирующую единицу распределять по тактам.
В. Моцарт – Сонатина До мажор, часть 1
Язык сонатины отражает характерные стилевые черты музыки Моцарта. Основной трудностью исполнения сонатины являются частые противопоставления в её тематическом материале различных по образности эпизодов. Сложны для восприятия явления контрастности внутри партий. Здесь на близких расстояниях происходит изменение артикуляционных штрихов, фактуры, голосоведения.
Всё это требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Уже в главной партии плотно звучащие «фанфарные» октавные унисоны должны исполняться очень решительно и энергично. Решительные интонации довольно быстро сменяются лирической мелодией, точнее фразой задорно-шутливого характера.
Короткий связующий эпизод (такты 12-15) близок по настроению к началу главной партии.
Побочная партия полна изящества, задушевной лирики.
Подчёркнуто ярко звучат в окончании побочной партии вступающие аккордовые звенья (24-25 такты), вливающиеся в короткую заключительную партию.
Разработки, в настоящем смысле слова, в сонатине нет. Вместо неё дано изменённое повторение экспозиции. Это приближает её к старинной сонате.
Реприза начинается с проведения побочной партии в До мажоре. Прервав переход к заключительной партии, внезапно появляется видоизменённое начало главной партии.
В стреттном двухголосии слышны фанфарные интонации, переходящие в короткую заключительную партию.
Чтобы преодолеть разнообразные трудности и не нарушить темповую устойчивость, необходимо ощущать ритмическую пульсацию по полутактовым группам.
А.Б. Гальденвейзер указывает, что счётную единицу лучше представить не по первому такту, а по какому-либо другому построению.
В сонатине Моцарта №1 До мажор такой счётной единицей лучше представить второй элемент главной партии.
Заключение
Всё изложенное выше действительно использовано в моей многолетней педагогической работе, но считаю, что каждый педагог вправе включать в репертуар своих учеников свои наработки, исходя из своего собственного опыта.