Театр, в котором играют дети для детей.

Театр, в котором играют дети для детей.
Театральное объединение «Арт- микс» для детей с 11 лет функционирует в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Дворце детского (юношеского) творчества в г. Сарове с 2008 года. В процессе дополнительного образования, участвуя в разнообразных досуговых программах, социально-значимых проектах, ребенок осваивает нравственные ценности и нормы, разделяемые обществом. Возникают микромодели социальных коллективов соответствующей деятельности, которые существуют во «взрослом социуме» в рамках взаимодействия «взрослого» и «детского» миров. Процесс освоения нравственных ценностных ориентаций и установок «взрослого мира» оказывается наиболее эффективным в диалоговом режиме, благодаря которому педагогический процесс происходит не через навязывание установок, а путем органичного формирования нравственных качеств в ходе личностно-мотивированного нравственного сотворчества педагога с детьми.
Одним из наиболее эффективных видов такого нравственного сотворчества является театральное искусство. Театральная постановка, основанная на действии, которое совершается самим ребенком, наиболее естественно, органично связывает художественное творчество с его личными переживаниями. Театр ближе, чем какой-либо другой вид творчества, связан с игрой - этим «корнем всякого детского творчества» (Л.С. Выготский). Воспитание методами театральной педагогики способствует формированию нравственных мировоззренческих ценностей ребенка и ориентирует его в социально-культурном пространстве.
Театр - это реальная практика эффективного нравственного воспитания, которая становится для ребенка первым опытом рефлексии (рассмотрение себя через другого, опыта сопереживания и творческой свободы).Театр позволяет формировать умения ребенка осуществлять творческую деятельность в опоре на собственный внутренний мир, нравственные переживания и размышления. Срок реализации программы -3 года.
В первый год обучения основное внимание педагога сосредоточено на создании коллектива, развитии театрально-художественного кругозора учеников. В этот период наиболее эффективными являются различные игры, в частности игры-импровизации по народным сказкам, детским стихам, басням, произведения которых адресованы школьникам данного возраста. Работа со сказочным материалом направлена на активизацию внимания, воображения, терпения, смекалки, сопереживания. Во время проведения или при анализе театрализованной игры педагог наблюдает взаимоотношения детей, обращает внимание на проявление товарищества, доброжелательности, справедливости, толерантности, при этом осуждая эгоизм, грубость, несправедливость. Коллектив детей разновозрастный и более старшие дети очень охотно помогают младшим, мягко указывая на ошибки, мотивируя на успешное выполнение задания, стремятся наладить жизнерадостный, оптимистичный, мажорный тон коллектива. В коллективе складываются свои традиции. Это самостоятельное проведение дыхательной и артикуляционной гимнастики на занятиях, организация переменки, чаепитие с обсуждением личных проблем и др.
В течение второго года обучения происходит укрепление театрального коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений. Содержание сюжетных коллективных игр, этюдов («Магазин», «Поход», «День рождения», «Больница» др.) помогают обратить внимание детей на нравственную сторону взаимодействий и взаимоотношений друг с другом. В процессе этюдной работы дети стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи, которые пытаются самостоятельно решать. Этюдная работа, как и театрализованная игра, становится средством, где нравственное воспитание переходит в самовоспитание. На занятиях рассматриваются такие темы как «День рождения друга», «Поход», «Книга», «Дверь», «Впервые в жизни». Разыгрывались парные этюды «Молча вдвоем», «Телефонный звонок» т.д. Каждый желающий ребенок обозначает свою роль и тем самым влияет на развертывание сюжета. Важным моментом нравственного воспитания является обсуждение упражнений, этюдов, показа. Учащиеся вместе с педагогом совместно выдвигают критерии оценки театральной деятельности (правдивость, органичность, действенность, изобретательность т.д) Основной акцент содержания 3-го года обучения это сценическое воплощение выбранного драматургического материала. Практически каждый учебный год коллектив
·показывает новый спектакль, который выбирается вместе с детьми. При выборе спектакля коллектив оценивает свои возможности, вместе с педагогом определяет основную идею спектакля. К рассмотрению выбираются пьесы современных драматургов, которые наиболее близки жизненному опыту детей и способны вызывать в учащихся эмоциональный отклик, способствуя творческой активности. В работе с детьми педагог старается сопоставлять и оценивать происходящие в сценических условиях события с аналогичными явлениями в жизни детей, развивая, укрепляя, поддерживая постоянный интерес к сравнениям нравственной направленности. Найденное и осознанное детьми «положительное поведение персонажей» служит примером для подражания в жизни. Выпуск спектакля это демонстрация положительных результатов нравственного воспитания, доброжелательности, толерантности, слаженности коллектива, где у каждого определенные обязанности. Мои воспитанники просят меня смотреть спектакль из зрительного зала, чтобы я увидела, что удалось и над чем поработать или просто посылать доброжелательные флюиды. И я могу быть за них спокойна, так как знаю, что каждый добросовестно отнесется к своим обязанностям - проверит реквизит и установку декораций , своевременно закроет и откроет в нужном месте занавес, поможет своим товарищам поменять во время действия костюм, подскажет забытые слова. А после спектакля непременно дети отметят хорошее исполнение роли своими товарищами и от чистого сердца порадуются за них. В практике был такой случай, что в день спектакля «Весна на Виннипуховой улице» исполнитель роли Виннипуха очень серьезно заболел и не мог играть и очень переживал, что он подвел ребят. До начала спектакля оставалось 2 часа. Практически спектакль был под угрозой срыва. Отменить спектакль было сложно. Были приглашены 150 детей, живущих в другой части города. Обзвонив детей - актеров, я попросила их прийти раньше назначенного времени и одну девочку из второго состава срочно заметить заболевшего ребенка. Эта девочка играла роль в массовке и очень давно не репетировала роль Виннипуха. Все дети выполнили просьбу и пока я решала проблему переноса спектакля по времени самостоятельно репетировали спектакль всячески помогая новому Виннипуху. В гримерке стояла сосредоточенная тишина, что совсем не было похоже на всегдашнюю атмосферу перед спектаклем. Все очень переживали за заболевшего товарища и желали ему скорого выздоровления. Они дали себе слово сыграть так хорошо, чтобы никто из зрителей не почувствовал, что произошла замена. И это им удалось. Конфеты, которыми угощали артистов после спектакля, дети передали своему заболевшему товарищу. На лицо был пример таких нравственных качеств, как стремление к добру, сострадание, коллективизм, терпение, эстетическая эмпатия, толерантность, и трудолюбие.
Таким образом, театральные средства приобретают педагогический смысл, если направлены, прежде всего, на нравственное воспитание. Руководство театральной деятельностью детей, предполагает, прежде всего не формирование профессиональных навыков и умений, а широкое использование специфических театральных средств воздействия, которыми являются театральная игра, рефлексия и т.д. в целях нравственного воспитания учащихся
Список литературы :
1 Амонашвили Шалва. Размышления о гуманной педагогике Текст. / ШАмонашвили, М.: Издат.дом Шалвы Амонашвили, 1996, 396 с.
2. Алекшашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем) Текст. / ИіЮ.Алекшашина, СПб., 1997, - 146 с.
3. Артюхова.Ю.Н. Ценности и воспитание Текст. / Ю.Н.Артюхова, М.: // Педагогика, 1996, № 4.
4. Бакштановский В. И. Культура нравственного' сознания и поведения личности Текст. / В.Н.Бакштановский, М.: Знание, 1979, - 64 с.
5.Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: Философско-этические основы Текст. / В.А. Блюмкин, Изд-во Воронежского ун-та, 1990, 141с.
6.Боцяновский В. Детский театр Текст. / В.Боцяновский // Художественно-педагогический журнал, 1910, №1.
7. Буткевич А. Воспитательное значение детского театра Текст. / А.Буткевич, // Воспитание и обучение, 1909, № 5.
8. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. /Л.С. Выготский, СПб.: Союз, 1997, - 92 с.164













Ѓђ Заголовок 215