Методическая рекомендация по развитию мелкой моторики детской руки.


МБУДО Центр детского творчества г.Оренбург
2016год
Методическая рекомендация
Развитие мелкой моторики детской руки.
Курина О.М пдо1категории СРР» АБВГДейка »
г. Оренбург



В данном методическом пособии представлена программа, в которой рассматриваются вопросы подготовки, обучения письму. Основная часть методической рекомендации занята подбором игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Даются описания игр, с помощью которых дети смогут развивать и совершенствовать» тонкие» движения пальцев рук.
Предложенные упражнения стимулируют также развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.
Пособие адресовано педагогам и родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом.

Что нужно знать о навыках письма.
Подготовка детей к обучению в школе - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, одна из актуальных проблем современной педагогики.
В практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция - неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. В настоящее время при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму.
Актуальность заключается в том, что обычными стали ситуации, когда ребёнок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя, а это уже с первых дней обучения создаёт комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно - моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу. Чтобы выдержать общий темп, заданный педагогом классу при письме моторно-неловкие дети напряжённо удерживают ручку, стремясь увеличить скорость письма. Причина ненатренированные мелкие мышцы рук, сила которых быстро истощается от перегрузки. Истощается и нервная энергия ребёнка.
Чтобы этого избежать, необходимо подготовить ребёнка к письму и психически и физически, проводить с детьми углубленную работу в этом направлении, начинать эту работу задолго до поступления в школу.
Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и мышление. А при поступлении ребёнка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно - моторной координацией.
Данная методическая рекомендация уделяет особое внимание проблеме подготовки руки к письму и предлагает комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук.
Цель: развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей правильной постановке руки, следить за правильной осанкой, за правильным расположением тетради.
-Прививать детям начальные графические навыки: обведение по контуру, по прерывистым линиям.
-Учить детей закрашивать рисунки, не заходя за контур, в одном направлении; штриховать в разных направлениях; дорисовывать вторую половинку картинки.
-Прививать умение ориентироваться на листе бумаги; в тетради (в клетку).
-Учить выполнять мелкие движения с предметами (бумага, шнурок, крупа, счётные палочки, конструктор, карандаш).
Развивающие:
-Формирование у детей устойчивой мотивации к овладению навыкамиписьма, вызывая чувство удовлетворения от работы.
-Развитие интеллектуальной готовности к обучению (дифференцированное восприятие; аналитическое мышление; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительное и слуховоевосприятие; произвольность внимания памяти).
-Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
-Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
-Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
-Развитие наблюдательности, произвольности и переключаемости внимания.
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей от постановки цели до получения результата.
-Вызывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.
-Вырабатывать у детей положительное отношение к письму, подвести их к осознанию того, что «писать красиво - легко и приятно».
-Воспитывать культуру речи и основы общения в коллективе сверстников.
-Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.Все игры и упражнения, задания для детей, направленные на развитие мелкой моторики, воображения, речи, зрительного восприятия, памяти делятся на несколько видов:1.Составление фигурок из счетных палочек;
2.Использование карандаша штампа;
3.Использование бумажных салфеток;
4.Игры на базе конструктора;
5.Игры с крупой;
6.Игры – шнуровки;
7.Пальчиковая гимнастика;
8.Графические упражнения;
8.1Штриховка;
8.2Графические диктанты;
9.Массаж пальцев рук.
Правильное положение при письме.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.
Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета ориентирован на плечо
пишущей руки.
Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе параллельно его краю.
Не менее важно при письме, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу.
По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Одно из главных правил письма - свободное движение пишущей руки. Нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные и некоторые другие движения, одновременно рука должна передвигаться слева направо от начала к концу строки. Движения будут затруднены, если ручка зажимается чересчур сильно, прогнут указательный палец, держит вертикально или инвертировано (свободный конец ручки направлен от пишущего). Невозможны свободные движения при письме и в том случае, если рука 209552202180опирается о стол тыльной стороной.
Ручка – тренажер.
Для формирования правильного захвата ручки, карандаша существуют специальные ручки – тренажеры.
Использование специальной насадки на ручку позволит без усилий выработать правильную постановку пальцев при обучении письму. С помощью рыбки – тренажера взять ручку неправильно просто невозможно!

Тренажер для правши.




Тренажер для левши.

316039517780
1.Составление фигурок из счетных палочек.
Координации движений пальцев рук способствуют занятия со счетными палочками. Данные упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».
Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.
Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.
Младший дошкольный возраст.
Дошкольникам этого возраста следует предложить карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети компонуют из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (забор, дорожка, окно и т.п.). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.
Средний дошкольный возраст.
Изображения, предлагаемые детям, усложняются (состоят из двух-трех частей). Это может быть телевизор, ежик, флажок и др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счетные палочки. Педагог перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются.
Старший дошкольный возраст.
Предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие формированию навыков счета. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу), дающие возможностьпроявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений. С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру «Найди, что изменилось»: один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменения много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т.п. Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию и мышления, и пространственной ориентировки. Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

МашинаДомик
КорабликОчки

2.Использование карандаша штампа в развитии мелкой моторики.
Работа со штампами оказывает огромную помощь в формировании умения правильно удерживать орудие письма, последовательно менять тонус мускулатуры руки (напряжение, расслабление, силовое напряжение), в ориентировки на плоскости листа. Карандаш-штамп можно сделать из карандаша с твердой резинкой на конце. Карандаш не затачивается, так как предназначен исключительно для штамповки. Резинка на конце карандаша

срезается острой бритвой под углом 45.В таком виде карандаш-штамп очень напоминает ручку, и для того чтобы им пользоваться, ребенок вынужден правильно держать карандаш. Этим мы
начинаем напрямую готовить руку малыша к последующему владению орудием письма - ручкой. Работа со штампами не должна быть механической. В этом случае интерес к ней и продуктивность быстро падают. Чтобы этого не произошло, рекомендуется сопровождать упражнения со штампами небольшими сказочными сюжетами, которые напрямую связаны с последующей деятельностью ребенка. Эти сюжеты не только побуждают ребенка к действию, но и формируют чувство сострадания, желание прийти на помощь более слабому. Вначале, когда ребенок только учится правильному захвату штампа и распределению мышечного тонуса, ему предлагаются картинки с широким полем деятельности. Такие как: «Снег в лесу».
Следующими по степени сложности идут картинки, на которых поле деятельности ограничено определенными рамками («Мухоморы»).
Но в этих рамках ребенок действует свободно. Главное - не заходить за контур. Наиболее сложными являются сюжеты, требующие от ребенка соблюдения определенной координации движений («Снегири»). Перед началом работы следует показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп. Предложить ему подействовать штампом без краски. Спросить, что надо сделать, чтобы получить отпечаток на бумаге, и какой по форме останется след от ластика- штампа. Чтобы усилить эффект от работы с карандашом-штампом, предложите ребенку поиграть с ним: покрутить карандаш двумя пальчиками (указательным и большим), покрутить тремя пальчиками (щепотью). Правильное выполнение этих несложных упражнений (штамп не выпадает из рук, свободно вращается пальчиками) является положительным показателем силовой готовности руки к захвату орудия письма. Работа с каждым сюжетом проходит в следующем порядке:
1.Рассказать детям сказку по картинке, в которой герои попадают в трудную ситуацию.
2.Предложить ребенку оказать помощь герою. Второй этап - основной в работе. Именно здесь ребенок действует карандашом-штампом, а педагог помогает ему, если это потребуется (аккуратно набрать гуашь на штамп, поправить захват карандаша и т.д.)
3.Вместе с ребенком педагог анализирует работу. Причем в первую очередь хвалит его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь. Затем обращает внимание на качество выполненной работы. Оцениваются отпечатки - ровность и четкость получившихся кружков. Ребенку старшего дошкольного возраста обязательно следует указать на ровные, аккуратные отпечатки и попросить его указать на неудачные кружки. При этом обязательно обсудить, почему так получилось и что надо сделать, чтобы в следующий раз количество неудачных отпечатков сократилось.
Примеры заданий:
Елочки для зайчат.
lefttopНаступил Новый год. В одном доме люди готовились к его встрече. Они нарядили зелёную ёлочку разноцветными шариками и огоньками.
Вечером, когда все в доме легли спать, к домику прискакали любопытные зайчишки. Они заглянули в окно и ахнули — какая красивая, необычная ёлочка стояла в комнате. В лесу таких красавиц зайчики не встречали. Долго любовались они наряженной ёлочкой, а на рассвете вернулись к себе в лес.
Собрались зайчишки на полянке и решили: в лесу много ёлочек, наверняка среди них есть такая же красивая, наряженная яркими шариками и огоньками. Надо только хорошенечко поискать её. И разбежались зайчики по лесу в поисках украшенной ёлки.
Долго бегали зайчишки по лесу, устали, но не нашли наряженной ёлочки. Много в лесу зелёных красавиц, но все они без ярких игрушек и огоньков. Опечалились зайчишки. Кто же им нарядит ёлочку к Новому году? Кто поможет?
А ведь ты можешь помочь зайчишкам! Нарядишь им ёлочку?
Посмотрите, зайчишки, какая красивая ёлочка! Это маленький помощник постарался для вас, потрудился на славу. Теперь и у вас, зайчики, будет весёлый Новый год под нарядной ёлочкой!
Сороконожки.
lefttopВ сказочном лесу в семье сороконожек появились маленькие детки. Забавные малыши быстро росли. Они очень гордились тем, что ни у кого в лесу не было столько ножек, сколько у них.
Любили сороконожки играть. Но больше всего — бегать. И это получалось у них хорошо. Ты, наверное, догадываешься, почему? Они весело семенили своими многочисленными ножками. Их везде можно было увидеть: то под листиком пробегут, то под камушек заберутся, то среди травы разбредутся.
Заканчивалось лето. Все лесные жители стали собираться в школу. Захотелось и маленьким сороконожкам поучиться. Но в школу босым не пойдёшь. На ножки надо надеть калоши. Загрустили малыши. Где же им взять столько обуви? Неужели сороконожки не попадут в школу? Кто же им поможет? Маленький помощник, помоги обуть сороконожек на каждую ножку по калоше.
3.Использование бумажных салфеток
для развития мелкой моторики.

Развитию и тренировке пальцев способствует аппликация из бумажных салфеток. Детям предлагаются картинки. Ребенок выкладывает на картинку бумажные шарики. Для работы понадобятся бумажные салфетки разных цветов, соответствующие возможностям их руки. И конечно, ребенку понадобится клей. Для приклеивания бумажных шариков из салфеток лучше пользоваться клеящим карандашом. Работа с салфеткой проходит в следующей последовательности:
1.Ребенок отрывает ведущей рукой от салфетки полоски. Салфетку он держит в одной руке, а другой (ведущей) от верхнего края отрывает полоску. При этом развивается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке.
2.Готовые полоски ребенок скатывает в бумажные шарики тремя пальцами (большим, указательным, средним), делая круговые движения. Таким образом, развивается мелкая моторика пальцев, участвующих в процессе письма.
3.Ребенок приклеивает на картинки заготовленные шарики, стараясь плотно прижимать их друг к другу. При этом тренируются мышцы рук, мелкая моторика пальцев, развиваются координация и точность движений.
Как проводить работу с картинками?
Педагог показывает детям картинку и знакомит их с проблемой изображенных героев (предметов и объектов). Предлагает помочь герою. Вместе с детьми отбирает салфетки нужного цвета (либо в зависимости от сюжета предлагает это сделать каждому ребенку самостоятельно). Далее идет подготовительная работа, которая включает в себя отрывание полосок и скатывание шариков. Готовые шарики желательно складывать в индивидуальные стаканчики, коробочки с крышками. Когда количество шариков будет достаточным, можно приступить к их наклеиванию.

4.Игры с конструктором.

Игры на базе конструктора способствуют развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Можно отметить некоторые преимущества использования конструктора.
Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или
фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.
Во- вторых при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков, ребенок уже испытывает чувство успеха.
В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия не надо сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Пластмассовый конструктор

5.Игры с крупой.

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисовать самим. Главное заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предложите ребенку самому нарисовать несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Рисовать можно что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.

Можно изучать форму, буквы и цифры. Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок так же как из спичек, пуговиц и ватных палочек.
Можно предложить детям следующие задания:
Выложить в ряд, чередуя разные сорта фасоли, различные узоры.
1.Из риса, по воображению, выложить на синем картоне – зимний пейзаж, вспомнить и прочитать стихотворение о зиме или салют по нарисованному контуру.
2.Из пшена выложить по контуру рисунок «Березовая роща». Зерна должны лежать плотно, чтобы получилось сплошная линия.
3.Выполнить из горошка по воображению любую чайную посуду
Можно предложить детям, в зависимости от темы занятия, кончиками пальцев на манке, рассыпанной на столе или большом блюдце, нарисовать веселого человечка или нарисовать волнистые линии; прямые ровные дорожки, вертолет.

6.Игры – шнуровки.

Игры-шнуровки помогут развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игры способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, шнуровка активизирует развитие речи. Пуговицы идеально подойдут для шнуровки. Предложить ребенку заняться хозяйством и «пришить» пуговицу. А чтобы неловкие пальцы справились с этим мудреным заданием, то пуговица будет большой, иголка – деревянной, а вместо нитки ребенок проденет в ушко ленту.
Существуют сюжетные шнуровки. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка (кот в сапогах, паровозик, снежинка подсолнух), к которой надо пришнуровать недостающие детали.
В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки просто стежки, стежки крест-накрест. Следует научить ребенка накладывать предметы, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизывать предмет на шнурок и уже потом пришнуривать), завязывать бантики. Вторая часть работы – отшнуровать детали – не менее, если не более сложна, чем первая. Такие игры учат внимательности и аккуратности – у каждой детали есть свое место, в процессе ребенок обретет навыки конструирования, составления орнаментов, начнет с большой легкостью ориентироваться на плоскости.


7. Пальчиковая гимнастика.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых» игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. Д. Задания, которые предлагаются детям, выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. «Пальчиковые игры» не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ваш ребенок наверняка начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Хорошую тренировку движений пальцев рук обеспечивают пальчиковые игры, в ходе которых, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым, вырабатывается ловкость, умение управлять своим движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Для детей 5-ти летнего возраста самым простым является: изображение пальцами различных фигурок, в сопровождении речевой пальчиковой игры.

Рисунок 1. Колечки
Рисунок 2. Цветы

-241935-3799840Булку, баранку, батон и буханку,
Пекарь из теста испек спозаранку.
Наши алые цветы распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо
засыпают.
Дети 6- летнего возраста заучивают более сложный сопроводительный стихотворный текст к «инсценировке пальцами».
«Дом на горе»
На горе мы видим дом (кистями рук изобразить дом)
Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)
Вот деревья, вот кусты (руками «показать» деревья, кусты)
Вот душистые цветы (пальцами «показать» забор)
За забором – чистый двор («погладить» ладонями стол)
Мы ворота открываем
(кистями рук «показать» как открываются ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцами «пробежаться» по столу)
В дверь стучимся тук, тук, тук(постучать по толу)
Кто-то там идет на стук (ладонь приложить к правому уху, прислушаться)
В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли (вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то).

8.Графические упражнения.
Существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Выполнение графических упражнений помогает детям справиться с процессом овладения письмом.
В качестве графических упражнений на занятиях используются такие как:
«Дорожки»
- необходимо провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги, стараться не выезжать за пределы дорожки. Такие упражнения развивают у ребенка глазомер, мелкую моторику, самоконтроль. Помогают развитию навыков проведения длинных прямых линий, т.к. многие дети, впервые начинающие рисовать боятся проводить линии» во весь лист». Являются подготовительным этапом в изображении геометрического орнамента, составления различных узоров.


«Обведи рисунок по точкам»
- необходимо соединить точки одной линией, стараться не отрывать карандаш от бумаги, не выходить за контуры рисунка.

«Клубочки»
- используется при выполнении элементов рисунка, узора. В качестве графического упражнения клубочки можно »наматывать» от центра или от края, по часовой стрелке или против.

«Дорисуй картинку»
- дорисуй вторую половину картинки так, чтобы она была похожа на первую.

«Раскрась картинку»
- необходимо разукрасить картинку, следуя правилам разукрашивания: не выходить за контур, закрашивать в одном направлении, без пробелов.

«Продолжи узор»
- необходимо обвести по точкам, затем, следуя образцу продолжить узор до конца строки.
lefttop

При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Основываясь на общеизвестных методических требованиях, хотелось бы дать несколько рекомендаций.
Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, предельно ясно сформулированными и краткими.
Педагогу ни в коем случае нельзя повышать голос, ругать ребенка за неправильно выполненное задание: это может вызвать у него чувство неуверенности и тревожности.
Ошибки не исправляются, педагог (или родители) лишь указывают на них, предлагая ребенку самому решить, как сделать правильно.
Ребенка необходимо хвалить даже тогда, когда успехи его минимальны, при этом хвалить так, чтобы другие дети не испытывали дискомфорта, не чувствовали, что их так или иначе сравнивают с другими, ставят в пример.
Столы для работы должны быть удобны и соответствовать росту детей. Свет должен падать с левой стороны. Взрослому следует следить за позой ребенка.
Для работы понадобятся: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши, ручки.
Следите за тем, чтобы Ваши воспитанники не исправляли ошибки, зачеркивая или стирая ластиком, правильно держали карандаш (ручку), не обводили линии два раза, аккуратно хранили письменные принадлежности.
8.1.Штриховка.
Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки: раскрашивание короткими частыми штрихами, раскрашивание мелкими штрихами с возрастом, центрическая штриховка, штриховка длинными параллельными отрезками. Такое штрихование обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. При выполнении штриховки следует выполнять некоторые правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними(0,3 – 0,5 см.) Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми
штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.


8.2Графические диктанты.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя их, ребенок расширяет кругозор, увеличивает словарный запас, учится ориентироваться в тетради. Как работать с графическими диктантами?
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1.Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2.Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Графические диктанты могут быть дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, четкую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас. Задания подбираются по принципу « от простого к сложному». Для занятий необходима тетрадь в клеточку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Важно помнить, что занятия для ребенка - не экзамен, а игра. Результат работы всегда должен радовать ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеточкам.
Графический диктант »ПАРОВОЗИК»
1 клетка вверх, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх,1 клетка влево,1 клетка вверх,4 клетки вправо,1 клетка вниз,1 клетка вправо, 3 клетки вниз,1 клетка влево,1 клетка вниз,1 клетка влево,1 клетка вниз,2 клетки влево, 1 клетка вверх,1 клетка влево,1 клетка вверх,1 клетка влево,1 клетка вниз,1 клетка влево,1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево,2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.

Графический диктант »Кораблик».
1 клетка вверх; 3 клетки вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо;1 клетка вверх; 1клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо;1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 3 клетка вправо;1 клетка вниз; 2 клетки влево; 4 клетки вниз; 3 клетки вправо;1 клетка вниз; 1 клетка влево; 1 клетка вниз; 1 клетка влево;1 клетка вниз; 7 клеток влево; 1 клетка вверх; 1 клетка влево;1
клетка вверх; 1 клетка влево;

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ »Слоник»
5 клеток вверх, 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 7 клеток вниз,2 клетки влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка
вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»Собачка»
3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево,3клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо,1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо,1 клетка вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево.

Итак, все предложенные упражнения, игры, задания помимо развития пальцев рук стимулируют также развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения, речь и мышление ребенка.
9.Массаж и самомассаж пальцев рук и ладоней природными материалами, ученической ручкой, колючим массажным мячиком.
\s

Массаж ладошек сопровождается речевой игрой: « У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки».
2.Самомассаж ладоней и пальцев.
Исходное положение: не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая - снизу. Ручка находиться в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функцию массажера.
Содержание упражнения: перемещать ладони вперед - назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.
Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.
lefttop Самомассаж следует проводить сначала для одной руки, а потом для другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса.
3.Упражнения с массажным мячиком.
Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к
кончикам пальцев. Практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться, тогда воздействие будет максимальным.
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком.
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Литература:
1.Бардышева Т.Ю. «Во саду ли в огороде». Пальчиковые игры - потешки народов мира/Т.Ю. Бардышева - М.: Просвещение. - 2000 г.
Безрухих М.М. «Обучение письму»/М.М. Безрухих - М.: Просвещение. -1997 г.
Большакова СЕ. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения »/С.Е. Большакова - М: ТЦ Сфера. - 2010 г.
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в д/с»/М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова - М.: Просвещение. - 2006 г.
Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры»/Л.А. Венгер - М.: Просвещение. - 1989 г.
Гаврина СЕ. «Развиваем ручки - чтоб учиться и писать, и красиво рисо-вать»/СЕ. Гаврина, СВ. Щербинина - Ярославль.: Академия развития. -2001 г.
Голубина Т.С. «Чему научит клеточка»/ Т.С Голубева - М.: Мозаика -Синтез. - 2006 г.
Голубь В.Т. «Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет»/В.Т. Голубь - М.: ВАКО. - 2004 г.
Грузик Т.И. «Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму»/ Т.И. Грузик - М.: Просвещение. - 2014 г.
Илюхина В.И. «Волшебные линии». Книга для детей и родителей./В.И. Илюхина - М.: Дрофа. - 2011 г.
Кобзарь Н.А. «Уроки развития творческого воображения детей дошкольного возраста»/Н.А. Кобзарь.
Курочкина Н.А. «Детям о книжной графике»/Н.А. Курочкина - С.-Пб.-1985 г.
Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей»/О.А. Новиковская - М.: АСТ. - 2007 г.
Новотворцева Н.В. «Учимся писать»/ШЗ. Новотворцева - Ярославль.: «Аккадемия развития». - 2009 г.
Никологородская О.И. «Волшебные сказки. Книга для детей и родителей» -М.- 1997 г.
Опушкин В.Г. Междисциплинарный словарь терминологии/ В.Г. Опушкин, Е.И. Огарев - С.-Пб. - 1995 г.
Полонский А.М. Научно - педагогическая информация. Словарь справочник/А.М. Полонский - М. - 1996 г.
Узорова О.В. «300 узоров. Готовимся к школе»/О.В. Узорова, Е.А. Нефедова - М.: Аист. - 2015 г.
Уруктаева Г.А. «Дошкольная психологии/Г.А. Уруктаева - М.: Аккадемия. - 1997 г.
Ундзенкова А.В. «Звукарик»/А.В. Ундзенком- Екатеринбург. - 2000 г.
Фалькович Т.А. «Развитие речи, подготовка к освоению письма»/ Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина - М.: Бако. - 2005 г.
22.Филиппова С.О.»Подготовка дошкольников к обучению письму»/С.О.Филиппова-СПб:ДЕТСТВО-ПРЕСС-.2008г.
23.Чупина Т.В. «Развиваем руку. Учимся ориентироваться на листе бумаги»/Т.В. Чупина-Ярославль.: Академия «Холдинг». - 2013 г.
24.Шваб Е.Д. «В школу с радостью: конспекты комплексно - игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя»/Е.Д. Шваб - Волгоград. - 2007 г.
25.Плутаева Е. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/Е. Плутаева, П. Лосев// «Дошкольное воспитание» - 2С05. - №3. - с.28-35
26.Плутаева Е. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/Е. Плутаева, П. Лосев//«Дошкольное воспитание» -2010. - №5. -с. 43-53
27. Плутаева Е. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/Е. Плутаева, П. Лосев// «Дошкольное воспитание» - 2005. - №6 - с.36-45