Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»


«ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Работая со студентами нужно делать акцент не только на умственное развитие и профессиональное становление, но и следует помнить о духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье. Целью моей деятельности в университете является содействие сохранению психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.
Система работы психологической службы состоит из следующих этапов:
Диагностическая работа проводится по нескольким направлениям, которые следует перечислить отдельно. Это диагностика познавательной сферы учащихся, диагностика мотивационной сферы учащихся, диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы (уровень тревожности, активности).
Профилактическая работа. На кураторских часах и часах общения, со студентами мы учимся методам аутогенной тренировки, развиваем способность видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определить цели своей жизни, о нравственном воспитании, о межличностном общении. Занятия проходят в форме тренинга, психологических игр, сюжетно-ролевых игр, групповых мини дискуссий.
Развивающая деятельность. Ориентирована на создание социально - психологических условий развития студентов, а психокоррекционная - на проработку в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы работы определяется результатами проведённых исследований.
Психокоррекционная работа. Психокоррекционную работу стараюсь проводить в индивидуальном режиме или в малых группах, т.к. считаю это более эффективным. Что касается работы по сохранению психологического здоровья подростков, то здесь проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения. Для самых трудных подростков состоящих на учете у социального педагога разрабатываются индивидуальные программы.
Одним из направлений моей работы является психологическое сопровождение учащихся во время выпускных экзаменов студентов 4 курса.
Основной целью данного направления является снижение стрессоопасных состояний. В ходе работы проводится психодиагностическое обследование личностной и ситуативной тревожности или стрессового состояния. Разрабатываются памятки и рекомендации студентам. При проведении занятий используются методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления, тренинговые упражнения, практические задания по снятию нервного напряжения.
Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, школьник приобретает технологии по сохранению собственной здоровьесберегающей среды в сложных жизненных ситуациях.
Просветительская работа проходит в рамках проведения недели психологии, недели профориентации.
Уровень психического здоровья детей, прежде всего, определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности используется методика Спилберга Ч.Д. Диагностика.
Общие выводы, которые можно сделать по результатам следующие: Высокий уровень личностной тревожности был выявлен у студентов 2-3 курсов. Они встревожены, взвинчены, чувствуют скованность и напряжение, их беспокоит учебная ситуация.
Для детей с высоким уровнем тревожности учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Поэтому для педагогов была разработана памятка критериев психологического здоровья детей на уроке.
Студенты 4 курса переживают, чувствуют скованность и напряжение, их беспокоит ситуация подготовки к экзаменам. Студентам данных групп нужно сейчас относиться к происходящему в их жизни более спокойно и уметь внутренне расслабляться, снимать напряжение.
Высокий уровень тревожности выявлен в личностной тревожности. Этим ребятам нужно впредь стараться избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи. Педагогам университета нужно быть очень внимательными к психологическому состоянию выпускников. Необходимо создавать спокойную атмосферу, поддерживать своих студентов, создавать ситуацию успеха в студенческом коллективе.
Еще одним немаловажным фактором является семья, которая влияет на психологическое здоровье подростков. Кураторам рекомендуем проводить классные часы на тематику семейных взаимоотношений и вовлекать детей и родителей в совместную общешкольную деятельность.
Всё выше изложенное является эффективными формами по сохранению психического и психологического здоровья участников образовательного процесса. Главное – сотрудничество и координация воспитательных методов всех, кто работает со студентами.