Презентация по технологии на тему: Влияние темперамента на профессиональное самоопределение (9 класс)


Зубарева Галина Михайловна, учитель технологииФГКОУ СОШ № 162Хабаровск - 47 9 КЛАСС ЦЕЛЬ Ознакомление с понятием «темперамент» и типологиями темперамента; определение своего типа темперамента; активизация процесса самопознания. Профессия, необходимая для общества - область приложения физических и духовных сил человека, дающих ему возможность полноценного существования и развития. Личностные факторы, определяющие процесс выбора профессии познавательные, профессиональные интересы и склонности; способности в какой либо деятельности; темпераментальные (нейродинамические) особенности; характерологические черты; профессиональная мотивация; эмоционально-волевые особенности; уровень общеобразовательной подготовленности; состояние здоровья; информированность о мире профессий; социальное окружение и т.д. Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я – образ» важны для человека. Чем больше человек знает о себе, тем у него больше возможностей в решении такого важного вопроса, как выбор профессиональной деятельности. Поэтому именно психодиагностика помогает ответить на вопросы: «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?». Интерес к данной проблеме возник более 2,5 тыс.лет тому назад. Давно было замечено, несмотря на большие индивидуальные различия людей, присутствует сходство в стиле их поведения способах выражения чувств и т.д. Попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей привели к созданию обобщенных портретов. Такие портреты, с глубокой древности называли типами темперамента. Данная типология были практически полезна, так как с ее помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях. На успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности. Темперамент – (лат.) соотношение частей, соразмерность. Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения. ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА Гуморальная теория ГиппократаГиппократ считал, что темперамент определяется тем, какая из четырех жидкостей организма у человека преобладает; если преобладает кровь («сангине») по-латыни, то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент у человека флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный,, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахоле»), такой человек очень застенчивый и впечатлительный, склонный к грусти, робости, замкнутости, быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Конституционная типологиями Кречмера В последующие века возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов, такие как конституционная типологиями Кречмера – основанная на особенностях строения тела. Люди с определенным строением тела имеют определенные психические особенности. 1. Лептосоматик - хрупкое телосложение, высокий рост, узкие плечи длинные и худые конечности. 2. Пикник – чрезмерно тучный, круглой головой, малый рост с большим животом. 3. Атлетик – с развитой мускулатурой, крепким телосложением, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. 4. Диспластик – с бесформенным непропорциональным строением тела. Конституционная типологиями Кречмера Теория темперамента Павлова Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают деятельность головного мозга. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа высшей нервной деятельности : мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа: преобладает активность второй сигнальной системы мозга (левого полушария), весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность. У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся, к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Роль темперамента в деятельности Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики психологически малопригодны для подобной деятельности. Особенности проявления типов темперамента Холерический тип: свойственна импульсивность, возбудимость, несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональность, порывистость в действиях. свойственна открытость, доступность, беззаботность, поверхностность, непостоянство, общительность, быстрая приспосабливаемость к новым условиям и людям, частая смена чувств и богатая, выразительная мимика. Сангвинический тип Флегматический тип: свойственна стойкость, медлительность, спокойствие и ровность в общении, вдумчивость, миролюбие, старательность и размеренность, пассивность и безучастность к окружающему, лень и безволие. Меланхолический тип: свойственна повышенная чувствительность, сдержанность, обстоятельность, малообщительность, тревожность, пониженная эмоциональность. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание 1 Определите тип темперамента. Практическая работа Задание 3 Ответить на вопросы: учебник с. 226Каким образом темперамент оказывает влияние на поведение человека?Как вы думаете, возможно изменение свойств темперамента в течении жизни или нет? Почему?Почему будущую профессию надо выбирать обязательно с учетом типа темперамента?Чем характер отличается от темперамента?Почему при выборе профессии так важно учитывать положительные и отрицательные черты характера? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание 3 Определите тип темперамента Отношение обладателей различных типов темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, саму смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно. «Это была ужасная картина — раздался раздирающий крик, хлынула кровь, мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».«При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой утрате, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе». «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупреждать рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить!»«Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят, я привстал в повозке: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали, раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее». Практическая работа Задание 4 Определите тип темперамента КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ» Самоанализ личности по методике «Точки темперамента» Г. Айзенка Задание 5 Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, следует отложить на схеме полученные результаты. По шкале «Интроверсия—Экстраверсия» и по шкале «Нейротизм» (эмоциональная устойчивость — нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента. Каждый человек, зная тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты и ретушировать отрицательные. Подведение итогов В заключение следует еще раз отметить, каждый тип темперамента природно обусловлен; нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Люди, отличающиеся слабой нервной системой – меланхолики, - сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные. Поэтому они меньше устают и раздражаются от их повторения. Информационные ресурсы 1. В.Д.Симоненко. ТЕХНОЛОГИЯ 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М., «Вентана-Граф», 20102. О.В.Павлова. ТЕХНОЛОГИЯ 9 класс поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко.Волгоград. 20073. С.Н. Чистякова. ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение»,20064. А. Маклаков. Общая психология. Электронная библиотека психологии.