Статья Тестирование как метод оценивания степени обученности учеников






Доклад на тему:
Тестирование как метод оценивания степени обученности учеников.





Выполнила: учитель английского языка
МБОУ СОШ №16
г.Чистополя
Филиппова Алсу Рафиковна












Содержание

Введение..
Понятие теста и его классификация...
Понятие обучаемости и обученности
Особенности тестирования как метода обученности
Заключение



















Введение

Термин «тест» ( англ. test – проба, проверка, опыт, испытание, исследование) был введен основателем тестовой диагностики американским психологом Д.Кеттелом в конце XIX века. Позднее тесты совершенствовали французский психолог А.Бине, позже другой американский психолог Э.Торндайк и его ученики. Тестовая методика с момента зарождения постоянно находилась в процессе совершенствования. Альфред Бинэ (1857-1911) один из основоположников учения о тестах. Им разработана (в вариантах теста 1908 и 1911 гг.) система возрастных шкал для диагностики детей. Таким образом, была составлена серия тестов для каждого возраста.
Однако этот возраст интеллектуального развития может сообщить что-то об умственных способностях ребенка и перспективах его развития только в том случае, если его сопоставить с возрастом жизни ребенка. Поэтому немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938) предложил разделить возраст интеллектуального развития на возраст жизни и получить таким образом сопоставимый коэффициент интеллектуального развития. Английский психолог Берт, а также американский ученый Термен попытались усовершенствовать эту систему. По их именам названы шкалы Бине-Берта и Бине-Термена.
Цель работы – изучить тестирование как метод диагностики уровня обученности и обучаемости.
Задачами нашей работы являются:
Изучить научную психологическую литературу по теме тестирования как метода обученности и обучаемости.
Изучить понятия обученность и обучаемость.
Изучить классификацию тестов.
Изучить особенности тестирования как метода обученности и обучаемости.
Изучить технику построения тестов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что тестовый контроль обученности не только является средством получения достоверной информации о состоянии и качестве организации учебного процесса, но и как важный элемент общероссийской системы оценки качества образования.
Новизна исследования провляется в рассмотрении проблемы организации тестирования в условиях учебного процесса как метода оценивания уровня обученности учеников с учетом правил подготовки тестовых разработок.

1. Понятие теста и его классификация
Тест – это стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого. Соответственно, под тестированием понимается метод психолого-педагогической диагностики, применяющий стандартизированные задания.
Несмотря на то, что многие преподаватели интуитивно правильно понимают процесс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15 тестового [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15 контроля, необходимо дать четкое определение педагогического теста. Педагогический тест - это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15 обученности или обучаемости учащихся, совокупность их представлений, знаний, и навыков на той или иной области содержания.Педагогический тест рассматривается именно как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания - это те элементы, "кирпичики" из которых составляется педагогический тест. Педагогический тест, в большинстве случаев, не требует квалифицированных преподавателей для проверки результатов тестирования. Педагогический тест, как правило, не требует большого количества учебного времени на его проверку.
Существуют три основных сферы тестирования: 1) тестирование в образовании; 2) профессиональное тестирование; 3) психологическое тестирование. Во всех трех сферах применяют следующие виды тестов: личностные, проективные, тесты интеллекта, тесты достижений, тесты креативности, тесты критериально-ориентированные [11,c.147].
Личностные тесты – методы психодиагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Проективные тесты – ( лат. projectio – выбрасывание вперед) – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции прошлых впечатлений. Тесты интеллекта – методики психодиагностики, ориентированные на выявление умственного потенциала индивида. Тесты достижений – одна из методик психодиагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Направлены на выявление уровня усвоенности конкретных навыков, а не обобщенных умений, которые человек приобретает в итоге разнообразного жизненного опыта. Тесты достижений проводятся в трех формах:
1) тесты действия;
2) тесты письменные
3) тесты устные.
Тесты креативности (лат. creatio – сотворение, создание) – методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Диагностика творческих способностей ведется в двух направлениях: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности; анализ творческого мышления и его продуктов . Тесты могут быть вербальные (словесные, смысловые) и невербальные (фигурные, рисуночные), то есть без слов [7,c.316].


2. Понятие обучаемости и обученности

Обученность - это, с одной стороны, результат прошлого опыта, а с другой - цель предстоящего обучения. Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Поэтому задача обучения - создать условия реализации обучаемости и перехода ребенка к новому уровню обученности.
Обученность включает:
наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний;
сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения учиться.
          Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в процессе обучения.
          Есть разные оттенки в понимании обучаемости. Обучаемость не тождественна обученности. Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо.  Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого. К ним прежде всего относятся:
познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи);
особенности личности - мотивация, характер, эмоциональные проявления;
отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.           Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучения человека - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности.

В основе обучаемости лежат:
уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
уровень развития его сфер - мотивационно-волевой и эмоциональной;
развитие производных от них компонентов учебной деятельности - уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.           
В целом, признаками обучаемости считаются:
активность ориентировки в новых условиях;
перенос известных способов решения задач в новые условия;
быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

3. Особенности тестирования как метода обученности и обучаемости
Тест обученности это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.
Тест обучаемости - это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) подготовленности испытуемого к овладению определенных аспектов (частей) содержания обучения.
Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:
относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
относительно краткими, требующими сжатых ответов;
информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования измерения уровня обученности и обучаемости возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения [6,c. 116].
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:
1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
6. Вопросы не должны содержать «ловушек» [4,c. 100].
Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.
Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у преподавателя нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию преподаватель получает, применяя предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными.
Текущий контроль. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными Тематический контроль. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними.
Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой успешностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности.
Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими традиционными формами и методами проверки [10,c.278].
Тесты школьной успеваемости являются методами педагогической диагностики, с помощью которого результаты планируемого учебного процесса могут быть максимально объективно, надежно и валидно измерены, обработаны, интерпретированы и подготовлены к использованию в педагогической практике учителями.
После определения цели и функции тестирования необходимо провести анализ учебных планов, программ и учебников. Здесь обращается внимание на то, каков уровень требуемых знаний, умений и навыков. Уровень узнавания изученного материала, репродуктивного воспроизведения усвоенного или творческого использования в новой ситуации.
При конструировании заданий рекомендуется создавать на 50 или 100% заданий
больше, чем это требуется, ибо только часть заданий (это зависит от опыта авторов теста) выдерживает проверку.
Тесты школьной успеваемости, ориентированные на критерии,– это тесты, сообщающие индивидуальный результат учащегося по отношению к критериям, заранее установленным исследователем (педагогом) или учебной программой. В этом случае учащиеся заранее предупреждаются, что результаты предстоящего тестирования на владение грамотной письменной речью успешно пройдут лишь те, кто наберет такую-то сумму баллов. То или иное количество тестовых баллов может быть определено для получения той или иной отметки успеваемости [7,c.284].
Неформальные тесты школьной успеваемости являются методом педагогической диагностики, конструируемыми школьными педагогами с целью объективной фиксации результатов процесса обучения в своем классе. Неформальные тесты характеризуются отсутствием строго научного подхода на всех этапах создания. Если даже формализованные тесты никогда не дают уверенности в абсолютной надежности, то несовершенным тестам, создаваемым учителями для собственного пользования, это присуще еще в большей степени. Несовершенство измерений с точки зрения их надежности находит свое практическое выражение в вычислении стандартной измерительной ошибки, то есть величины стандартного отклонения теста, которая объясняется его надежность.





















Заключение

Целью нашего исседования являлось изучение тестовых методики как метода определения уровня обученности учеников. Под термином тест подразумевается стандартизированное задание или система контрольных заданий, нацеленных на измерение актуального уровня знаний, умений и навыков, а также способностей испытуемого. Существуют три основных сферы тестирования: 1) тестирование в образовании; 2) профессиональное тестирование; 3) психологическое тестирование. Во всех трех сферах применяют следующие виды тестов: личностные, проективные, тесты интеллекта, тесты достижений, тесты креативности, тесты критериально-ориентированные. Тесты могут быть вербальные (словесные, смысловые) и невербальные (фигурные, рисуночные), то есть без слов. По методике выполнения теста выделяют рефлективный и верификационный методы.
Во втором параграфе мы рассмотрели понятие обучаемости и обученности. Обученность - это, с одной стороны, результат прошлого опыта, а с другой - цель предстоящего обучения. Обученность включает: наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний; сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения учиться. Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. Обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого: познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи); особенности личности - мотивация, характер, эмоциональные проявления; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.
При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности и обучаемости являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность правильность), дифференцированность (различимость). Тест обученности это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Тест обучаемости - это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) подготовленности испытуемого к овладению определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Конструирование педагогических тестов рассматриваются на четырех уровнях в соответствии с четырьмя уровнями обученности и обучаемости испытуемых. На уровне знакомства должны использоваться тесты по узнаванию, т.е. отождествлению объекта и его обозначения. На втором уровне, уровне репродукции, наиболее простыми являются тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста. Третьему уровню соответствуют задания, содержащие продуктивную деятельность, в процессе которой необходимо использовать знания-умения. Тесты четвертого уровня – это проблемы, решение которых есть творческая деятельность, сопровождающаяся получением объективно новой информации. Тестами четвертого уровня выявляется умение учащихся ориентироваться и принимать решения в новых, проблемных ситуациях.
























Литература
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001 -473с.
Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности.- М., 1999 – 483с.
Брунер Дж. Психология познания - М., 2002 – 254с
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2000 – 488с.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 2001 – 490с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.,2004 – 638с.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды - М., 2003 – 470с.
Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития / Предисл. Б.В. Зейгарник. - М., 2000 – 382с.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения.- М., 2003 – 562с.
Коновалов П.Д. Тестирование в психолого-педагогическом исследовании - М.,2000 -






















13PAGE 15