Конспект урока по окружающему миру Гигиена органов дыхания
Составил:
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 21
Табунщикова Екатерина Николаевна
Урок по окружающему миру
На тему: «Гигиена органов дыхания»
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения темы «Гигиена органов дыхания», научить правильно дышать и беречь дыхательные органы
Задачи: личностные : формирование норм нравственного эстетического поведения в разных формах работы
метапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);
- умение работать с различными источниками информации;
- формировать навык делового сотрудничества, само – и взаимоконтроля;
- способствовать когнитивному развитию
предметные: - познакомить учащихся с органами дыхания и их функциями,
- провести профилактику болезней и гигиену органов дыхания;
- воспитывать негативное отношение к курению, ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, таблицы, карточки с задание, проекты учащихся.
Наглядность: таблица «Органы дыхания», презентация, макет человека, макеты органов дыхания, таблица смертности населения России от болезней органов дыхания, правилами гигиены органов дыхания.
Ход урока
Этап урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Примерная деятельность учащихся
Примечание
1.
Организационный момент.
«Береги платье снову, а здоровье смолоду».
- Ребят, как вы понимаете эту пословицу?
- А что нужно знать, для того, чтобы сохранить свое здоровье? (свой организм и как сохранить его здоровым)
Ответы учащихся
Слайд №1
2.
Сообщение темы урока
Человек может прожить
Неделю – без воды,
Месяц – без еды,
Несколько дней (5) – без сна,
Но без чего человек не может прожить и 2-3 минут?
На прошлом уроке мы с вами познакомились с органами дыхания.
А как вы думаете можно ли сохранить органы дыхания здоровыми?
Что же мы должны узнать на этом уроке?
- И так, мы сегодня на уроке будем говорить о гигиене органов дыхания.
- Сегодня у нас необычный урок. Вы разделены на 4 группы.
- Озвучьте каждый свою тему.
- Так же у каждой группы есть свой проблемный вопрос. И сейчас для ответа на него я вам даю 3 минуты, для того, чтобы вы могли подготовиться в группах.
(без дыхания)
Ответы учащихся
слайд №2
Слайд №3
Актуализация опорных знаний.
- Для начала давайте вспомним, какие органы входят в дыхательную систему?
Предоставляется слово 1 группе.
/рассказ сопровождается показом слайдов на проекторе/
- Где же происходит газообмен?
- А теперь я вам предлагаю ответить на проблемный вопрос 1 группы:
«Почему дышать рекомендуется через нос?»
(Потому что в носовой полости воздух очищается и согревается)
Учащиеся показывают органы дыхания по таблице у доски, рассказывают о строении дыхательной системы, какие органы она в себя включает и об их функциях
В подтверждение на ответы учащихся правильный ответ выходит на экране
слайды № 4 – 8
Слайд № 9
Изучение нового материала
Вот мы и перешли ко 2 группе.
Назовите те заболевания, которые относятся к органам дыхательной системы.
О каких вы можете рассказать наиболее подробно?
- Ну а теперь давайте ответим на проблемный вопрос группы.
«Вследствие чего возникают эти заболевания?»
(выступление детей 2 группы)
- А теперь, ребят, обратите внимание на доске. Здесь вы видите статистику «Смертности населения России от болезней органов дыхания»
Смертность населения России от болезней органов дыхания
Всего, тыс. человек
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
101,0
101,1
93,0
94,7
82,8
Рассмотрев ее, что вы можете сказать?
Переходя к 3 группе, давайте сразу начнем с проблемного вопроса.
«Как сохранить органы дыхания здоровыми»
Правилами гигиены органов дыхания
- Дыхание должно быть ровным размеренным
- Желательно регулярно заниматься физической культурой
- Дышать через нос
- Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях
- В течение суток полезно быть по 2-3 часа на свежем воздухе
- Необходима регулярная влажная уборка
- При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком
- При общении с людьми заболевшими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.
- Нельзя допускать заболевших гриппом к работе и учёбе. Грипп - вызывается вирусами и относится к капельной инфекции, распространяется быстро и опасен своими осложнениями.
- Необходимо также поддерживать чистоту в жилых помещениях. Это способствует предупреждению такого заболевания, как туберкулёз. Это не только капельная, но и пылевая инфекция.
Учащиеся подготовили рассказ о некоторых заболеваниях органов дыхания: бронхит, туберкулез, насморк.
Учащиеся перечисляют причины возникновения заболевания органов дыхания, их рассказ сопровождается показом слайдов на проекторе
Смертность населения с каждым годом становится меньше, таким образом можно сказать, что население стало больше обращать внимание на свое здоровье и заботиться о нем
Нужно придерживаться целому ряду правил гигиены органов дыхания
/учащиеся перечисляют правила гигиены и наглядно крепят их на доску/
слайды № 10 – 17
Физминутка.
Ребята этой группы подготовили вам дыхательную гимнастику.
Она: - дает прилив бодрости и сил;
- укрепляет иммунную систему;
- успокаивает нервную систему.
Дыхательные упражнения выполнять лучше до завтрака или после ужина.
3) Работа с учебником.
А сейчас откройте учебник на стр. 35. Прочитайте 1 абзац и правило в красной рамке про себя (после 1 ученик читает вслух)
- Почему же курение особенно губительно нам сейчас расскажут дети 4 группы.
Два ученика демонстрируют правильное выполнение упражнений.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырьки» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. «Наклон вперед».
ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4. «Прямая спинка».
ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
Упражнение 5. «Чистый носик».
МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
Защита проектов о курении – учащиеся защищают плакат, который подготовили сами и видеоролик о вреде курения
Закрепление.
- Мы сегодня много говорили о гигиене органов дыхательной системы. А сейчас я бы хотела проверить, как вы это усвоили. Сейчас мы проведем тест. На экране вы увидите вопросы. Вам нужно будет записать на листочках номер вопроса и букву правильного ответа.
- Теперь сверти свои ответы, и посчитайте, сколько правильных ответов вы дали.
Учащиеся письменно отвечают на вопросы теста.
(презентация № 2).
Домашнее задание.
- А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
В учебнике стр 32 - 35. Знать органы дыхательной системы (на 3)
Рабочая тетрадь стр. 18 № 35 (на 4)
Творческое задание
- сочинить рассказ по теме «Сохрани свои легкие здоровыми!». (на 5)
Записывают домашнее задание.
Слайд № 18
Итог урока.
- А я вам, ребята, в заключении урока хочу пожелать здоровья. Как говорил Генрих Гейне: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».
Слайд № 19
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
xђЗаголовок 115