Конспект урока литературы «Судьба – не вне, она — внутри тебя!»
не вне, она - внутри тебя!»
Урок по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»
Цель:
Обучающая: Продолжить знакомство с творчеством А. Грина. Дальнейшее формирование навыков работы с текстом.
Развивающая: Развитие воображения, фантазии в процессе чтения произведения. Развитие читательского интереса у обучающихся.
Воспитывающая: Формирование прочной нравственной позиции и развитие целеустремленных воззрений обучающихся.
Знать, уметь:
Учащиеся должны развивать навыки анализа текста и монологической речи, умения формулировать и отстаивать собственную точку зрения.
Ход урока
Для проведения урока учебная аудитория делится на 2 группы
1.Мотивация.
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.Грина. (Слайд 1)
- Что вы знаете о жизни писателя, его творчестве?
Старая Россия наградила Грина жестоко - она отняла у него еще с детских лет любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь - невыносимой. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором» каждого дня.
Грин начал писать и создавал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца. Но где- то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав.
Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение -источник высоких человеческих страстей. Она не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.
- О чём же будет сегодняшнее произведение? Кто герой рассказа? О ком пойдёт речь?
2. Работа с эпиграфами. (слайд 2)
Задание : прочитать высказывания, обсудить и определить главное слово.
«Человек – это звучит гордо» М.горький
«В мире нет ничего более замечательного , чем человек» Абдулла Сарацин
( Грин – человек мечтающий, стремящийся творить добро, любовь)
Слайд 3 «Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса»
К Паустовский
- На какие поступки способен человек?
- А от чего зависят наши поступки?
3. Озвучивание целей урока. (слайд 4)
4. Объявление темы урока «Судьба – не вне , она – внутри тебя» (слайд 5 )
- Что такое судьба (значение слова по толковому словарю)
Значение слова Судьба по Ефремовой: (Слайд 6) Судьба - 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] дальнейшего существования развития чего-л.; будущность.
А может кто-то за нас решить нашу судьбу(жизнь)?
5. Фильм «Игрушка»
- Что или кто меняет судьбу героя фильма и почему?
6. Вопросы на понимание фрагмента фильма.
Ребята, скажите, пожалуйста, чего хотел юный герой фильма?
(Хотел, чтобы в виде игрушки купили живого человека)
Как вы думаете, почему эта «покупка» стала возможной?
(Отец ни в чём не отказывает сыну. За деньги можно купить всё)
А можно ли сказать, что это каприз, прихоть ребёнка?
Как вы думаете, каким человеком вырастет этот мальчик?
Что должно произойти в его жизни, чтобы он изменился?
Как вы думаете, что самое важное в жизни каждого из нас?
(В любой ситуации оставаться человеком)
Заносим ключевые фразы учащихся на доску: (Слайд 7)
В виде игрушки – живой человек;
За деньги можно всё;
Остаться человеком.
Для усилия эффекта проделанной работы, подвести итоги этого этапа урока прикрепляю над ключевыми словами фразу (выделенную красным цветом): «А можно ли?»
На доске появляется запись:
А можно ли в виде игрушки купить живого человека?
Ребята, отвечая на вопрос, приходят к выводу, что нет
Также обсуждаем второй вопрос: «А можно ли за деньги всё?
На третий вопрос: «А можно ли всегда оставаться человеком?», вывод: что остаться человеком нужно и можно в любой ситуации. (3 минуты)
7. Работа с текстом (текст у каждого учащегося).
- Как называется рассказ?
(Зелёная лампа)
- Какие ассоциации у вас со словом зелёный?
Исследование по тексту ( 1 минута)
- Указаны ли в тексте временные рамки? (когда начинается действие и заканчивается?)
1821, 1828 – 7 лет
Делают отметку в тексте зелёным фломастером, тем самым деля произведение на 2 части.
Следующий момент – выявление главных героев. Вновь прошу обратиться к текстам, чтобы выделить 2-х основных героев (В тексте заранее имена собственные подчеркнуты). Без особого труда учащиеся делают вывод, что в рассказе 2 героя: Джон Ив и Стильтон.
Работа на листах «Характеристика героев» (Слайд 8)
Джон Ив
Стильтон
Работа в группах, одна из которых работает над образом Ива, другая – Стильтона. Анализируя 1 часть рассказа, работаем только с первыми двумя квадратами, заполняя таблицу примерами, характеризующими личности героев: Стильтон – на зелёном квадрате, Ив – на сером.
Проводим поисковую работу по тексту, отмечая положение героев в обществе, материальное благосостояние, род занятий, наличие семьи и т.д. (10 -12 минут).
По истечении времени один представитель от каждой группы заполняет клетку с именем своего героя. Появляется следующая запись:
Джон Ив
Стильтон
Плохо одет,
беден,
люди презирают,
безработный
Хорошо одет,
много денег, уважают за деньги,
владеет торговыми лавками
Сделать вывод:: - Кто из героев в 1 части рассказа более успешен и что способствует этому успеху?»
Учащиеся быстро делают вывод, что более успешен Стильтон, потому что у него есть деньги, а Ив не успешен, так как денег нет (1-2 минуты)
Снова обращаю внимание учащихся на текст (использую приём «Чтение с остановками») (работа проводится в течение 2 минут)
(«Реймер! – сказал Стильтон. делать из людей игрушки»). Задавая вопросы, прошу ребят сделать вывод:
Счастлив ли Стильтон?
Чем он разнообразит свою жизнь?
Какую каверзную шутку придумал?
(На ответы отвожу 2-3 минуты)
Вывод записывается на границе зеленого и серого цветов в квадрате Стильтона:
Жизнь скучна;
Не знает, чем занять себя;
Человек – игрушка в его руках
Джон Ив
Стильтон
Плохо одет,
беден,
люди презирают,
безработный
Хорошо одет,
много денег, уважают за деньги,
владеет торго-
выми лавками
жизнь скучна,
не знает, чем занять себя
Человек – игрушка в его руках
Вновь читаем текст( 3 минуты) («Я хочу сделать вам предложениемоего имения вам не скажу»),
- Ккаким образом Стильтон собирается позабавиться над другим человеком? Какие ставит условия?
(Условия жесткие: не выходить из дома, никого не принимать, ни с кем не говорить)
(Слайд 9) Приёма «Дерево предсказаний», с помощью которого выясняем, примет ли Ив предложение, поступившее от Стильтона. 3 минуты
Работа проводится в группах (одна группа прорабатывает версию «примет», другая – « не примет», обосновывая «Почему?») Затем представитель каждой группы высказывает коллективно выработанные предположения. Ответы учащихся фиксируются учителем на доске:
примет- легкий путь выжить;
откажется – скучная работа.
Снова работаем с текстом (3-4 минуты) («Если вы не шутите расстались вполне довольные друг другом») и подтверждаем версию одной из групп: Ив принимает предложение Стильтона, в его жизни загорается огонь надежды, в душе теплится искра на лучшее существование в большом городе
(Для усиления эмоционального фона урока включаю зеленую лампу, которая будет гореть на протяжении всего оставшегося времени урока).
Джон Ив
Стильтон
Плохо одет,
беден,
люди презирают,
безработный
умирает от голода
Появляется надежда
Хорошо одет,
много денег, уважают за деньги,
владеет торговыми лавками
жизнь скучна,
не знает, чем занять себя
Человек – игрушка в его руках
Теперь вывод записывается (2-3 минуты) уже на пограничье серого и зелёного квадратов с именем Ива.
Кульминационной фазой этого этапа урока становится обращение к таблице «Характеристика героев». Акцентирую внимание (1 минута) учащихся на последних фразах в таблице, записанных на границе, суть которых: смысл жизни теряет один (Стильтон) и возрождается к жизни другой (Ив). (Цветовая палитра в таблице «Характеристика героев» тоже меняется).
Далее, чтобы усилить эмоциональное напряжение, сама зачитываю отрывок «Вечером следующего дня.. Да вот и он», комментируя прочитанное. Побуждаю увидеть, что Стильтон открыто издевается над Ивом, называя его дураком и прогнозируя окончательное падение Ива как человека. (1-2 минуты)
работа с таблицей «Характеристика героев». (1 минута) Первая запись в сером квадрате Стильтона появляется после вопроса, адресованного ребятам и их ответов:
- Кто на самом деле теряет себя как человек?
(Стильтон теряет себя как человек).
Ив
Стильтон
Плохо одет,
беден,
люди презирают,
безработный
умирает от голода
Появляется надежда
Хорошо одет,
много денег, уважают за деньги,
владеет торговыми лавками
жизнь скучна,
не знает, чем занять себя
Человек – игрушка в его руках
Теряет себя как человек
На этом работа по первой части рассказа завершается.
Как сложится дальнейшая судьба наших героев выясняем в совместной работе с учащимися, анализируя 2 часть рассказа. А для этого вновь возвращаемся к приёму «Дерево предсказаний», с помощью которого каждая группа прогнозирует судьбу своего героя: 1 группа - Ива, 2 группа – Стильтона, отвечая на проблемный вопрос:
- Как вам кажется, какова будет дальнейшая судьба героев? (Слайд 10)
Вопрос обсуждается 3-5 минут в группах, высказываются предположения каждой группой и фиксируются мной на доске в «Дереве предсказаний».
Джон Ив
Стильтон
Какова дальнейшая судьба героев?
Продолжаем работу над 2 частью рассказа.
Для подтверждения предложений вместе с учащимися читаем 2 часть рассказа, используя приём комментированного чтения. В ходе этой работы выясняем, произошли ли изменения за 7 лет в жизни главных героев. Фиксируем ответы учащихся в таблице, заполняя нижние квадраты. Только теперь всё, что касается изменений в жизни Стильтона, записываем на сером фоне, а Джона Ива – на зелёном. (10-15 минут)
Ив
Стильтон
Плохо одет,
беден,
люди презирают,
безработный
умирает от голода
Появляется надежда
Хорошо одет,
много денег, уважают за деньги,
владеет торговыми лавками
жизнь скучна,
не знает, чем занять себя
Человек – игрушка в его руках
Доктор, высокий , серьёзный человек; много читал, оказался способным человеком; дает работу другому.
Теряет себя как человек
Старик, грязно одет, с истощенным лицом, разорился – проиграл, стал ничем
Итог записанному и сказанному, прошу учащихся поработать в группах. (5 минут) На листах с рисунком весов (используя приём «Весы нравственного выбора», см. приложение) (Слайд 11) прошу написать, что каждый из героев положил на чаши, делая свой нравственный выбор. Тем самым учащиеся наглядно убеждаются, что больше доброго, полезного на стороне Ива, его чаша перевешивает. Затем эти листы прикрепляются к доске, и группа защищает свою позицию, аргументируя сделанный выбор.
Таким образом работа по таблице завершена, учащиеся сделали вывод о характерах героев и их выборе. (см. приложение 3)
Завершая чтение рассказа, прошу ребят обратиться к последним словам Джона Ива, сказанным Стильтону(«Ив вынул часы... .хотя бы спичку») и после прочтения задаю вопросы:
- Так как же отнесся Ив к несчастному Старику?
(Ив единственный человек, который предложил работу Стильтону)
- Мог ли Ив поступить по-другому?
(Конечно, мог, вспомнив обиду и унижение, но не стал этого делать)
- Что он предлагает делать Стильтону, спускаясь по лестнице? '
(Зажигать спичку) А - - Что такое спичка?
(Это огонь, свет)
Общий вывод
В отличие от Стильтона, который когда-то подарил Джону Иву большие надежды на лучшую жизнь в виде огня от зелёной лампы из корыстных побуждений, Ив дарит Стильтону тоже, хоть и крохотную, но надежду на продолжение его жизни как человека совершенно искренне. (Работаем 3-4 минуты)
Пожелание - напутствие ребятам (1 минута):
- Я хочу, чтобы в вашей жизни тоже всегда горел зелёный огонёк надежды. И вы, подобноДжону Иву, видели перед собой цель и шли к ней Ведь ту судьбу, жизненную тропинку, покоторой вы идете, вы выбираете сами. И от того, как сложится ваша жизнь, зависит только отвас.
У поэта Якова Белинского есть такие строки:
Судьба? Пути и перепутья? Тракты.
То вдаль зовёт, то гасит нас, губя.
Судьба предначертанъе? Нет. Характер!
Судьба не вне, она внутри тебя.
Действительно, свою судьбу каждый человек делает сам. Вот только иногда жизнь даёт шанс прислушаться к самому себе, оглянуться на прожитую жизнь и сделать выбор на дороге по имени Судьба.
(Слайд 12) Заключительной этап- саморефлексии (2-3 минуты), прошу каждого из них самостоятельно продолжить фразу: «Чтобы не стать игрушкой в руках судьбы, нужно... »
Обобщая всё сказанное, делаю вывод о том, что каждый уже наметил в своей жизни какие-то ориентиры, принципы, которым он будет следовать, а слова пусть станут путеводной звездой.
Всем присутствующим на уроке раздаю распечатанные стихи из песни «Зелёная лампа» на листе в виде настольной зелёной лампы (см. приложение 4).
-Пусть они станут своеобразным ориентиром на жизненном пути.
Благодарю всех за урок.
Подвожу итоги проделанной работы на уроке, выставляя отметки активным участникам состоявшегося разговора, художникам, выступающим.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15