Проект по логопедии Развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте


Проект на тему:
«Развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте»
Разработала: Учитель-логопед ГБОУ Школа № 281 специального (коррекционного) отделения г. Москвы Баранова Надежда Петровна
Участники проекта: учащиеся 1К, 1Л, 2К, 2Л, 2М, 4Л классов специального (коррекционного) отделения ГБОУ Школа № 281
Срок реализации проекта: 2015-2016 учебный год
Актуальность проекта:
Развитие  тонкой  ручной моторики является одним из приоритетных направлений коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими умственную отсталость умеренной степени. Научные данные указывают тесную связь ручной моторики с речевым и психическим развитием ребенка. Под влиянием целенаправленной  коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.  В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Цель проекта:
Формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук у детей младшего школьного возраста.
Задачи проекта:
Изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у дошкольников и школьников.
Изучить влияние развития мелкой моторики на развитие речи.
Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
Модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета.
Развивать тактильную чувствительность пальцев рук.
Совершенствовать мышечный тонус пальцев рук.
Развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук.
Формировать и развивать графические навыки.
Развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга.
Правила при работе по развитию мелкой моторики:
Подбор заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности.
Учёт индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития, возможностей, настроения.
Проведение работы регулярно, систематически.
Соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Повышение у детей интереса к упражнениям и заданиям, превращение их в занимательную игру.
Забота о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:
Сбор информации по данной теме.
Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми
Подбор материала (игрового и методического).
2 этап – основной.
Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.
Содержание работы построено так же по 3 блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой)
1 блок – непосредственная образовательная деятельность.
Включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.
2 блок – совместная деятельность логопеда с детьми.
Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, пальчиковые игры...).
Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.
3 этап – итоговый.
Он включает в себя диагностический блок, цель которого - подведение итогов работы, выявление результатов и определение дальнейшей работы.
Следует сказать, что работа, проводимая по данному направлению, оказывает влияние на развитие ребёнка в целом.
Ожидаемый результат: Благодаря целенаправленной системе работы с детьми у детей улучшается:
Речь
Ловкость руки
Переключаемость с одного вида движений на другой
Внимание
Глазомер
Зрительная память
Усидчивость
Аккуратность
Фантазия
Образное мышление
Система работы по развитию мелкой моторики и графических навыков.
Дата Формы работы Содержание деятельности
Октябрь
I-II нед. групп.
групп.
групп. Диагностическое обследование, составление плана коррекционной работы.
Подбор необходимого оборудования.
Игры на координацию движений рук.
Игры с произвольными простыми движениями по команде педагога.
Игры с воображаемыми предметами «Запомни-повтори», «Левая-правая»,
«Наоборот», «Покажи предмет»
III-IV недгрупп.
Индивид.
Индивид.
групп. Графические упражнения «Дорожки», «Дождик», упр. «Обведи, раскрась».
Лепка зёрнышек для птичек, вырезание дорожек для птичек.
Самомассаж подушечек пальцев. Игра с пальчиками «Дружба».
Перебирание и сортировка круп и семян.
Сматывание нитки в клубок.
Конструирование из счётных палочек.
Игра «Зоопарк»
Ноябрь
I-II нед. Индивид.
Индивид.
групп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
групп. Игра с пальчиками «Жучок».
Шнуровка «Птицы на дереве».
Самомассаж пальцев с помощью карандаша.
Трафареты.
Игра с прищепками «Ёжик».
Изготовление бус из разноцветных скрепок.
Магнитный лабиринт.
III-IV нед. групп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
групп.
групп. Родительское собрание на тему: «Развитие и совершенствование мелкоймоторики пальцев и кистей рук».
Игра с пальчиками «Овощи».
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек».
Игра «Выложи из спичек» (по образцу).
Плетение из бумаги.
Декабрь
I-II нед. групп.
Индивид.
Индивид.
групп.
групп.
групп.
Индивид.
групп. Игра с пальчиками « В лесу».
Игра «Собери бусы».
Игра «Помоги Золушке» (перебирание круп).
Игра «Тактильные дощечки».
Вырезание ножницами картинок.
Игра «Шнур-затейник».
Магнитный лабиринт.
III-IV нед. Индивид.
Индивид.
групп.
групп.
групп.
Индивид.
Индивид. Ниткография: «Выложи узор».
Игра «Гномик» (пристёгивание пуговиц, кнопок. липучек).
Игры с пальчиками «Солнышко», «Баран».
Наматывание нитки на катушку, игра «Пуговицы».
Пластилинография.
Игры с мелкими волчками.
игры с песком.
Январь III-IV нед. групп.
групп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
групп. Игра с пальчиками «Дом и ворота».
Упражнение «Обведи, заштрихуй».
Игра «Выложи такой же узор из пуговиц».
Игра с прищепками «Гусеница».
Перебирание чёток.
Игры «Определи на ощупь», «Готовим кораблик в путешествие».
Февраль I-II нед. групп.
групп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
групп.
групп. Игра с пальчиками «Зайка в лесу».
Пальчиковый театр.
Игра «Загони шарик в ворота».
Бисероплетение.
Игра «Выложи из семян».
Завязывание бантов, узлов.
Книга-лабиринт.
Лепка букв из пластилина.
III-IV нед. групп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
групп.
групп.
групп.
Игры с пальчиками « В гостях», «Черепаха».
Самомассаж ладоней «Ёжик», пальцев «Брёвнышки».
Игра «Разложи разноцветные горошины».
Рисование по манке.
Рисование по клеткам.
Игра «Лыжи» (с крышками)
Март I-II нед. групп.
групп.
групп.
групп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Игра «Выложи узор».
Дорисуй вторую половинку.
Игра с пальчиками «Сказка».
Застёгивание молний, крючков.
Конструктор букв.
Игры с песком «Причудливые узоры».
III-IV нед. групп.
групп.
групп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Индивид. Игра с пальчиками «На печке».
Изготовление аппликации «Цыплята».
Самомассаж пальцев, показ букв с помощью пальцев.
Игра «Резинки» (разной упругости).
Конструирование букв из проволоки.
Шнур-затейник «Яблонька».
Бисерография.
Апрель I-II нед. Индивид.
групп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
групп.
групп. Упражнение «Надень резинку на мяч».
Игра с пальчиками «Утята».
Игры с мозаиками.
Игры «Пристегни пуговицу», «Завяжи узел».
Нахождение мелких предметов в сухом бассейне.
Шнур-затейник «Ромашка».
Печатание фигур, штриховка.
Апрель
III – IV нед. Индивид.
групп.
групп.
групп.
Индивид.
Индивид.
групп. Шнуровка «Домик».
Игра с пальчиками «Птицы на кормушке».
Лепка птиц, вырезание корма из полоски бумаги.
Массажные мячики.
Собирание из прищепок фигур, букв.
Печатание по клеткам тетради.
Май I-II нед.
III-IV нед. Индивид.
групп.
групп.
групп.
групп.
Индивид. Упражнение с аппликатором «Облако-тучка».
Игра с пальчиками «Зимние забавы».
Игры с дощечками «Проведи шарик по дорожке разными пальчиками».
Игры с конструктором.
Чтение потешек, сказок, в сопровождении с показом при помощи рук
различных изображений.
Обрывание бумаги разной плотности и фактуры.
Используемая литература:
Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб 1999 г.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.1981 г.
Косинова Е. М. Уроки логопеда. – М. 2007г.
Руденко В. И. Домашний логопед. – М. 2002 г.