ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ — РАССУЖДЕНИЮ В ФОРМАТЕ ЕГЭ. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ТЕМЕ «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ - РАССУЖДЕНИЮ В ФОРМАТЕ ЕГЭ.
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Ф. И. О. преподавателя: Каграманян Н. С.
Дисциплина: Русский язык
Курс: Первый
Цель деятельности преподавателя
Подготовка обучающихся к написанию сочинения – рассуждения по тексту; повторение правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; воспитание интереса к тексту – рассуждению, развитие у обучающихся культуры речи, чувство стиля, способности рассуждать.
Тип урока
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков обучающихся
Планируемые образовательные результаты
Личностные: Способствовать формированию бережного отношения к родному языку
Метапредметные: Формировать функциональную грамотность
Предметные: Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи функциональной принадлежности языка; создавать и редактировать письменный текст с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы
1.http://www.uroki.net
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.http://gramota.ru – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
4.http://slovari.gramota.ru - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота. ру
5.http://www.gramma.ru/RUS/ - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма. ру.
6.http://www.slovari.ru - ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы
Оборудование
Мультимедийный комплекс, презентация
Наглядно-демонстрационный материал
Раздаточный материал с текстом
Основные понятия
Текст, тема, идея, абзац.
Этапы урока,
цель этапа,
время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организационный этап
2. Подготовка группы к уроку
3. 1 минута
Приветствие преподавателя.
Отметить отсутствующих.
Проверить внешнее состояние кабинета.
Проверить подготовленность к уроку.
Рапортует дежурный, фиксирует отсутствующих.
Обучающиеся приветствуют учителя.
Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками.
Регулятивные:
- саморегулировать собственную деятельность
1. Проверка выполнения домашнего задания
2. Организация проверки ранее изученного на основе домашнего задания
3. 5 минут
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания.
Выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.
Преподаватель просит двух обучающихся прочитать свои сочинения-миниатюры на тему « Как я понимаю милосердие?»
Обобщив прочитанное, услышанное, свой личный опыт, аргументировано ответьте на вопрос: «Почему же в настоящее время мы наблюдаем процесс атрофирования чувства милосердия?»
Обучающиеся читают тексты сочинений. Остальные обучающиеся оценивают работу и отвечают на вопрос преподавателя.
Коммуникативные:
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Регулятивные:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели.
Познавательные:
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проверки домашнего задания.
1.Мотивация
2.Организация стимулирования интереса обучающихся к изучению данной темы
3. 2 минуты
Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.
Создать эмоциональный настрой.
- Давайте определим своё настроение (отличное, хорошее, не совсем готовы к уроку), настроимся учиться.
- Вы хорошо справились с домашним заданием.
Слушают преподавателя, участвуют в диалоге.
Коммуникативные:
- следовать морально- этическим и психологическим принципам общения
Регулятивные:
- планировать необходимые действия, операции
Познавательные
- осознать учебно- познавательную задачу.
1. Актуализация знаний
2.Создание проблемной ситуации.
3. 3 минуты
Создать проблемную ситуацию.
Фронтальная беседа
- Чем отличается текст от группы предложений?
- Какое значение мы вкладываем понятия: тема, идея, абзац стиль, тип речи?
Текст – это законченное в смысловом и структурном плане речевое произведение, состоящее из нескольких последовательных и связанных предложений.
Тема – это предмет речи, который мы фиксируем, но не раскрываем
Идея или основная мысль – это то главное, ради чего написан текст. Основная мысль относится к теме и раскрывает её.
Абзац – 1. Красная строка
2. Часть текста, в которой раскрывается микротема.
Воспринимают на слух информацию.
Повторяют лингвистические термины.
Отвечают на вопросы.
Смотрят презентацию.
Коммуникативные:
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные
- Ставить проблему, аргументировать её актуальность
1.Формулирование темы урока. Целеполагание
2. Определение темы урока
3. Самоопределение обучающегося, основанное на делании осваивать учебный материал
4.4 минуты
Озвучить тему урока.
Научить обучающихся правильно формулировать цели.
- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?
- Какие цели будем преследовать на занятии?
Обучающиеся высказывают свои предположения в паре и формулируют тему урока.
Формулируют цель учебной деятельности с преподавателем. Знакомятся с заданием, слушают преподавателя, под его руководством составляют план работы над заданием.
«Подготовка к сочинению рассуждению в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста».
Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по тексту; повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; развить культуру речи, чувство стиля, способность рассуждать.
Коммуникативные:
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.
Регулятивные:
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Познавательные:
- строить логичное рассуждение, выдвигать цели, делать умозаключения.
1. Динамическая минута
Преподаватель проводит упражнения по дыхательной гимнастике
Дыхательная гимнастика
Дыхание брюшное через рот.
Оно восстанавливает дыхание. Надо приучать тело к большому количеству кислорода.
1. Вдох – живот надулся, выдох – живот сдулся.
2. Руки на краю ребер: вдох – выдох (ребра поднимаются).
3. Руки на грудной клетке: вдох – плечи поднимаются, выдох – плечи опускаются.
4. «Катание головы» по плечам, груди спине. Упражнение выполняется очень медленно.
5. Носом вдох, через рот выдох.
1. Изучение темы урока (работа над текстом)
2. Организация освоения содержания учебной темы на уровнях «знание», «понимания»
3. 15 минут
Озвучить тему и цели урока.
Провести параллель с ранее изученным.
Побудить к высказыванию своего мнения.
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
Организовать:
- беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
-обсуждение способов написания сочинения.
- Сейчас вашему вниманию будет представлен текст, автором которого является известный писатель Лев Кассиль.
Послушаем сообщение о писателе. (С сообщением выступает обучающийся, которому было дано индивидуальное задание на предыдущем занятии).
I. Ваша первое задание внимательно прочитать его. Далее ответьте на вопрос: о чём говорится в данном тексте? Определите его тему. Озаглавьте текст.
II. Прочитанный текст разделён на абзацы, значит, следует принять из за смысловые части. Подумайте, о чём говорится в каждой части? Составьте назывной план.
III. Прочитайте назывной план текста. Устно раскройте содержание каждого пункта плана.
IV. Переделайте назывной план в вопросный. Отвечайте на вопросы своими словами.
VI. Обратитесь к одному из планов и раскройте письменно каждый пункт в одном или двух предложениях.
VII. Используя шаблон, создайте комментарий к написанным выше предложениям и запишите.
VIII. Сформулируйте главную мысль текста. Используйте предложенные обороты речи.
IX. Оформите «переход» от первой части сочинения - описания исходного текста – ко второй, аргументирующей , части сочинения. Используйте предложенные обороты речи.
X. Найдите аргументы из художественной литературы или из собственного жизненного опыта, запишите.
Работают с заданием, читают текст.
Выделяют главное, устанавливают причинно - следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Обучающиеся выполняют указанные задания
I.Тема: Человек в экстремальных условиях
Название: Интендант Тарасников
II. План.
1. Техник-интендант Тарасников.
2. Просьба интенданта.
3.Удивительное явление природы.
4. Поведение Тарасникова во время артобстрела.
5. Нравственные ориентиры.
III. Обучающиеся устно раскрывают раскройте содержание каждого пункта плана.
IV. Обучающиеся устно выполняют задание.
План.
1. Каким представлялся техник – интендант Тарасников?
2. В чём заключалась просьба интенданта?
3.Как повлияло удивительное явление природы на интенданта и автора?
4. Как вёл себя интендант во время артобстрела?
5. Где можно найти нравственные ориентиры, как они влияют на поведение человека?
V. Обратитесь к вопросному плану, сформулируйте проблему текста.
Проблема поведения человека в экстремальных условиях.
VI. Обучающиеся выполняют задание.
Коммуникативные:
- Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Регулятивные:
- саморегулировать деятельность в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей
Познавательные:
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
1. Закрепление нового материала
2. Организация деятельности обучающихся на уровне «умение»
3. 5 минут
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
I. Ознакомьтесь с возможным вариантом сочинения по данному тексту. Выделите в нём структурные части: формулирование проблемы, комментирующую часть, формулировку главной мысли, аргументацию и заключение. Оцените его.
II. Напишите собственное сочинение, опираясь на план и учитывая критерии оценки сочинения.
Высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с преподавателем и одногруппниками делают выводы.
Коммуникативные:
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.
Регулятивные:
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные:
-строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
1.Домашнее задание
2. Организация обучающихся для выполнения задания в зависимости от уровня
3.5 минут
Разъяснить содержание домашнего задания, обеспечив понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения.
Написать сочинение
Воспринимают информацию, выбирают уровень.
Осознанно фиксируют информацию.
Коммуникативные:
- Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Регулятивные:
- Использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
-Осуществлять анализ информации.
1.Подведение итогов
2. Анализ и оценка деятельности
3. 2 минуты
Дать качественную оценку работы группы и отдельных обучающихся, связав результаты урока с его целями.
Выставить отметки, оценить их работу на занятии.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения
Регулятивные:
- саморегулировать эмоциональное состояние
Познавательные:
-делать умозаключения
1.Рефлексия
2. Соотношение полученного результата с поставленной целью
3. 3 минуты
Организовать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одногруппниками.
- Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли
Регулятивные:
- оценивать качества своей и общей учебной деятельности
Познавательные:
- приобретать умения мотивированно организовывать свою деятельность
15