Конспект по русскому языку для 2 класса «Текст. Признаки текста»
Урок русского языка во 2-м классе
по программе «Начальная школа 21 века» /С.В. Иванов, А.О.Евдокимова…/
Учитель:Будилкина Т.Н.
Тема: « Текст. Признаки текста»Номер урока в теме: 1
Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: выявление признаков текста через учебное исследование
Задачи:1. Создать условия для выявления признаков текста2. Развивать умение анализировать, сравнивать, работать в паре, в группе3.Воспитывать интерес к предмету
Планируемые результаты освоения ООП
Предметные результаты УУД Личностные результаты
Знания: знакомство с признаками текста
Умения: научатся определять текст по его признакам. Регулятивные: формулирование цели урока, работа в соответствии с поставленной учебной задачей, оценка деятельности, контроль в форме сличения результата работы с заданным эталоном
Познавательные: выделение главного, существенных признаков; моделирование изучаемого содержания исследования, построение объяснение по плану
Коммуникативные: умение вступать в коммуникацию с учителем, с соседом по парте, с товарищами по группе Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно – познавательный интерес к учебному материалу
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Вводномотива-ционный этап. II.Минут-ка чистописания.
Слайд1Создание учебной ситуации
Слайд2Формулирование учебной задачи
Слайд3
Операционно-содержательный этап.
Решение учебной задачи.
(Релли Робин)
Слайд 5
.(Сингл Раунд Робин)
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
ФизминуткаЗакреп-лениеСлайд 9
Работа в группах.
(Конти-ниус Раунд Робин)
Воспита-тельная беседа
Работа по учебнику
Слайд 10
Рефлексивно-оценочный этап
Сегодня замечательный день: к нам пришло много гостей.
Улыбнитесь соседу по плечу, по лицу , гостям.
1. На доске напечатаны буквы: ЖжПосмотрите , какую букву мы будем сегодня писать . Дайте характеристику звуку [ж].
Напишите строчку ,чередуя эти буквы.
К нам на урок пришёл Незнайка,который просит нас помочь ему .А о какой помощи он нас просит узнаем чуть позже.
На экране:
Выросла березка стройная и кудрявая. Точно зимний снег, белеет её стройный прямой ствол. С каждым днем березка хорошеет. Выросла березка стройная и кудрявая. Дети весело плескались в теплой воде. Суп был очень вкусный.
– Прочитайте записи на экране. Сравните их? Чем они различаются ?Прослушать все высказывания детей.
- Вы можете уверенно сказать что такое текст ?А назвать признаки текста?
Выслушиваются все предположения детей.
- Что же нам сегодня на уроке предстоит выяснить? Вот об этом нас и просил Незнайка.Ему дали задания ,а он не может с ними справиться .Поможем ему ?
- Попробуем ответить вместе что такое текст и назвать его признаки. (Рядом со словом Текст ставим вопросительный знак- фиксация учебной задачи)
Над этим мы будем сегодня работать.
Будем исследовать признаки текста. И заносить их в памятку, которая лежит перед вами . Приготовьте ручки и карандаши.
Откройте конверт
Первое задание Незнайки.
Ученикам предъявляются карточки /2 карточки/:
Возьмите карточку №1. Прочитайте про себя. А теперь … прочитает для всех громко.
I. Раз шёл я по берегу ручья и под кустом заметил ежа.
II. Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук.
- Чем отличается первая запись от второй?
-Как вы думаете, какая из них является текстом?
- Почему?
- Значит, одно предложение может быть текстом? А два? Как это отметим для себя? Каким способом удобнее и быстрее зафиксировать первый признак текста?
Давайте запишем первый признак текста.
Текст?
> 1 П
- Возьмите карточку №2. Прочитайте про себя. …прочитай вслух.
2.Задание
"Ребята целыми днями играли в футбол. В озере плавала семейка уток – серый селезень и две уточки"
- Является ли эта запись текстом?
Обсудите этот вопрос с партнёром по плечу.
- Почему, здесь ведь больше, чем одно предложение?
- Значит, какой еще признак есть у текста.
После обсуждения добавляем в памятку второй признак текста.:Текст?
> 1 ПОбщая тема
3 Задание.
- А теперь посмотрите на экран. Можно ли эту запись назвать текстом?Обсудите в группе по кругу.Начинает партнёр №…Покажите готовность группы.
Саша каждый день навещал друга. Они учатся в одном классе. Однажды Серёжа заболел. Саша и Серёжа – друзья.
Отвечает партнёр…стол №
- Почему, здесь ведь больше, чем одно предложение? Есть общая тема
- Нет связи предложений. Смысла нет. Они разбросаны.
- Значит, какой еще признак есть у текста?
Учитель: Давайте запишем в памятке третий признак текста. Каким способом удобнее и быстрее зафиксировать следующий признак текста?
Текст?
> 1 ПОбщая тема
П П П
- Можем теперь объяснить, что такое текст?
- Кто попытается?
Выслушиваются все высказывания детей.
Прочитайте вывод в учебнике . Какой признак не указан в нём?
Рассмотрите рисунок на экране.
Попробуем составить текст по нему .Для этого надо постараться всем членам вашей группы .Партнёр № 4 возьмёт лист с середины стола .И запишет первое предложение вашего текста.передаёт лист следующему .У вас должен получиться текст ,состоящий из 4 предложений.
Прочитаем текст.Стол №…партнёр №…
Как вы думаете ,что произошло с птичкой?Как мы можем помочь птицам зимой?
Упр.1Прочитайте задание .Выполняем. Спишите текст.
-Какую учебную задачу мы ставили на урок?
- Кто сможет ответить на главный вопрос урока? Что такое текст? Какие признаки мы выявили?
- Что нового узнали на этом уроке?
Возьмите смайлики соответствующего цвета и оцените свою работу на уроке: /на доске образец/
зелёный – всё понял, могу помочь
Жёлтый – было немножко трудно
Красный – нужна помощь.
- Как мы сегодня поработали?Помогли Незнайке?
Спасибо за работу!
Приветствие гостей.
Читает хорошо читающий ребёнок с экрана
Рассуждения детей
Ответы детей
Ответы детей .
Первая запись – это текст, вторая запись – это набор предложений.
Предположения детей
Мы будем составлять памятку о тексте.
Работа в парах
Предположения детей.
Читают записи на карточке
В первой записи одно предложение, а во второй два.
вторая запись.
Это похоже на небольшой рассказ.
Дети предлагают варианты моделирования
Записывают в тетрадь
Работа в паре
чтение записей с карточки
Учебная беседа
Должна быть общая тема, о чем –то одном.
обсуждение
Записывают в памятку
Чтение записи с экрана
Это не текст.
Учебная беседа
Предложения должны “дружить” друг с другом, они должны быть связаны по смыслу, должны идти последовательно друг за дружкой, иметь определённое место
Высказывания детей
Правила работы в группе
Работа в группах
Выступление групп.
Ответы детей
Ответы детей
Сигнальные цветные карточки
Оценивание своей работы