Проект воспитательной работы по шефству над пожилыми людьми Связь поколений
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Яхромская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат 8 вида
Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8
Тел. 8-496-22-5-24-48
Школьный проект
«Связь поколений»
«Социокультурный опыт и воспитание соучастия, уважения к людям пожилого возраста – живым представителям истории нашей страны от 30-х г.г. до наших дней »
Авторы проекта: педагоги
Самсонова А.Л.,
Жарова Е.В.,
Чиченкова М.А.
Вязигина Е.В.
Золотова Т.А.
Яхрома
2013-2014
Цель проекта: Приобретение учащимися социокультурного опыта через организацию мероприятий различного плана на базе школы и по месту жительства ветеранов, общение с представителями старшего поколения, изготовление сувениров и подарков для пожилых людей г.п. Яхрома.
Задачи проекта:
Ознакомление учащихся с жизнью пожилых людей.
Развитие жизненного кругозора, расширение информационного поля школьника.
Расширение и обогащение знаний учащихся об истории родного края- своей малой исторической родины, его людях, их жизненном пути.
Создание условий для духовно-нравственного совершенствования личности ребенка и формирования активной гражданской и социальной позиции.
Развитие художественно-творческих начал, развитие социально-коммуникативных способностей.
Приобретение хозяйственно-бытовых навыков (выпечка, домоводство, культура приема гостей).
Совершенствование швейных навыков учащихся.
Воспитание доброты, заботливости, соучастия, уважительности к представителям старшего поколения.
Возрастная категория: проект рассчитан для внеклассной работы с учащимися возраста 10-17 лет (4-9 кл.), имеющими ограниченные возможности здоровья, с группой девочек-сирот, получивших определённые швейные навыки.
Актуальность проекта.
Основной источник для создания условий развития разносторонней социально адаптированной личности – это социокультурный опыт. В современном обществе имеется тенденция снижения интереса к общению не только с представителями других поколений, но и между сверстниками. Современное общество более эгоистичное, привыкшее к тому, что забота должна проявляться только по отношению ним, подростки не любят читать, сидят у телевизоров, «в компьютерах», мало общаются или это общение довольно убогое. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку развитие коммуникабельности, забота о ком-то, особенно малознакомом человеке, воспитание уважения к его трудовой и личной жизни представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт. Учитывая тот факт, что в современном обществе наблюдается утрата духовности, незнание молодежью своих исторических корней, основных событий в истории страны, воспитание молодежи в духе преемственности социокультурного, исторического и трудового опыта старших поколений является особенно актуальным. Данный проект направлен на создание условий для развития интереса и уважения к другим людям, историческому пошлому Родины, для повышения культуры общения и развития социально-коммуникативных способностей в процессе обмена трудовым, жизненным и духовным опытом.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья этот процесс играет особо важную роль в обогащении новыми знаниями, в развитии мышления и речи, что имеет особую ценность для интеграции в современное общество.
Срок реализации проекта: 3 года.
Формы реализации проекта:
Школьные занятия по изготовлению сувениров, подарков для
пожилых одиноких людей.
Внеклассные мероприятия в рамках внеурочной работы по учебным предметам география, история, швейное дело, социально-бытовая ориентировка, воспитательная работа.
Организация дополнительного образования и кружковой работы учащихся.
Экскурсии на предприятия города, где работали ветераны г.п. Яхрома (образовательные и культурные учреждения города, прядильно-ткацкая фабрика и т.п.).
Посещение ветеранов по месту жительства совместно
с социальным работником, опекающим пожилых людей.
Использование элементов театрализации в рамках встреч с ветеранами.
Образовательные технологии, используемые в ходе реализации проекта:
Коррекционно-развивающие технологии.
Использование форм социального партнерства с социальными службами Дмитровского района.
Игровые технологии.
Дифференцированный и индивидуальный подход при пошиве и изготовлении сувениров и подарков различной технологической сложности.
Коммуникативные технологии.
Компьютерные технологии.
Коллективное творческое дело (И.П.Иванов).
Предполагаемые результаты проекта
Активное усвоение социокультурного опыта общения, культурно-
исторических и эстетических норм, умений, установок, принятых в
обществе; форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.
Обогащение учащихся знаниями об истории родного края, судьбах
людей.
Коррекция познавательных возможностей учащихся, духовно-
нравственных и художественно-творческих начал личности.
Повышение интереса к предметам швейное дело, география, история, социально-бытовая ориентировка,к усвоению коммуникативных навыков.
Реализация проекта
№ пп
Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные
педагоги
1.
Пошив прихваток и рисование открыток для ветеранов труда ко Дню пожилого человека.
Сентябрь-октябрь 2013
Самсонова А.Л.
2.
Приглашение пожилых людей в школу –интернат ( экскурсия по школе, организация выставки творческих работ учащихся, праздник Рождества) с сопровождающим их соцработником Карасёвой Т.Т.
Декабрь-январь 2013-14
Самсонова А.Л.
Жарова Е.В.
Чиченкова М.А.
Вязигина Е.В.
Золотова Т.А.
3.
Совместные экскурсия на предприятия города, где работали ветераны г.п. Яхрома (образовательные и социокультурные учреждения города, прядильно-ткацкая фабрика и т.п.).
Ноябрь
2013
Самсонова А.Л.
Жарова Е.В.
Чиченкова М.А.
Вязигина Е.В.
Золотова Т.А.
4.
Пошив подушек – думочек девочками 7-9 классов. Посещение по месту жительства ветеранов совместно с соцработником Карасёвой Т.Т. педагогами с группой учащихся. Вручение подарков, общение, рассказы ветеранов.
Сентябрь-март
2013-2014
Самсонова А.Л.
Чиченкова М.А.
ЗолотоваТ.А.
5.
Приглашение ветеранов на весенние праздники, организуемые в школе. Оформление поздравительных открыток, изготовление подарков.
Март- май
2014
Самсонова А.Л.
Жарова Е.В.
Чиченкова М.А.
Вязигина Е.В.
Золотова Т.А.
6.
Экскурсия в швейный цех на территории Яхромской прядильно-ткацкой фабрики и пошивочное ателье. Наблюдение за процессом изготовления продукции. Приобретение там заготовок кроя декоративных подушек и синтепона для изготовления подарков для ветеранов.
Ноябрь-март
2013- 2014
Самсонова А.Л.
7.
Изготовление сувениров, подарков, выпечки и пасхальных яичек для ветеранов труда. Поздравление пожилых людей на 8 Марта, Пасху и 9 Мая.
Март-май 2014
Золотова Т.А.,
Самсонова А.Л.
Жарова Е.В.
Чиченкова М.А.
Вязигина Е.В.
Проект рассмотрен и принят к реализации
в условиях внеклассной работы по предметам
швейное дело, география, история, СБО и воспитательная работа
в течение 2013-2015 уч. гг.
Протокол № 2 заседания Методического совета
школы-интерната 09.09.2013
Фото на память
Посещение ветеранов, вручение прихваток и открыток девочками 7-9 классов в сопровождении учителя Самсоновой А.Л. и соцработника Дмитровского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Карасёвой Т.Т. в День пожилого человека.
Приглашение ветеранов в школу директором Жаровой Е.В. и праздник Рождества, подготовленный воспитателем Золотовой Т.А.
Нарисованные детьми открытки для ветеранов к 8 Марта и сшитая подушка – думочка на уроках профессионально-трудового обучения.
Приготовление пасхального кулича и крашеных яичек для ветеранов на уроках СБО под руководством учителя Вязигиной Е.В..
Экскурсия в ПТУ, где учились и преподавали ветераны, с учениками 9-го класса под руководством учителей Чиченковой М.А. и Самсоновой А.Л.
2013-14 учебный год
Пасха 201415