Программа летнего профильного лагеря Лето в кадре
МБОУ «Сивинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
Директор Зам. директора по ВР
МБОУ «Сивинская СОШ» Базарова Л.С. _________
Русецких О.А. ______ «___» ____________ 2016г.
«___» _____________2016г.
Программа
летнего профильного лагеря
«Лето в кадре»
возрастной состав 12-14 лет
(24 дня – с питанием 18 дней)
с 1 июня – 24 июня 2016 г.
Авторы: учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Сивинская СОШ»,
Дербикова Елена Валентиновна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «Сивинская СОШ»,
Москвина Ирина Ивановна
учитель математики
первой квалификационной категории
МБОУ «Сивинская СОШ»,
Пермякова Елена Михайловна
Адрес: Пермский край,
Сивинский район,
с.Сива, ул.Ленина, 57
с. Сива – 2016 г.
Паспорт программы
1. Название программы Профильная программа «Лето в кадре» летнего лагеря с дневным пребыванием детей.
2. Цель и задачи программы Цели программы:
> формирование особой среды, в которой подросток сможет удовлетворить свои познавательные интересы и практические потребности в предметных областях, реализовать свой творческий потенциал и творческую активность.
> воспитание гражданственности, толерантности и правосознания, ответственности за судьбы малой родины и умение самостоятельно анализировать исторические факты;
> оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.
Задачи программы:
- сформировать систему дополнительных знаний в предметных областях (социально-гуманитарного цикла);
-создать условия для развития гражданственности через приобщение учащихся к русской словесности и культуре;
- создать условия для нравственного развития личности подростка;
- создать условия для развития социальной активности и самоутверждения личности учащегося в коллективе;
- создать условия для оздоровления и психологического комфорта подростков в условиях летнего отдыха;
- развивать креативные и коммуникативные способности школьников.
3.Направление деятельности Краеведческое, образовательное, историко-патриотическое, физкультурно-оздоровительное, художественно-творческое, культурно - досуговое.
4.Краткое содержание программы Программа содержит:
- мероприятия, реализующие программу;
- ожидаемые результаты и условия реализации;
- приложения.
5. Ожидаемые результаты Приобщение к основам журналистского мастерства.
Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов.
Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре родного края.
Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
Выпуск тематических видеороликов «Школьная жизнь» .Создание мультимедийных презентаций, видеороликов на тему «Моя малая Родина» для школьного банка электронных уроков литературы, истории, географии.
Укрепление физического здоровья подростков.
Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлений.
9. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми.
6.Содержание программы Форма: Работа в летнем профильном лагере ведётся по нескольким направлениям:
Образовательная деятельность
Поисково-проектная деятельность
Физкультурно-оздоровительная работа
Досуговая деятельность
8. Сроки реализации Пришкольный лагерь расположен в основном здании
МБОУ «Сивинская СОШ» с. Сива, ул. Ленина д.57 Длительность смены 18 дней.
Сроки работы смены - c 1 июня по 24 июня 2016 г.
Режим работы с 9-00 ч. до 15-00 часов.
9. Основные участники и исполнители программы Учащиеся школы с 12 до 14 лет, педагоги школы, представители организаций с. Сива и Сивинского района.
Пояснительная записка
В современном мире на воспитание и образование подрастающего поколения несомненную роль оказывают средства массовой информации. Через них у современной молодежи, да и не только у нее, формируются собственные взгляды и убеждения, складывается определенное отношение к обществу. Видеосреда, создаваемая детьми, дает возможность самоутвердиться, быть успешным в обществе, раскрывает возможности для интеллектуального самосовершенствования, а также, несомненно, способствует творческому развитию подрастающего поколения.
Актуальность программы «Лето в кадре» заключается в том, чтобы ребята попробовали себя в качестве редакторов, журналистов, создателей видеорепортажей и видеоинтервью. Занятия по данной программе предполагают личностно - ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). В процессе создания статьи, учащиеся проявляют и совершенствуют свои информационно-коммуникативные компетентности, учатся работать не только индивидуально, но и в коллективе.
Цели программы:
1. Формирование особой среды, в которой подросток сможет удовлетворить свои познавательные интересы и практические потребности в предметных областях, реализовать свой творческий потенциал и творческую активность.
2. Воспитание гражданственности, толерантности и правосознания, ответственности за судьбы малой родины и умение самостоятельно анализировать исторические факты;
3. Оздоровление детей и организация полноценного отдыха учащихся во время летних каникул.
Задачи программы:
- сформировать систему дополнительных знаний в предметных областях (социально-гуманитарного цикла);
-создать условия для развития гражданственности через приобщение учащихся к русской словесности и культуре;
- создать условия для нравственного развития личности подростка;
- создать условия для развития социальной активности и самоутверждения личности учащегося в коллективе;
- создать условия для оздоровления и психологического комфорта подростков в условиях летнего отдыха;
- развивать креативные и коммуникативные способности школьников.
Программа рассчитана на 24 дня (из них 6 выходных дней) и предусматривает различные формы занятий: практикум, тестирование, игру, тренинг.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме творческих работ, эвристических бесед, экскурсий.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Это поможет учащимся применять свои знания в различных видах и способах деятельности. Программа ориентирована на учащихся 5 -8- х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы с фото- и видео- техникой, ориентирована на применение знаний по изученным ранее дисциплинам в образовательном учреждении.
Обучение по данной программе не только значительно расширит объем знаний по основным предметам, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
Принципы реализации программы
Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программы.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия профильной смены летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
разработка программы деятельности профильного лагеря;
подготовка методического материала для педагогов профильного лагеря;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, инструкции т.д.)
разработка технических заданий.
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Лето в кадре»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа по программе.
IV этап. Аналитический – конец июня
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов реализации программы;
анализ реализации программы, корректировка;
написание отчета о проведении лагерной смены.
Ожидаемые результаты
Приобщение к основам журналистского мастерства.
Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов.
Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре родного края.
Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
Выпуск тематических видеороликов «Школьная жизнь».
Создание мультимедийных презентаций на тему «Моя малая Родина» для школьного банка электронных уроков литературы, истории, географии.
Укрепление физического здоровья подростков.
Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлений.
9. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми.
Условия реализации программы
Совместная заинтересованность в общем деле:
- воспитание ответственности;
- формирование социальной активности;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, оздоровления;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка;
- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);
- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.
Формы реализации программы
Краеведческое направление программы – это приоритетная работа смены, является основным блоком программы.
Краеведческий блок призван:
воспитывать в детях любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края;
расширять кругозор учащихся, развивать их познавательные интересы;
воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота Родины.
Мероприятия этого блока: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда и пожилым жителям села, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.
2. Блок безопасности включает мероприятия по ПДД, пожарной безопасности. Проведение инструкций по охране труда.
3. Оздоровительный блок основан на мероприятиях физкультурно-оздоровительной тематики. Этот блок включает в себя спортивные игры, состязания, беседы о ЗОЖ, спортивные праздники, игры на свежем воздухе, экскурсии.
4. Развивающий блок включает оформление газеты, презентаций, проведение викторин, тренингов, конкурсов, игр.
Нормативные документы
Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013 г.
Устав МБОУ «Сивинская СОШ»
СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Закон Пермского края об Образовании от 12.03.2014 308-пк.
Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков. Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011 №06-614.
Механизм оценки полученных результатов
Промежуточный контроль знаний, умений и навыков предусматривает выбор учащимися и преподавателями «мастера» по теме (учащегося, наиболее успешно овладевшего темой и способного оказать помощь своим товарищам), регулярные предварительные просмотры подготавливаемых учащимися проектов с самоанализом и анализом успехов и недочётов, ведение открытого экрана личностных достижений.
Для диагностики комфортности и затруднений используется анкетирование. В случае необходимости по желанию учащегося с ним могут быть проведены индивидуальные тренинги с целью повышения самооценки, адекватности личностного восприятия образовательной деятельности, научной организации труда и др.
Оценка качества и результативности проводится в форме публичной защиты проектов. В качестве экспертов привлекаются сами учащиеся, педагоги-преподаватели, представители газеты «На родной земле».
Содержание программы
Дата Занятие Ответственные
1 июня Праздник «День защиты детей». Вводный инструктаж (Беседа о правилах поведения в общественных местах и ПДД). Дербикова Е.В.
Москвина И.И
Инспектор ПДН Черткова Ж.В.
2 июня Ознакомительная игра по лагерю «Лето в кадре». Программа лагеря.
Экскурсия в редакцию газеты «На родной земле». Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
Юдин С.И. сотрудник газеты «На родной земле»
3 июня
Понятие «детская журналистика».
Особенности создания киножурнала «Ералаш».
Тематическое мероприятие в МУ «Межпоселенческая районная библиотека им. Ф.Ф. Павленкова». Дербикова Е.В.
Москвина И.И.,
Сотрудники детской библиотеки
6 июня
Современные детские СМИ. Практикум.
Просмотр видеороликов в школьной библиотеке.
Экскурсия в ПЧ – 81. Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
Сюткин О.В.
7 июня
Монтаж видеороликов на школьную тематику.
Обсуждение сюжетов.
Квест «Были-небыли Земли Сивинской»
Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
8 июня
Лекторий «ЗОЖ».
Конкурс видеороликов по Квесту.
Игры на свежем воздухе «Весёлый репортер» (по станциям). Шебельгут Л.В.
Дербикова Е.В.
Пермякова Е.М.
9 июня
Практикум «Типы видеоновостей: в поиске информации».
Экскурсия в районный краеведческий музей. Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
10 июня Съемка сюжетов о летней жизни в лагере.
Подвижная игра «Занимательный лабиринт». Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
Пермякова Е.М.
13 июня Беседа «Час местной поэзии»
Конкурс стихов Сивинских поэтов. Варанкина Г.М.
Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
14 июня
Поездка в с. Ильинское в краеведческий музей.Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
15 июня Подготовка и проведение конкурса «Путевые заметки репортера». Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
16 июня Подготовка и проведение конкурса «Песни из кино».
Игра «Комический футбол». Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
Пермякова Е.М.
17 июня Творческая мастерская «История моей малой
Родины» (подготовка материала,используя элементы путевых зарисовок, заметок).
Чемпионат по бадминтону. Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
Пермякова Е.М.
20 июня Экскурсия в районный Сивинский музей. Подготовка буклетов «Наша Родина» для благотворительной акции.
Мальцева Е.П.- сотрудник музея РКМ
Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
21 июня Подготовка сценки «А у нас…» для благотворительной акции.
Игра «Занимательная эстафета» Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
Пермякова Е.М.
22 июня Акция «Дню Памяти посвящается…» .Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
Пермякова Е.М.
23 июня Творческая работа «Лето в кадре».
Проведение благотворительной акции для воспитанников детского сада. Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
24 июня Конкурс репортажей о жизни лагеря. Подведение итогов. Праздник «Наше лето». Дербикова Е.В.
Москвина И.И.
Пермякова Е.М.
Режим дня лагеря «Лето в кадре»
9.00- 10.00 –игры
10.00 – линейка, зарядка
10.15 – завтрак
10.40 – 12.45 –тематические занятия
13.00 –14.00 – общее мероприятие
14.00 – 14.20 - обед
14.30 – 15.00 – подведение итогов дня
Учебно-методическое обеспечение
Архивные документы школьного музея.
Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно – правовая база. Волгоград: Учитель, 2005.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
М.: Просвещение, 2009
Куц И.В. Дополнительное образование в летнем лагере.
Волгоград: Учитель, 2007
Материалы краеведческого музея с.Сива.
Научно – популярное издание. Я познаю мир. Энциклопедия. История жизни на земле. АСТ «АСТРЕЛЬ», 2004;
Педагогический опыт народных традиций. Учебное издание. Псков.2001
Рекомендации по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков. Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 31 марта 2011 №06-614
Савченко Е.В. Летний лагерь на базе школы. М.:ВАКО, 2007
Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/авт-сост. Н.А.Спирина.-Волгоград: Учитель, 2010
Развивайте дар слова: факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 классы)». Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. М.: «Просвещение» 1990
Уроки риторики в школе: книга для учителя. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская. М.: ЮВЕНТА БАЛАСС, 2004
Энциклопедия для детей т.1. М.ЭКСМО, 1994
Энциклопедия «Круглый год» М.: Просвещение, 1997