Подготовка обучающихся к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ по русскому языку 
   Тема : Подготовка обучающихся к сочинению-рассуждению
в формате ЕГЭ по русскому языку.
Цели урока : 
Обучающая: определила цели урока, информировала учащихся о путях реализации целей на уроке. 
Развивающая:   цели   носили  характер, стимулирующий познавательную деятельность учащихся на уроке; умение выполнять различные элементы комплексного анализа текста; умение создавать композиционные части сочинения по заданному тексту.
Воспитывающая:  воспитать в учащихся серьёзное отношение к жизни. Заставить задуматься о смысле жизни, о своём месте в ней, о нравственных категориях добра и зла. Развивать чувство прекрасного.
Форма урока: урок открытых знаний
   Метод: исследовательский, творческий
Ход   урока
   I. Организационный этап
   II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся   
   -  Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (Ответы учеников.)
     (Презентация   слайда № 1.)
   Знать:
   -  основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
   Уметь:
   -  выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
   -  создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
   - Воспитывать в учащихся серьёзное отношение к жизни. Заставить задуматься о смысле жизни, о своём месте в ней, о нравственных категориях добра и зла. Развивать чувство прекрасного.
   В качестве эпиграфа я выбрала слова Лихачева:
Счастья достигнет тот,
кто стремится сделать
счастливым других.
Поверьте мне!
                                                                                                              Д.С. Лихачев   
   - Что значит быть счастливым в вашем понимании?
   III. Этап обобщения и систематизации
   1. Работа с текстом Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном».
   -  Сегодня мы будем работать с текстом Д.С. Лихачева. (показываю портрет ученого, логотип год молодежи  слайд № 2.) Что вы знаете о Д. С. Лихачеве? (Ответы учащихся.)
   (Выступление уч-ся о творчестве академика) 
   Д. С. Лихачев  известный ученый, искусствовед, автор научных исследований по истории русской литературы (главным образом древнерусской) и культуры. Получил мировую известность как литературовед, историк культуры и публицист. (Алсу)
   Д. С. Лихачев был членом многих иностранных академий наук, дважды удостаивался Государственной премии (1952, 1968 гг.). В 1986 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1989 г. избирался народным депутатом СССР. Д. С. Лихачев был членом Союза писателей. (Айдар)    
   Организовал советский (ныне российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда. Родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 г. В 2006 г. мы отмечали 100 лет со дня его рождения. (Шигапов)
   Академик Д. С. Лихачев  первый в современной истории Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993 г.). Его именем названа одна из планет Галактики. (Миляуша)
     Текст, с которым мы будем работать, взят из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». 
   Во вступлении  обращении к юным читателям  автор пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном  как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».
   Мы знаем, насколько красива и достойна была жизнь ученого. В книге 46 писем, обращенных к молодежи. 
   Этот год в России объявлен каким годом? (Годом молодежи). Слайд – логотип.
Каждое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путями доброты».
   Читаю текст, предваряя его следующим заданием:
     Прослушайте текст, озаглавьте его, и заголовок запишите в тетради.
   (1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни  оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
   (4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5) Умная доброта  самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью. (6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. (7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
   (9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти. (11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.
   (14) В жизни надо иметь свое служение  служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь, верен, оно станет большим.
   (16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты  очень и очень важно. (17) Поверьте мне!  
   Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению мы будем проводить в трех исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания.
   Задание всем группам № 1.
   1.  Определите тип речи данного текста. (Рассуждение: тезис, доказательство, вывод) Докажите правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?
   2.  Определите стиль текста (Публистический: жанр очерка; сфера общения: монолог; языковые средства: парцелляция, лексический повтор, метафора, эпитет; общественно – политическая лексика). Докажите правильность ответа.
   3.  Составьте графический проектзащиту данного текста по принципу «планета и ее спутники». В итоге у вас должна получиться схема, которая графически отобразит связь ваших размышлений, определяющих информационное поле данного рассуждения (т.е. его тематику), с ключевым словосочетанием текста (самое главное в жизни).
   (На выполнение задания отводится 5 минут. Каждая группа выдвигает для ответа одного или двух представителей, возможен ответ всей группы. Во время ответов учитель предлагает другим учащимся делать рабочие записи в тетрадях.)
   2. Работа над композицией сочинения по тексту.
     Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется композицией? (Построение сочинения.)
      Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.
   (Презентация   слайда   №3.)
   Какие требования предъявляются к заданию С1.
   В соответствии с требованиями в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей:
   1.  Общая характеристика темы и проблематики текста.
   2.  Комментарий к одной из проблем.
   3.  Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
   4.   Выражение собственной позиции, ее аргументация.
   (Учащиеся читают и делают записи в тетради.)
   -  При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Какой объем отводится для вступительной и заключительной части? (Вступление и заключение должны составлять не более трети всего объемы работы)         
   Задание № 3.
   (Презентация слайда № 4)
   Первая группа пишет начало сочинения; 
   Вторая  формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме; 
   Третья  пишет заключение сочинения.
   Назовите составные части вступления? Ответ:
   а)  собственно определение темы текста;
   б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;
   в)  краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
   г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
   Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста.  В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (...Так завершается статья... очерк... рассказ).
   2. Какие требования необходимо соблюдать при работе над основной частью?  
   - Нельзя соглашаться с мнением автора полностью (потому что не о чем будет писать)
   - Можно частично согласиться с мнением автора (с чем согласен и не согласен) 
   - Нельзя пересказывать текст
   - Любое высказывание должно быть завершенным, законченным.
   - Для получения высшего бала требуется не менее трех аргументов.
   3. Какие виды концовок допустимы в заключительной части? 
      Заключительная часть сочинения - рассуждения может быть оформлена как:
   1)  концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
   2)  концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);
   3)  концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).      
4. Самостоятельная работа в группах (Музыкальный фон). 
   Прочтение составных частей сочинения (в разных группах)
   Итог:
   Домашние задание:  «Жизнь скучна без нравственной цели»  Написать сочинение, приводя аргументы из художественной литературы. 
      Давайте вспомним, какие цели, и задачи мы ставили перед собой в начале урока. (Слайд № 2) Что получилось? Над чем еще необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)
   - Выставление оценок
   IV. Этап рефлексии (резерв).
     Выскажитесь о ваших впечатлениях, заканчивая предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями):
   Мне понравилось на уроке, что я... 
   Я ощущал себя на уроке... 
   После урока я задумаюсь о...
   - Вернемся к эпиграфу урока  
Счастья достигнет тот,
кто стремится сделать
счастливым других.
Поверьте мне!
                                                                                                              Д.С. Лихачев