отчет по работе с менти


Отчет по менторингу.
Определение потребностей в развитиии подопечного
В качестве одной из приоритетных целей второго уровня является «подготовка опытных учителей, имеющих высокий уровень теоретико- практической, профессиональной компетентности к сотрудничеству со своими коллегами в целях совершенствования их практики, посредством реализации процессов коучинга и менторинга». В коллективе школы, в которой я работаю, трудятся 21 педагог, некоторые из них уже освоили программу 3 уровня. Уроки, проводимые этими учителями, заинтересовали многих оставшихся коллег своей нетрадиционной формой ведения урока, приемами оценивания и подбором вопросов для развития мышления и речи учащихся. Одним из таких педагогов, внимательно и чутко реагирующей на изменения в школьной жизни является С.Т.- она является организатором по внеклассной работе в школе, по совместительству - учитель математики 7 класса и рисования. Стаж работы у нее 20 лет, окончила Евразийский университет им. Гумилева в 1998 году по специальности учитель общетехнических дисциплин. О ее кандидатуре в менти я подумала еще когда училась на первом этапе курсов «Лицом к лицу», так как знала, что этот человек всегда готов на преобразования для улучшения качества своей работы. По приезду на практику в родную школу, я поговорила с директором школы о предстоящей работе, о необходимости выбора менти, провела вводное занятие для всех учителей, на котором раскрыла сущность Программы 2 уровня в контексте ее основных модулей, при этом я наблюдала за реакцией учителей на представленную информацию. Конечно же, я не могла не заметить непподельный интерес у своего будущего менти к тому, о чем нацеливает нас программа: к глубокому познанию личности ребенка, к использованию эффективных подходов в преподавании и обучении, словом, к инновационным процессам в образовании, способствующим эффективности методической работы учителя. Справедливости ради надо заметить, что была еще просьба о работе в качестве менти от молодой учительницы, первый год работающей в школе, с ней мы договорились о работе со следующего учебного года.
Являясь одним из самых активных участников проводимых мной коучингов, С.Т.М. только подтвердила мою уверенность в целесообразности выбранной кандидатуры. Как я и ожидала, учительница легко согласилась поработать в качестве менти для совершенствования своего преподавания и, как она выразилась, для того, чтобы встряхнуться самой и разнообразить работу в классе. Не откладывая в долгий ящик, мы договорились начать работу со следующего дня. Мы встретились, и я уже в более спокойной обстановке, могла подробно рассказать о том, чему научилась на первом этапе курсов, что узнала от тренера, из Руководства о сущности семи модулей Программы, о её целях и задачах. В процессе восприятия моей информации, менти должна была выбрать для себя один из модулей Программы в качестве основного, и затем, на его основании применить на уроке элементы всех других модулей. После некоторого обсуждения и уточнений сошлись на модуле «Новые подходы в преподавании и обучении», так как класс, в котором преподает менти математику всего лишь первый год, является самым многочисленным в школе, в нем 22 человека. В классе много способных детей, но дети шумные, неорганизованные, не умеют слушать и слышать учителя, друг друга, что и сказывается на успеваемости. У менти вызывает большую озабоченность тот вопрос, что дети обладают слабыми базовыми знаниями по математике, хотя в классе, как я уже говорила, много детей, способных заниматься на «хорошо» и «отлично». Вероятнее всего сказывалась ежегодная смена учителей- предметников, классного руководителя, все это послужило тому, что ребята не могут сосредоточить внимание, сконцетрироваться на заданиях, вникнуть в суть вопросов. В качестве исследуемого предмета выбрали геометрию, разработали стратегию проведения менторинга, согласно которому я вначале посещаю обычный урок менти, снимая его на видео, затем, просмотрев запись урока, мы вместе с менти постараемся обсудить его и наметим изменения в соответствии с выбранным модулем. И так будем чередовать процесс, постепенно добавляя остальные модули еще два урока, затем менти сама составляет план четвертого урока, после чего мы берем интервью у детей, то есть осуществляем обратную связь. Сама менти по завершении своей работы, тоже поделится своим отношением к происходящему в виде интервью, либо написанием эссе. И , заручившись подписанием этического кодекса, началась работа.
Вмешательство, наблюдение и предоставление обратной связи
Первый в нашем исследовании урок математики в 7 классе, построенный по традиционному принципу, я посетила и полностью сняла на видео. Предварительно просмотрев сама запись урока, подготовила анализ, при этом исходила из принципа «сэндвича»: действительно, урок был построен методически верно, учительница старательно пыталась достигнуть поставленных целей. Но старалась она одна- на видео отчетливо видно, как дети, по большей части пассивно воспринимали предложенный материал, и безо всякого мыслительного процесса, переписывали в тетрадь готовые решения к заданиям. При закреплении изученного, учительница буквально «разрывалась» между доской и детьми, пытаясь отследить решение примера учеником у доски и оказанием индивидуальной помощи на местах. Сложно было учителю и ученикам. Впоследствии, обсудив все вышесказанное с менти, единодушно сошлись на том, что следующий урок попробуем провести иначе, предоставив детям быть главными участниками процесса обучения. В итоге, неоднократно пересмотренный план следующего урока включает в себя позитивный настрой, работу в парах, создание группы, групповую работу, создание дескрипторов, паузы между этапами, и рефлексию учеников. Запланированный урок состоялся и вновь просмотр видео: есть что обсудить! Много времени уходит на организационные вопросы. Сразу с позитивным настроем не совсем получилось, как было задумано- дети петь не хотят, стесняются, оттого шумят и балуются. На группы разделились путем случайного подбора-все получилось шумно, суматошно. Для работы в группах активно используем ИКТ, это помогает учителю в представлении новой темы. К сожалению, не удалось получить ответы на вопросы по теме и узнать обратную связь- попросту не хватило времени. Не получилось и с оцениванием. Ребята рассказывали в парах, вели диалог, а вот при оценивании растерялись, запутались. Вновь принимаемся за анализ. Деление на группы, пары вызвало много вопросов, оценивание тоже было не закончено, оно было громоздким: в парах одно, в группах- другое. Менти призналась, что порой раздражалась оттого, что много шума в классе и дети не слышат ее вопросов, расстраивалась, что на ее взгляд, не смогла создать рабочую атмосферу, при этом она не могла не согласиться с тем, что сегодня в работе были задействованы все: дети начинали понемногу говорить по теме урока, спорить. Планируем очередной урок, учитывая при этом все минусы предыдущего, очень помогло в этом видео урока- со стороны все хорошо было видно: где потеряно время, какой ребенок чувствовал себя некомфортно, а кто был активен. На третьем уроке деление на группы уже проходит гораздо спокойнее, по принципу « Мои соседи». На предыдущих уроках менти обратила внимание, что дети часто обращаются с вопросами по заданиям к соседям по парте, именно по такому добровольному принципу и собрались 5 групп по 4 человека в каждой. Выбрали капитанов, которые должны координировать действия участников группы. Взаимооценивание тоже провели по другому, с помощью жетонов. Каждый взял по два жетона, определили, что цена одного жетона 1 балл. Дети должны отдать свой жетон тому, кто по его мнению хорошо работал и выполнил все предложенные задания, на доске- шкала оценивания: количество баллов для получения «5», «4» и т.д. Совершенствуем работу над изучением новой темы: сначала каждый ученик читает материал, затем обсуждает в группе. Более конкретно определяем вопросы для закрепления, стараясь использовать «толстые» вопросы, открытого типа, в завершение дети готовят постер и защищают у доски. Получается, что весь новый материал ребята прорабатывают в группе, а потом еще и у доски. Активны были практически все! Всем хотелось еще и получить дополнительный жетон для получения хорошей отметки. Одним словом, дети стремились количественно набрать баллы, не задумываясь о содержании темы. Обратная связь в виде приготовления синквейна по теме «треугольник» оказалась малоэффективной- детям непонятно было, что и как нужно сделать, т ем более, что уже был звонок на перемену. И вновь отчаяние в глазах менти- не так ей представлялся хорошо запланированный урок! Всячески убеждаю ее не отчаиваться- пусть не особенно удачный и заметный, но результат уже есть. Мы видим, что дети постепенно увлекаются уроком- меньше ненужного шума, больше сосредоточенности над заданием, справедливее и точнее выдаются жетоны, тем самым подтверждая заслуженность отметки. Отчетливее проявляется мотивация детей на получение знаний. Оставив эмоции, вновь просматриваем урок, анализируем положительные моменты, подробно останавливаемся на том, что не получилось. Предлагаю менти самой составить план четвертого урока, для этого я подготовила для нее материал из различных ресурсов, предоставленных нам тренером на курсах, по описанию различных приемов осуществления «обратной связи», а так же перечень вопросов, согласно таксономии Блума, способы формативного оценивания. Планировать, как призналась менти, было уже легче. Каждый этап урока уже представлялся отчетливее и понятнее. Самое главное- время, поэтому состав групп менти оставила прежний, предложив детям на перемене лишь поменяться друг с другом местами. Дети только- только начали слышать и слушать друг друга, работая в группах- хотелось закрепить этот небольшой успех. Наконец-то смогла продумать и, забегая вперед, реализовать разминку в форме релаксации под музыку после трудного этапа урока. Да и настрой на урок в форме разминки для пальцев «Разбуди свои таланты» тоже получился! В изучении новой темы, представленной в виде слайдов для всего класса, добавила элемент жеребьевки по выбору вопроса для детального изучения и проработки в группе. Последующий пересказ нового материала предложила в виде игры «Принимаем гостей». «Хозяин» группы встречает «гостей» из другой группы (перемещение по часовой стрелке), и еще раз поясняет содержание темы, тем самым новый материал прорабатывается несколько раз. Здесь же «гости» оставляют пожелание в виде «звезды». Все также с помощью ИКТ, помещаются на экране задачи для самостоятельного решения. Это конкретное осмысление темы. Ребенок, разобравшийся с темой, может решить соответствующую задачу, более способным детям предложены задачи повышенной сложности, но все это в рамках предложенной темы. Защита выполненных заданий на виду у всех- у доски. Нужно все успеть, выслушать товарища, возможно задать вопрос, оценить- времени на пустые разговоры нет. Баллы для оценивания уже привычны, поэтому семиклассники легко и быстро оценили себя и своих напарников. Менти оставалось лишь выставить отметки в конце урока в журнал. Вовремя удалось провести и рефлексию. Ученикам предложено было написать о своих ощущениях о проделанной работе, осмыслить собственные действия. В результате появились такие слова:
« Мне все очень понравилось!» «Побольше бы таких уроков!» « Все здорово- пусть так будет всегда!» «Классный урок!» Дети чистосердечно и искренно выразили свои чувства.
3. Оценивание успешности менторинга Оказалось, что гораздо интересней работать вместе, сообща; интересно принимать участие в оценивании самого себя и своего товарища, познавать и стремиться к познанию нового. Когда мы вновь встретились с менти, я увидела, что и она довольна детьми, результатом проведенного урока, с воодушевлением сделала самоанализ, провела рефлексию, отметила, что дети заинтересовались предметом, стали терпимей и уважительней относиться друг к другу. Это было то, что на первых порах и хотела достичь менти. «Но все это только начальный этап моего движения вперед»- вполне логично заметила она. Для меня было также большой радостью наблюдать искреннюю заинтересованость и желание двигаться вперед моего менти. Многое еще предстоит освоить: надо подтянуть работу с одаренными и талантливыми детьми, смелее использовать дискрипторы, причем критерии гораздо эффективнее разрабатывать вместе с детьми. Слабым место еще является для нас целеполагание. Правильно и точно поставленная цель быстрее и вернее приведет к желаемому результату. Я думаю, что мы вдвоем с менти и дальше будем стараться для совершенствования результатов обучения детей, тем более, что методом проб и ошибок, шаг за шагом менти сама почувствовала разницу между прошлым уроком и настоящим. Бесспорно, такую возможность предоставляет использование модулей Программы и проводимый менторинг. Надо признать, что теоретических знаний у менти недостаточно. Она желает участвовать в работе трехмесячных курсов, но это сейчас не представляется возможным, в связи с тем, что она имеет маленького ребенка, а вот такая форма работы как менторинг, оказывается очень своевременной и полезной в сложившейся ситуации для человека, не желающего стоять на месте, стремящегося к постоянному профессиональному совершенствованию.
4. Планируемые изменения
При проведении менторинга стало понятно, что он является эффективным средством содействия инновационным процессам в образовании, способствует повышению эффективности работы учителя.
Размышляя над процессом менторинга, совместно с менти приняли решение продолжить работу и дальше. Однако необходимо усовершенствовать некоторые моменты: мне необходимо развивать навыки ментора, учиться четче анализировать учебный процесс. Продолжать совместно планировать уроки, в ходе которых обратить внимание на тщательный подбор заданий для талантливых и одаренных учащихся. Продолжить практику видеосъёмки уроков и их совместного анализа в ходе профессиональных бесед.
Совместная плодотворная работа дала положительный результат как моему менти, так и мне. Ведь в процессе менторинга усовершенствовалась и моя практика. Продолжим процесс взаимодействия, может быть, на иной основе, но, в любом случае, в атмосфере взаимоуважения.
В будущем планируем основательно изучить и попробовать внедрить в практику обучения модуль «Работа с талантливыми и одарёнными детьми», возможно, так же «Обучение критическому мышлению». Исходя из анализа нашей работы, мы решили, что кроме тех подходов, которые мы уже использовали, для улучшения нашей практики можно применить Lesson Study, ведь создание профессионального сообщества, практически, начато.

Литература:
Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2014г.
Программа для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье. 2014г.
Мастер-классы по обмену опытом тренеров на основе Программы Кембриджского университета – Алматы, 2014. – 55 с.
http://ratysia1234.jimdo.com/менторинг/