Cложноподчинённые предложения с придаточными причины


Класс: 9
Предмет : Русский язык
Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточными причины».
Цель урока: показать особенности сложноподчинённых предложений с придаточными причины.
Задачи урока.
Обучающие задачи:
-закрепить полученные знания о СПП;
-тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в СПП;
- обучать учащихся анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
-развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
-воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
-воспитывать такие нравственные качества как преданность, патриотизм, бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).

Форма проведения урока: урок – практикум (с проведением лабороторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, видеоролик.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие с говорением и психологический настрой на урок. Учащиеся хором:
Небо ясное над нами,
Твердь земная под ногами.
Мир дороги открывает,
Солнце свет нам посылает.
Я хочу учиться,
Я хочу работать.
Я хочу , учась, работать,
Я хочу , работая, учиться.
Постановка темы и цели урока.
Слово учителя:
- Урок будет проходить в форме групповой индивидуальной работы.
Вы уже разделились на две группы, надеюсь, что вы подготовились хорошо.
На уроке вы будете показывать свои знания, высказывать свою точку зрения, внимательно слушать друг друга, помогать друг другу. От того, как будет работать группа, активно участвовать каждый ученик, зависит наш урок.
Итак, в добрый путь! В добрый час!
2. Лексико- грамматическая игра «Я выбираю…»
Прежде,чем приступить к изучению материала проведём лексико- лингвистическую игру «Я выбираю…»
Сектор 1
Вопросы:
1.Выразительно читать, произносить художественное произведение (декламировать).
2.Человек, который верит в светлое будущее. ( оптимист)
3.Сложное предложение, состоящее из двух и более неравноправных частей. (СПП).
Сектор 2
1.СПП предложения по значению делятся на три группы :С придаточными изъяснительными, с придаточными определительными и придаточными условными?
2. СПП предложения состоят из двух частей : главного и зависимого предложения?
3. Главное предложение от придаточного отделяется запятыми?
III. Повторение изученного.
Группа А.
Задание№1
Постройте схемы и объясните расстановку знаков препинания, назовите виды придаточных.
Если ты что- нибудь делаешь, делай хорошо
Для того чтобы иметь хорошие знания, надо упорно трудиться. 3.Науку же надо любить , как мать любит своего сына.
4.Где труд, там и счастье.
Группа БЗадание №1
Постройте схемы и объясните расстановку знаков препинания, назовите виды придаточных.
Если не возвращаться к приобретённым навыкам , ты можешь утерять их.
Сердцу тяжко, тревожно, когда вдалеке проступают тех дней миновавших черты.
Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук.
Мало правды там, где много слов.
Продолжем изучение СПП
IV. Объяснение нового материала.
А. Работа по таблице.
Таблица № 8
Синтаксический разбор предложений
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что все птицы улетели.
- Какое это предложение простое или сложное? Как вы это определи?
- ССП или СПП? Найдите главное предложение и задайте вопрос от главного к придаточной части. Постройте схему предложения.
А теперь , ребята опираясь на таблицу составьте кластер и лингвистический рассказ.
V. Работа по учебнику.
Упр.115
VI.Слово учителя.Где бы не носила переменчивая судьба человека по волнам жизни, где бы он не находился, но вновь и вновь, пусть даже мысленно, возвращается к той единственной земле. Где, по образному мнению казахов , пролилась капля крови из перерезанной при твоём рождении пуповины. Родина это начало всех начал, это отправная точка каждого человека.
Великий польский композитор Михаил Огиньский вынужден был долгое время жить вдали от родины. Но все его помыслы , душа всегда связаны с родной Польшей. Тоскуя по Родине, он написал полонез «Прощание с Родиной»
Звучит полонез Михаила Огиньского «Прощание с Родиной»
VII. «Ассоциация».
Подберите синоним к слову Родина.
VIII. Пересказ «Древней легенды»
IX. Видеосюжет об Арале.
Великая трагедия 20 века -это рукотворная трагедия Аральского моря Мы много говорим о трагедии Арала, о них пишут в газетах и журналах. А что вы знаете об Арале?
X. Заполнение таблицы «ЗХУ»
Знаю Хочу знать Узнал
XI. Чтение текста «Арал- наша боль и надежда» методом пометок.
V знаю + новая информация - отличное от того, что знал ? вопросы
XII. Синтаксический разбор, составление схем предложении, представленных на слайде.
1.Так как Сырдарья и Амударья не впадают в Арал, за последние 40 лет уровень воды снизился на 13 метров.
2. Арал обмелел, потому что русла двух великих рек Средней Азии перенаправили для орошения хлопковых и рисовых полей.
3. Оттого что вся питьевая вода не соответствуюет принятым стандартам , жители Приаралья страдают заболеваниями печени и почек.
XIII. Конструирование предложении.
1 Исследователи изучают Каждыйдый год сильные самую молодую солёную пустыню. так как песчаные бури собирают
150тысяч тонн соли и
песка
и разбрасывает их на
сотни километров.

2.Люди в зоне Аральского моря оттого что Ухудшилась экологи-
ческая обстановка в ре-
гионе.

всё больше болеют туберкулезом, раком.
3.Лето стало засушливым и знойным. потому что Изменился
региональный
климат.
IX. Синтаксический разбор предложения.
Лето стало засушливым и знойным, так как изменился региональный климат.
X.Структурная дискуссия «Можно ли спасти Арал»?1-группа- «Оптимисты». Тезис: «Однозначно, спасти Арал можно».
2- группа-«Пессимисты».Тезис: «Нет, спасти Арал нельзя ».
XI. Пятистишие Арал. («Мелодия моря»)
XII.Вывод по уроку.Самооценка.Рейтинг участия.Рефлексия.
-Я думаю урок прошёл в тёплой, дружеской обстановке .Этому способствовало копилка знаний и солнечный светлый день. Лучики солнца попали и к нам на урок и зарядили всех энергией.
Ребята, выберите себе тот лучик, который помог вам на уроке.
Коллективность
Дружба
Знание
Доброжелательность
Настроение
Взаимопонимание
Бодрое настроение
Дом./задание: Упр.117.
Группа А.
Задание№1
Постройте схемы и объясните расстановку знаков препинания, назовите виды придаточных.
Если ты что- нибудь делаешь, делай хорошо
Для того чтобы иметь хорошие знания, надо упорно трудиться. 3.Науку же надо любить , как мать любит своего сына.
4.Где труд, там и счастье.
Группа БЗадание №1
Постройте схемы и объясните расстановку знаков препинания, назовите виды придаточных.
Если не возвращаться к приобретённым навыкам , ты можешь утерять их.
Сердцу тяжко, тревожно, когда вдалеке проступают тех дней миновавших черты.
Мы изучаем разные предметы, чтобы знать основы наук.
Мало правды там, где много слов.
Лист самооценки
Учени 8класса _____________________________________________
№ Критерий «3» «4» «5»
1 Лексико - грамматическая игра
«Я выбираю…» 3 4 5
2 Синтаксический разбор предложений 3 4 5
3 Работа с учебником 3 4 5
4 Чтение текста методом пометок 3 4 5
5 Тренировочные упражнения 3 4 5
6 Конструирование предложения 3 4 5
7 Составление пятистишия 3 4 5
8 Рефлексия 3 4 5
Итоговая оценка
Знаю Хочу знать Узнал
XI. Чтение текста «Арал- наша боль и надежда» методом пометок.
V знаю + новая информация - отличное от того, что знал ? вопросы
Урок русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения. Тире в БСП". 9-й класс
Налисник Мария Владимировна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Преподавание русского языка
Цели урока.
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов.
Учебник: "Русский язык. 9 класс" Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научный редактор Н.М. Шанский.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, какую группу сложных предложений мы изучаем? (БСП)
- Прочитайте слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который посвятил всю свою жизнь изучению русского языка:Приложение 1Презентация (Cлайд)
“Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов”.
- Какие предложения, по мнению А.М. Пешковского, гораздо чаще употребляются в народной речи? (БСП)
* Союзные предложения – признак литературного языка.
- Чем же отличаются БСП от союзных предложений? (Cоюзы, интонация)
- С постановкой какого знака препинания в БСП мы познакомились на прошлом уроке? (:)Вспомнят эти правила, выполнив упражнение по карточкам, 2 ученика.
2. Повторение изученного материала.
Игра “Третье лишнее” (различные случаи постановки тире) (Слайд)
Найдите лишнее предложение, докажите, что оно лишнее.
1. Помни про школу:     только с ней            станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский)
2. Таким друзьям на светеНе страшно ничего:Один за всех в ответеИ все за одного. (С. Михалков)
3. Как отчий дом, как старый горец горы,Люблю я землю: тень её лесов,И моря рокоты, и звёзд узоры,Ии странные строенья облаков. (В. Брюсов)
- Постройте схему этого предложения. (1 – у доски, остальные – в тетрадях)
- Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП, :)- Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3)
- Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 – поясняет сказуемое: помни - что?; 2 – указывает причину, можно подставить - потому что)
- Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой, можно подставить союз а именно)
3. Проверка домашнего задания.
Выборочно проверим домашнее задание. Прочитайте те предложения из домашнего упражнения 197, в которых 2-я часть раскрывает содержание 1-ой части (и можно вставить союз а именно). (Предложения 3, 4, 6)
Заканчиваем работу по карточкам.
- Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (, ; :)
Остался интересный знак препинания – тире, о котором Пешковский сказал: “Тире – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации”. С тире мы часто встречались и ранее.
4. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним: в каких случаях ставится тире в простых предложениях?
Работа в парах (отпечатанные листочки + слайд). Приложение 2- Найдите соответствия между предложениями и схемами простых предложений. (1 – у доски)
1. 1.Семь и четыре – одиннадцать.
2. 2. Знание – неисчерпаемый родник.
3. 3. Дело науки – служить людям.
4. 4. Разумно жить – минутой дорожить.
5. 5. И утёсы, и море, и горы – всё это приняло серую окраску.
*Проверка
5. Сообщение темы урока.
Сегодня познакомимся с правилами постановки тире в БСП. (Слайд)
Запишите тему урока.
6. Изучение нового материала.
Работаем в группах. У каждой группы карточка-инструкция, по которой вы работаете 3 минуты. Свои знания оформите в таблице “Тире в БСП”.
Приложение 3Предложение-пример Союз при замене Смысловые отношения между простыми предложениямив БСП
     
     
     
     
     
Инструкция
1. Прочитайте параграф 35 самостоятельно.
2. Прочитайте внимательно пункт 1 параграфа 35.
3. Ответьте на вопросы:
На сколько частей можно разделить БСП? Разделите БСП на части.
Замените БСП синонимичным СПП.
Какой союз можно подставить между простыми предложениями в БСП?
Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного?4. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.
5. Докажите, что в предложении Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. (И. Бунин) нужно ставить тире.
6. Оформите свои знания в таблице.
2 группа: Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
3 группа: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.
4 группа: Труд человека кормит – лень портит.
5 группа: Скажет слово – соловей запоёт.
Проверка. Представитель группы выходит к доске и объясняет свой случай постановки тире в БСП.
Вывод:
- Сколько случаев постановки тире в БСП вы узнали?
- При каких условиях ставится тире в БСП?
7. Закрепление изученного.
1) Александр Матвеевич Пешковский заметил, что чаще всего употребляются БСП с тире в народной речи, пословицах.
Восстановите (письменно) данные пословицы. Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в БСП. (Слайд)
Волков бояться – в лес не ходить. (Если – условие)
Кончил дело – гуляй смело. (Когда – время)
Поспешишь – людей насмешишь. (Если – условие)
Сказано – сделано. (Т. к. – поэтому – следствие)
Любишь кататься – люби и саночки возить. (Если – условие)
*Проверка (слайд) + (устно) смысловые отношения.
Как можно проверить значения предложений? (Подставить союзы)
2) Работа с текстом. (Слайд)
- Прочитайте текст.
Каменный цветок
Занялся Данилушка чашей. Работы с ней много – в один год не укладёшь. Глаз у Данилушки верный, рука смелая. Силы хватит – хорошо дело идёт.
Говорят мастера Данилушке: “Так-то работать станешь – тяжело нам с тобой тянуться”. Стебелёчек выточил. Боковые листики тонёхоньки – как только держатся!
(П. Бажов)
- Какова тема данного текста? (О мастерстве Данилы)
- Узнали ли вы произведение? (“Медной горы хозяйка”)
- Вспомните жанр этого произведения. (Сказ)
Особая сказовая манера письма создаётся разными художественными средствами. Какими?
(Умен.-ласк. суффиксы, обороты речи, частицы и БСП)
- Постройте схемы БСП, указав в схемах смысловые отношения между частями.
По вариантам: 1 в. – БСП из 1 абзаца, 2 в. – из 2 абзаца.
От каждого варианта к доске – по 1 чел.
3) Пунктуационная задача. (Слайд)
- Сравните предложения с одинаковым лексическим составом.
Надо заканчивать работу: уже совсем поздно.
Уже совсем поздно – надо заканчивать работу.
- Объясните, как пунктуация влияет на их смысл.
(1 предложение: 2 часть указывает на причину того, о чём сообщается в 1 части (потому что);
2 предложение: 2 часть указывает на следствие (так как – поэтому))8. Домашнее задание.
Не один П. П. Бажов использовал в своих произведениях БСП. Домашнее задание у вас будет творческое: найдите в произведениях художественной литературы БСП с тире. Как правило, они используются в драматургических произведениях (А.С. Грибоедов “Горе от ума”, Н.Островский “Бедность не порок”, Д.И. Фонвизин “Недоросль”)
НО! Те, кому сложно выполнить это задание, могут сделать упражнение 200.
Не забудьте выучить материал параграфа 35, опираясь на таблицу, составленную в классе.
9. Итог урока. (Слайд)
Когда ставим тире в БСП? (5 случаев)
- Как можно проверить значение предложений? (Подставить союзы)
10. Контроль знаний. Тест.
Приложение 1Тире в бессоюзном сложном предложении
I вариант
Выпишите номера правильных ответов.
1. Бессоюзным сложным является предложение:
1) На спусках и подъёмах толпы делались гуще и стоял непрерывный стон криков. ( Л. Толстой)
2) Мы не надеялись никогда более встретиться однако встретились…
( М. Лермонтов)
3) Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы. ( И. Тургенев)
2. Правильно определены грамматические основы в предложениях:
1) Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле. ( М. Горький)
2) Солнце уж высоко ходит – пора выпускать куриное семейство.
( И. Шмелёв)
3) Только отпахнёшь дверь – хлынет в защуренные глаза солнцем пронизанная свежесть… (И. Шмелёв)
3. Первая часть указывает на условие того, о чём говорится во второй части, в предложении:
1) А побьёт он меня – выходите вы за святую правду-матушку.
( М. Лермонтов)
2) До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя.
( М. Лермонтов)
3) На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.
( И. Бунин)
4. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:
1) Он держал крепко слово: не ходил к ней, виделся с ней только за обедом… ( И. Гончаров)
2) Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – виноват смотритель. ( А. Пушкин)
3) Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи: мороз-воевода дозором обходит владенья свои. ( Н. Некрасов)
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) В душе я горько смеюсь над собою – почему раньше такого не было нужно?
( В. Вересаев)
2) Стемнеет: всюду по степи зажигаются огни. ( В. Овечкин)
3) Пашешь – песню поёшь, косишь – устали нет. ( И. Никитин)
Тире в бессоюзном сложном предложении
II вариант
Выпишите номера правильных ответов.
1. Бессоюзными сложными являются предложения:
1) Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем… ( И. Тургенев)
2) Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного.
( М. Лермонтов)
3) Хочу оттолкнуть её от себя она как кошка вцепилась в мою одежду. (М. Лермонтов)
2. Правильно определены грамматические основы в предложении:
1) Глинистая дорога раскисла – приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону. ( Ф. Абрамов)
2)Через пять минут Лизавета Ивановна взглянула в окно опять – молодой офицер стоял на том же месте. (А. Пушкин)
3) Батюшки не было дома, у матушки не было свободной минуты – меня позабыли совсем. ( Ф. Достоевский)
3. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части, в предложении:
1) Вовремя не встанешь – весь год промаешься.
2) Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. ( М. Горький)
3) Немудрено голову срубить – мудрено приставить.
4. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:
1) Все так впились в неё глазами: вот потеха-то сейчас будет.
(Ф. Абрамов)
2) Назвался груздем – полезай в кузов.
3) Небо было чёрное: звёзды горели и переливались всеми цветами радуги… ( В. Арсеньев)
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:
1) Солнце село: тёплый вечер спускается на поля… (В. Вересаев)
2) Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света.
( И. Бунин)
3) Берега и реки опустели: не слышно ни весёлых песен, ни смеха, ни звонких голосов по берегам. (И. Гончаров)
Бессоюзное сложное предложение
* Обязательно
Начало формы
Фамилия, имя *

1. Укажите верное утверждение *
 Между частями бессоюзного предложения со значением перечисления ставится запятая или точка с запятой
 Между частями бессоюзного предложения со значением перечисления ставится запятая или тире
 Между частями бессоюзного предложения со значением перечисления ставится двоеточие
 Между частями бессоюзного предложения со значением перечисления ставится запятая или двоеточие
2. Укажите верное утверждение *
 Между частями бессоюзного предложения со значением причины, пояснения, дополнения ставится точка с запятой или тире.
 Между частями бессоюзного предложения со значением причины, пояснения, дополнения ставится двоеточие.
 Между частями бессоюзного предложения со значением причины, пояснения, дополнения ставится запятая или тире.
 Между частями бессоюзного предложения со значением причины, пояснения, дополнения ставится запятая или двоеточие
3. Укажите верное утверждение *
 Между частями бессоюзного предложения со значением противопоставления, времени или условия ставится двоеточие.
 Между частями бессоюзного предложения со значением противопоставления, времени или условия ставится точка с запятой.
 Между частями бессоюзного предложения со значением противопоставления, времени или условия ставится запятая или точка с запятой.
 Между частями бессоюзного предложения со значением противопоставления, времени или условия ставится тире.
4. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления одной части предложения другой *
 В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки.
 Утром было холодно - к вечеру наступила жара.
 Напролом идут - волос не жалеют.
 Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
5. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением времени в первой части *
 Я слышал: ёжик мышей ловит.
 Он гость - я хозяин.
 Ехал сюда - рожь начинала желтеть.
 Однажды проснулся он и видит: против его норы стоит рак.
6. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением перечисления *
 Одето небо чёрной мглою, в тумане месяц чуть блестит.
 Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
 Посмотрит - рублём подарит.
 И думал он: отсель грозить мы будем шведу.
7. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением следствия во второй части *
 Хвалы приманчивы - как их не пожелать.
 Лето припасёт - зима приберёт.
 Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
 Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорелись звёзды.
8. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением пояснения *
 Меня грызёт сомнение: может быть, и в самом деле надо было переждать до вечера?
 Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал.
 На дворе палил зной - в доме было прохладно.
 Одето небо чёрной мглою, в тумане месяц чуть блестит.
9. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением причины *
 Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
 Назвался груздем - полезай в кузов.
 Любите книгу: она поможет нам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
 Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
10. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением пояснения *
 Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
 Настанет утро - двинемся в путь.
 Печален я: со мною друга нет.
 Наступила зима, деревья стоят в снегу.
Конец формы