Программа по биологии 7 кл по Пасечнику 
Пояснительная записка 
Рабочая программа по биологии  7 класса  оставлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной  программы  по биологии  основного общего   образования,  авторской программы  под ред.  В. В. Пасечника 2012года,  Положения о рабочей программе  по учебному предмету МКОУ ВСОШ №2 при ИК с. Чугуевка, школьного учебного плана на 2015 -2016 у.г.
Программа конкретизирует содержание  учебных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет количество  лабораторных и контрольных работ.  
 Школьный учебный план отводит 72 часа в год  для изучения  предмета биологии в 7 классе. В том числе для проведения:
  контрольных работ-3ч
 лабораторных работ- 7ч
  Резерв времени-4ч.
  Основными целями изучения биологии в 7 классе  являются: 
освоение знаний о  строении, жизнедеятельности и многообразии  животных; о  взаимосвязи организмов и окружающей среды;  
формирование у учащихся умения проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; выдвигать гипотезы  о  связях  и  закономерностях  событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
развитие устойчивого познавательного  интереса, интеллектуальных и творческих способностей при проведении   биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
формирование у учащихся основ научного мировоззрения и экологического сознания; 
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 
применение знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых   животными.  
Планируемые результаты освоения обучающимися курса биологии:
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
эволюционный путь развития животного мира;
историю изучения животных;
структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
сущность  процессов: обмена веществ, питания, дыхания, выделения,  роста, развития, размножения  животных; систематику животного мира;особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Учащиеся должны уметь:
определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
объяснять: происхождение и эволюцию  животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;  
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 
выявлять   приспособления организмов к среде обитания;
наблюдать за поведением животных в природе;
прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;
давать характеристику методам изучения биологических объектов;
классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
сравнивать     представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы на основе сравнения; 
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека на животных, влияние его поступков на    экосистемы; 
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;  
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых   животными и рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 
Личностные результаты обучения: 
Учащиеся должны:
знать правила поведения в природе; 
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
признавать право каждого на собственное мнение;
формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения; 
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
 
 Формы контроля качества усвоения обучающимися содержания учебной программы: 
письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся:  проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое.устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета и другое.
комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
Оценка знаний при устном ответе: 
Отметка «5»:  полностью  раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;  чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;  для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:  раскрыто содержание материала,   ответ самостоятельный, но определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах.  
Отметка «3»:  усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно, определение понятий  недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка  лабораторных и практических умений учащихся:
Отметка «5»:   самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:     самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта;  в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:   подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;  допущены неточности  в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;  допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. 
Используемая  учебно-методическая литература, наглядное оборудование, электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Предлагаемая рабочая программа реализуется по  учебникам биологии и учебно-методическим пособиям, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. Выбор УМК  проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащимся будет легче  освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Учебно-методическая литература:
Учебник Биология:  Животные 7кл. В. В. Латюшин, В.А. Шапкин, В.В. Пасечник  - М.: Дрофа, 2014.
Программа  по биологии для основной общеобразовательной школы 5-9кл. Авторы В. В. Пасечник, В.В. Латюшин.
Дополнительная литература:
Биология: Животные. Р.В. Дольник.- М.: Просвещение, 2005.
Я иду на урок биологии: Зоология.- М.: Издательство «Первое сентября»,2002.
Электронно - образовательные ресурсы:
 
Интерактивные тренажеры и тестовые задания за курс биологии 7 класса. ООО «Кирилл и Мифодий», 2004г
«10 самых опасных акул»  – DVD фильм-  BBC: Живая природа. 
«Пингвины» – DVD фильм-  BBC: Живая природа. 
«Гориллы» – DVD фильм-  BBC: Живая природа. 
«Эволюция жизни» – DVD фильм-  BBC: Живая природа. 
festival@1september.ru  - Фестиваль педагогических идей открытый урок.
ProШколу.ru –  интернет- портал Все школы России.
nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
BIOLOGIA.NET- онлайн-энциклопедия по биологии.
krugosvet.ru – энциклопедия Кругосвет.
ejonok.ru – энциклопедия юного биолога.
Презентации: Простейшие, Кишечнополостные животные.
Наглядное оборудование:
 1. Коллекция членистоногих.
 2. Таблицы: «Кишечнополостные  животные», « Простейшие», «Строение ланцетника», « Строение желудка копытных», «Биоценоз дубрава».
3. Перья птиц.
4. Раковины моллюсков.
 
Тематическое планирование 7класс
 
Название темы
кол-во часов тема Кол-во часов  ЛР, зачет
 
Введение. 
Инструктаж по ТБ.
Повторение: жизнь растений.
История развития зоологии.  Современная зоология. 1 Контрольная работа №1 Диагностическое тестирование. 1 1 раздел.  Простейшие  
Анализ КР. Простейшие животные. Многообразие простейших. Простейшие: Жгутиконосцы.
Демонстрации: таблица « Простейшие»
Презентация: Простейшие. 4 2 раздел.  Многоклеточные животные  
Тип  Губки. Многообразие губок.
 Тип Кишечнополостные  животные. Многообразие кишечнополостных.
Демонстрации: таблица: «Кишечнополостные  животные».
Презентация: Кишечнополостные животные.
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.  Тип Кольчатые черви.
Тип Моллюски. Классы моллюсков. Тип Иглокожие. 
Морские лилии, Морские звезды.
Тип Членистоногие животные.
Демонстрации: коллекции членистоногих;
Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Многообразие паукообразных. Класс насекомые. Отряды насекомых.
Тип Хордовые. Класс ланцетники.
Демонстрации: таблица: «Строение ланцетника». Позвоночные животные. Класс рыбы. Многообразие рыб.  Акулы.
Демонстрации:  фильм  «Многообразие акул».
Класс земноводные.
Многообразие земноводных.  20 Лабораторные работы: 
1.Многообразие кольчатых червей.
2.Знакомство с разнообразием ракоообразных.
3.Изучение представителей отряда насекомых.
4.Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни. 4
Контрольная работа  №2 Простейшие и многоклеточные животные. 1
Обобщающий урок по теме «Простейшие и многоклеточные животные». 1
2 раздел.  Многоклеточные животные  
Класс пресмыкающиеся.
Отряд Чешуйчатые. Черепахи и Крокодилы.
Класс Птицы.
Демонстрации: чучела птиц, фильм « Отряд пингвины». 10 Лр№5 Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. 1
 3 раздел.  Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.
Покровы тела. Опорно – двигательная система. Способы передвижения животных. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ. Кровеносная система.   Органы выделения. Нервная система, Рефлекс.  Органы чувств. 
 Демонстрации:   перья птиц, таблица « Строение желудка копытных». 7 ЛР№6 Изучение особенностей различных покровов тела 1
4 раздел. Индивидуальное развитие животных.
Продление рода. Органы размножения.  Развитие животных с превращение и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Демонстрации:  развитие животных с превращением и без превращения. 3
ЛР№7 Изучение стадий развития животных и определения их возраста 1
5 раздел. Развитие  и закономерности размещения животных на Земле. 
Доказательства эволюции животных.  Эволюция жизни.
Ареалы обитания. Миграции. 
Демонстрации: Палеонтологические доказательства эволюции. 4  6 раздел. Биоценозы.
Естественные и искусственные биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
Демонстрации: пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп; таблица « Биоценозы», фильма  «Эволюция жизни».4
7 раздел.  Животный мир и хозяйственная деятельность человека. 
Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. 3 Контрольная работа №3 Многоклеточные животные. Эволюция строения.  1
Обобщающий урок по темам: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. Индивидуальное развитие животных» 1
Резерв времени 4