Программа по биологии 7 кл по Пасечнику
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 7 класса оставлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии основного общего образования, авторской программы под ред. В. В. Пасечника 2012года, Положения о рабочей программе по учебному предмету МКОУ ВСОШ №2 при ИК с. Чугуевка, школьного учебного плана на 2015 -2016 у.г.
Программа конкретизирует содержание учебных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет количество лабораторных и контрольных работ.
Школьный учебный план отводит 72 часа в год для изучения предмета биологии в 7 классе. В том числе для проведения:
контрольных работ-3ч
лабораторных работ- 7ч
Резерв времени-4ч.
Основными целями изучения биологии в 7 классе являются:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и многообразии животных; о взаимосвязи организмов и окружающей среды;
формирование у учащихся умения проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
развитие устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей при проведении биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
формирование у учащихся основ научного мировоззрения и экологического сознания;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса биологии:
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
эволюционный путь развития животного мира;
историю изучения животных;
структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
сущность процессов: обмена веществ, питания, дыхания, выделения, роста, развития, размножения животных; систематику животного мира;особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.
Учащиеся должны уметь:
определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
объяснять: происхождение и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
наблюдать за поведением животных в природе;
прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;
давать характеристику методам изучения биологических объектов;
классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека на животных, влияние его поступков на экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными и рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны:
знать правила поведения в природе;
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
признавать право каждого на собственное мнение;
формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Формы контроля качества усвоения обучающимися содержания учебной программы:
письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое.устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачета и другое.
комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
Оценка знаний при устном ответе:
Отметка «5»: полностью раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: раскрыто содержание материала, ответ самостоятельный, но определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах.
Отметка «3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка лабораторных и практических умений учащихся:
Отметка «5»: самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»: самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта; в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»: подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»: не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Используемая учебно-методическая литература, наглядное оборудование, электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Предлагаемая рабочая программа реализуется по учебникам биологии и учебно-методическим пособиям, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. Выбор УМК проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащимся будет легче освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Учебно-методическая литература:
Учебник Биология: Животные 7кл. В. В. Латюшин, В.А. Шапкин, В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2014.
Программа по биологии для основной общеобразовательной школы 5-9кл. Авторы В. В. Пасечник, В.В. Латюшин.
Дополнительная литература:
Биология: Животные. Р.В. Дольник.- М.: Просвещение, 2005.
Я иду на урок биологии: Зоология.- М.: Издательство «Первое сентября»,2002.
Электронно - образовательные ресурсы:
Интерактивные тренажеры и тестовые задания за курс биологии 7 класса. ООО «Кирилл и Мифодий», 2004г
«10 самых опасных акул» – DVD фильм- BBC: Живая природа.
«Пингвины» – DVD фильм- BBC: Живая природа.
«Гориллы» – DVD фильм- BBC: Живая природа.
«Эволюция жизни» – DVD фильм- BBC: Живая природа.
festival@1september.ru - Фестиваль педагогических идей открытый урок.
ProШколу.ru – интернет- портал Все школы России.
nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
BIOLOGIA.NET- онлайн-энциклопедия по биологии.
krugosvet.ru – энциклопедия Кругосвет.
ejonok.ru – энциклопедия юного биолога.
Презентации: Простейшие, Кишечнополостные животные.
Наглядное оборудование:
1. Коллекция членистоногих.
2. Таблицы: «Кишечнополостные животные», « Простейшие», «Строение ланцетника», « Строение желудка копытных», «Биоценоз дубрава».
3. Перья птиц.
4. Раковины моллюсков.
Тематическое планирование 7класс
Название темы
кол-во часов тема Кол-во часов ЛР, зачет
Введение.
Инструктаж по ТБ.
Повторение: жизнь растений.
История развития зоологии. Современная зоология. 1 Контрольная работа №1 Диагностическое тестирование. 1 1 раздел. Простейшие
Анализ КР. Простейшие животные. Многообразие простейших. Простейшие: Жгутиконосцы.
Демонстрации: таблица « Простейшие»
Презентация: Простейшие. 4 2 раздел. Многоклеточные животные
Тип Губки. Многообразие губок.
Тип Кишечнополостные животные. Многообразие кишечнополостных.
Демонстрации: таблица: «Кишечнополостные животные».
Презентация: Кишечнополостные животные.
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.
Тип Моллюски. Классы моллюсков. Тип Иглокожие.
Морские лилии, Морские звезды.
Тип Членистоногие животные.
Демонстрации: коллекции членистоногих;
Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Многообразие паукообразных. Класс насекомые. Отряды насекомых.
Тип Хордовые. Класс ланцетники.
Демонстрации: таблица: «Строение ланцетника». Позвоночные животные. Класс рыбы. Многообразие рыб. Акулы.
Демонстрации: фильм «Многообразие акул».
Класс земноводные.
Многообразие земноводных. 20 Лабораторные работы:
1.Многообразие кольчатых червей.
2.Знакомство с разнообразием ракоообразных.
3.Изучение представителей отряда насекомых.
4.Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни. 4
Контрольная работа №2 Простейшие и многоклеточные животные. 1
Обобщающий урок по теме «Простейшие и многоклеточные животные». 1
2 раздел. Многоклеточные животные
Класс пресмыкающиеся.
Отряд Чешуйчатые. Черепахи и Крокодилы.
Класс Птицы.
Демонстрации: чучела птиц, фильм « Отряд пингвины». 10 Лр№5 Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. 1
3 раздел. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.
Покровы тела. Опорно – двигательная система. Способы передвижения животных. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ. Кровеносная система. Органы выделения. Нервная система, Рефлекс. Органы чувств.
Демонстрации: перья птиц, таблица « Строение желудка копытных». 7 ЛР№6 Изучение особенностей различных покровов тела 1
4 раздел. Индивидуальное развитие животных.
Продление рода. Органы размножения. Развитие животных с превращение и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Демонстрации: развитие животных с превращением и без превращения. 3
ЛР№7 Изучение стадий развития животных и определения их возраста 1
5 раздел. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.
Доказательства эволюции животных. Эволюция жизни.
Ареалы обитания. Миграции.
Демонстрации: Палеонтологические доказательства эволюции. 4 6 раздел. Биоценозы.
Естественные и искусственные биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
Демонстрации: пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп; таблица « Биоценозы», фильма «Эволюция жизни».4
7 раздел. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. 3 Контрольная работа №3 Многоклеточные животные. Эволюция строения. 1
Обобщающий урок по темам: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. Индивидуальное развитие животных» 1
Резерв времени 4