Компетентностный урок — как инновационная модель
Лекция - презентация Компетентностный урок как инновационная модель Факторы ,ориентирующие современное образование на инновации: - смена образовательной ситуации от знаниецентристской к компетентностной; личностно- и практико-ориентированное обучение, его проблемно-творческий характер, максимально способствующий саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации личности ученика;как средство модернизации национальной системы образования и как приоритетное направление в области педагогических исследований, накопления практического опыта по внедрению компетентностной педагогики на всех уровнях системы образования Казахстана.
Ведущие идеи: От ЭПОХИ Просвещения – знаниевый подход к ЭПОХЕ Глобализации – компетентностный подходВ ХХІ веке личность должна не только “ЗНАТЬ”, а “УМЕТЬ ЖИТЬ”, т.е. иметь сформированные жизненно необходимые КОМПЕТЕНЦИИ В докладе международной комиссии «Образование: сокрытое сокровище» были сформулированы "четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. 8 ключевых компетенций по ЕКС (Европейскому квалификационному стандарту): умение общаться на родном языке,умение общаться на иностранных языках,умение проявлять навыки по элементарной математике и компетенции в науке и технологиях, умение работать с информацией,уметь учиться, уметь проявлять межличностные и межкультурные, социальные и гражданские компетенции, уметь применять навыки предпринимательства, умение формировать ценности на основе мировой и национальной культуры.
Современный урок в контексте компетентностного подхода ориентирован на формирование одной из 8 компетенций ЕКС : Учитель до урока проектирует учебные задания под заданную цель и подбирает содержаниеУченик выполняет учебное задание в ограниченном уроком времениУчебные задания являются системообразующей единицей организации деятельности ученика на уроке Компетентностное образование строится по схеме: опыт – интерес – проблема – практика – проблема – теория – практика, в отличие от традиционного образования, в основе своей имеющего схему: теория – практика – проблема – теория, что даже отражено в аббревиатуре «ЗУНы». И термин «знание» реально перерастает в «понимание и осознание целостности», что и означает образование. Понятие: «Компетентность" - интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях. "Компетенция" - это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности, Компетенция - это знания, а компетентность - умения (действия). Формула компетентности: Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления Внимание! КОМПЕТЕНЦИЯ - это комплекс действий/ действие, которые/которое должен совершить ЧЕЛОВЕК в конкретной жизненной ситуации. Формулируется с обязательным использованием глагола «УМЕТЬ»!Компетенции, которым должен обязательно владеть каждый ЧЕЛОВЕК, могут быть отнесены к ВАЖНЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ КОМПЕТЕНЦИЯМ. Основные составляющие компетентности: Знание - ; динамические, разновидные, которые необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности; Умение - использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания; Адекватное оценивание себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Опыт личностный, общественный, ставшей внутренней составляющей; Внешние ресурсы:информация,люди, группы, организации Внутренние ресурсы:знания,умения,навыки,способы деятельности психологические особенности ,Ценности Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Модель образовательного процесса 12-летней школы Цели деятельности учителя:- проектирование целей конкретного учебного процесса с ориентацией на достижение результатов;- регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися;- создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся (достижение зон ближайшего развития);- создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций у школьников. Цели учащихся:- усвоение умений, способов, приемов деятельности как составных частей учебных и социальных компетенций;- использование предоставленной возможности выстроить индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения учебного материала). Учитель, практикующий компетентностный подход к организации обучения, меняет свою профессиональную роль. : Он перестает быть исключительно «урокодателем», становясь для ребенка наставником, индивидуальным консультантом, тьютором, научным руководителем. Общение педагога и ребенка начинает приобретать деловой, практико- ориентированный, договорной характер, становится равноправным (естественно в рамках существующих этических традиций). Этому способствуют те ситуации выбора сферы приложения образовательных интересов и познавательных потребностей детей, которые создает педагогический коллектив. Основные идеи компетентностного подхода: преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях; возможность создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта (свой способ решения, своё видение проблемы и т.д.); целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников; использование технологий, позволяющих организовать аутентичную, т. е. субъектную, оценку деятельности учащихся; результат в виде сформированных компетентностей;организация презентаций и защиты своих познавательных результатов, достижений. Классификации (списки) ключевых компетентностей: Компетентность разрешения проблемИнформационная компетентность Коммуникативнаякомпетентность Ценностно-смысловая компетентность знания о проблемах , о способах решения проблем и владение ими; опыт решения проблем , готовность к решению проблем Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Дидактические условия отбора содержания образования при компетентностном подходе : опора на субъектный опыт учащихся; использование практико-ориентированных ситуаций как для постановки проблемы, так и для её непосредственного решения; соединение в содержании интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования; использование открытых (с не определённым заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий; использование избыточной информации для выработки навыков работы и право выбора нужной информации и способов его обработки Цитата: « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский Три правила «инновационного» урока: Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Ресурсы современного урока : Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.Методические ресурсы включают формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. Технологические ресурсы – это технологии обучения, (проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, интерактивное обучение, здоровьесберегающие технологии и др.). Инновационная модель урока: Структурно делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности. Основные характеристики современного урока: включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий. Типология уроков по внешним основаниям: по дидактическим целям,по этапам формирования навыков,-по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности,- по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса,- по приоритетно используемому методу обучения,- по типу межпредметных связей. Задание 1Выберите 5 характеристик, которым Вы даете предпочтение на уроке из нижеприведенного списка и отметьте их в таблице, взяв в кружочек: Позиции, которым Вы даете предпочтение 1 3 5 7 9 2 4 6 8 10
Список характеристик урокаУчитель-носитель знаний на урокеУченик трудится в поте лицаУчитель на уроке спрашивает, влияет и определяетФункция учителя – организовать процесс так, чтобы учащийся имел возможность добыть знанияВ классе должна царить тишина – должна быть строгая дисциплинаУчитель и ученик – партнерыФункция учителя – дать знанияУчитель владеет достижениями психопедагогикиХороший учитель может всему научитьУрок состоялся - когда каждый ученик в пределах своих данных и способностей действовал максимально активно и получил что-то полезное или важное для себя. Задание 2Определите Ваши «сильные» и «слабые» стороны в контексте «Современный урок» и заполните нижеследующую таблицу: «Сильные» стороны «Слабые» стороны ЗАДАНИЕ 3 Представьте себе, что перед Вами ЗЕРКАЛО-ВРЕМЯ. Попытайтесь объективно увидеть место Ваших уроков в этом Зеркале. Выберите из ниже перечисленных выражений, то, которое ближе всего отражает Ваше отношение к «изображению» в зеркале, либо допишите свой вариант:Ничего, все нормально. Я на передовой. Я себя в классе и перед учениками чувствую прекрасно!Я готова поспорить с прогрессом!Я должна и буду идти в ногу с педагогическим прогрессом! Это у меня получится!За такую зарплату, да и такое отношение в обществе к учителю, я еще много делаю! Типология уроков в контексте компетентностной педагогики (по Хуторскому А.В.): Уроки когнитивного типаУроки креативного типаУроки оргдеятельностного типаУроки коммуникативного типа Требования к современному уроку в координатах компетентностной педагогики: Современный урок - это: урок, который направлен на реализацию ЦЕЛЕЙ, определенных нормативными документами РК;урок - как образовательная среда, которая позволяет ученику сформировать жизненно важные компетенции, развивать до максимума свой интеллектуальный и творческий потенциал;урок - продукт сложной технологии, построенной на мнгофакторной комбинаторике «педагогика + философия + психология + экология + кибернетика + менеджмент» урок – технологический процесс с четкими дидактическими средствами, реализация которых требует от учителя высокой психолого-педагогической подготовки, профессиональной компетентности и технологической грамотности; Требования к современному уроку в координатах компетентностной педагогики: урок, на котором, гностическая функция делегирована не учителю, а учебнику и учебным средствам;урок, на котором учитель в свой деятельности руководствуется классическим и педагогическим менеджментом, ориентированным на использовании на уроке организационных форм с высокой эффективностью;урок, на котором программируемые знания (секреты и теории вчерашнего дня, поиск правильных ответов из прошлого опыта), заменяются заданиями, побуждающие ученика скорее к некой последовательности действий в конкретной жизненной ситуации, чем к идеальному и бесконечному;урок, на котором ученик не получает готовые знании, а добывает их самостоятельно, т.е. фактически, создает собственные знания. Направленность действий на уроке: подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами технологического их получения. Требования к проведению компетентностного урока 1.Изменить формы и технологии обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности, выбора2. Учебный материал отличается проблемностью.3.Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение в социальном опыте.4. Конструирование новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным. Требования к проведению компетентностного урока 5. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме6. Организация всевозможных практикумов, реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников. Требования к проведению компетентностного урока 7.Самостоятельное добывание знаний учащимися.8.В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Обучающие должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения.9.Школа должна приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом.10. Обучающие осуществляют самооценку учебной деятельности Компетентностно ориентированный урок: Компетентностный урок направлен на результат: Суть компетентностно-ориентированного задания Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий, как это бывает при выполнении учебных заданий. Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Структура компетентностно-ориентированного задания: Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.Инструмент проверки: различный Структура задания: Модельный ответ - для открытых вопросов обычно состоит из следующих элементов : • пример формулировки правильного ответа, • другие формулировки правильного ответа, • примеры ответов, которые частично верны. Модельный ответ - компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент) Идентификация (определение) проблемы:объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем - обосновывает желаемую ситуацию,- в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются, определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи,Целеполагание и планирование деятельности:корректно воспроизводит технологию по инструкции,строит ответ по заданным параметрам, соотносит цель и ожидаемые результаты. Приоритетными условиями для компетентностно ориентированного урока являются: владение навыками успешного решения собственных жизненных проблем, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; умение связывать преподаваемый предмет с повседневной жизнью и с интересами учащихся; планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, проектно-исследовательских методов через целеполагание компетентностной педагогики (базовые и составляющие компетенции) и привлечение для обсуждения жизненный опыт учащихся; привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен; демонстрировать ученикам пример реальных людей, литературных персонажей; оценивать достижения учащихся не только отметкой, баллом, но и содержательной характеристикой. Контрольно-измерительные материалы Потенциал предмета для формирования ключевых компетентностей учащихся: технология разработки и применения компетентностно-ориентированных заданий на уроке Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения ключевых компетентностей в процессе деятельности за счет использования возможностей содержания изучаемого программного материала Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельностипосредством специальной организации изучения традиционного программного материала Технология конструирования компетенций: определение ключевых компетенций в учебном предмете;проекция сформированных по ступенямкомпетенций на уровень учебных предметов иих отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения;
Матрица образовательных результатов Воспроизведение Воспроизводит: - конкретные факты, - абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции, - методы, процедуры, способы действий, техники,- технологии - знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.,- обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов,- оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок Понимание воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах.приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)объясняет, детализируя или обобщая(на примере известной последовательности),объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны обучающемуся) Применение применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности,демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие),самостоятельно объясняет или совершат действия, комбинируя известные факты, понятия, знание технологий,восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему.перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий. Анализ вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики, находит соответствия или несоответствия, указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях, проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения; выделяет признаки по заданным критериям,относит аргументы к тезисам; сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям,выявляет причинно-следственные связи,проводит сравнительный анализ объектов (явлений),отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации,выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов. Синтез делает вывод на основе посылок,аргументирует высказывание,делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа,выявляет и называет причины события, явления и т.п. , создает структуру, модель по заданным условиям,строит схему, алгоритм действия,исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм,делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого факторавыявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин),доказывает (разрабатывает систему аргументов) Оценка выбирает подходящую оценку из представленных ему,оценивает по заданным критериям, оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием, делает вероятностное заключение на основе анализа, дает оценку системы МОДИФИЦИРОВАННАЯ ТАКСОНОМИЯ Б. БЛУМА СозданиеГенерирование новых идей, продуктов или взглядов.Дизайн, построение, планирование, продуцирование, изобретение.ОцениваниеОбоснование решения или направление действия.Проверка, предположение, критическая оценка, апробирование, суждение.АнализРазбивка информации на части для изучения понимания и отношений.Сравнение, организация, нахождение противоречий, опрос, новые данные.ПрименениеИспользование информации в другой знакомой ситуации.Исполнение, завершение, использование, выполнение.ПониманиеОбъяснение идей или концепцийИнтерпретация, резюмирование, перефразирование, классификация, объяснение.ЗапоминаниеПовторение информацииОбнаружение, перечисление, описание, корректирование, обозначение, новые данные Технология компетентностного подхода требует компетентностно – ориентированных заданий: Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» Процедуры:
С целью оптимизации планирования и организации учебного процесса по формированию компетенций учащихся целесообразно выделять содержательно-целевые фрагменты по предмету. Для этого необходимо определить содержание учебного материала, которое должно быть усвоено, Сформулировать конкретизированные цели, На этой основе спрогнозировать учебные ситуации Предложить систему вариативных заданий, позволяющих оценить действия учащихся. Требования к компетентностным заданиям: наличие дифференцированного подхода, отсутствие жесткой заданности условий и требований, многовариантность исходных данных и путей решения, ориентация учащегося на анализ своих решений,развивающий аспект (активность,инициативность, творческий подход учащихся в учебном процессе); обратная связь, контроль и самоконтроль Интегрированные, практико-ориентированные, ситуационные, контекстные задания: задания носят межпредметный интегрированный характер;задание должно иметь личностную значимость для школьников, поэтому рассматриваемые задачи имеют прикладной характер; ситуация, описанная в задании, должна предусматривать комплексную проверку уровня подготовленности ученика, так как контролируются не изолированные знания, а интегрированные качества личности; контекст задачи не должен содержать подсказку, направленную на решение поставленной проблемы.
На уровне «Запоминание» ученик может вспомнить, переформулировать и запомнить изученную информацию:: Примерные задания:- Нарисуйте картину событий, выделяя в рассказе основные моменты.- Составьте план вашего обычного дня.- Представьте общую картину темы.- Перечислите ключевые слова темы ….- Составьте «карту», которая отражает …- Прочитайте стихотворение наизусть.
Примерные задания:- Перескажите письменно своими словами …- Подберите или нарисуйте картины, иллюстрирующие данное событие в рассказе.- Напишите эссе на тему: Какая, на ваш взгляд, основная идея этого …?- Кратко опишите основные события рассказа однокласснику.- Подготовьте схему, отражающую последовательность событий.- Отметьте основные моменты. На уровне «Понимание» ученик осознает значение информации через пересказ, интерпретацию и «перевод» выученного материала на язык схем, символов. :
На уровне «Применение» ученик использует информацию в другом контексте (отличномот того, в котором она была получена).: Примерные задания:- Подготовить сценку и показать ее классу.- Подготовить приглашения на празднование дня рождения героя рассказа.- Сделать топографическую карту.Составить и показать коллекцию фотографий на определенную тему. Составить головоломку, кроссворд или игру на заданную тему. Разработать и написать объяснение этой темы для других.Продолжить историю…
На уровне «Анализ» ученик выделяет части, компоненты, элементы изученной информациидля лучшего ее понимания. : Примерные задания:Использовать диаграмму Венна для сравнения.Составить вопросник, чтобы собрать информацию Классифицировать действия героев рассказа. Создать графическое представление отобранной информации.Нарисовать фамильное древо, показывая взаимоотношения между членами семьи.Написать биографию изученной личности.Представить в графике собранные данные.
На уровне «Оценивание» ученик принимает решение на основе глубокой рефлексии, крити-ческой оценки событий, ситуации, явления.: Примерные задания:Написать письмо редактору местной газеты.Подготовить и провести дебаты.Написать убедительную речь, представив аргументы «за» и «против» … Сделать буклет о 5 важных, на ваш взгляд, правилах. Убедить других. Написать письмо … с предложением необходимых изменений. Написать отчет о том, что и как было сделано за полгода. Приготовить пример для представления вашего мнения о …- Оценить действия героев рассказа.
На уровне «Создание» ученик может создать новые идеи, используя предыдущую изученнуюинформацию. Примерные задания:Создать новый продукт. Дать название этому продукту.Написать сочинение о вашем мнении о …Написать сценарий для ТВ-шоу, кукольного представления, ролевой игры, песни о…Составить меню для нового ресторана с использованием разных полезных блюд.Разработать обложку книги или журнала для …Разработать, представить идею и подготовить ее для продажи. Примеры уровневых заданий: учебник и дополнительная информационная карточка 1 уровень: Вспомни материал и допиши предложения (учебник) Пример: Статическое поле действует… 2 уровень: запиши своими словами: Пример:Типологию высокочастотных электромагнитных волн… 3 уровень: Обобщи материал из различных источников о действии (чего-то) и заполни таблицу (форма прилагается): 4 уровень: Проанализируй найденную информацию и запиши в виде таблицы аргументы «за» и «против»: 5 уровень: Предложи общую памятку по защите…от мобильных телефонов: 6 уровень: Оцени опасность от бытовых приборов и укажи правила безопасного их использования Уровни компетентности ученика при создании учебного продукта: - уровень исполнительской компетентности (правильное создание учебного продукта по заданию, преобразование его по схеме, разработанной под руководством учителя); - уровень технологической компетентности (правильное создание продукта по логико-структурной схеме, самостоятельно спланированной учащимися, и понимание возможностей его преобразования); уровень экспертной компетентности (умение обоснованно, качественно оценить самостоятельно созданный учебный продукт, указав его достоинства и недостатки). Условия необходимые для формирования компетенций учащихся - технология ролевого цикла: выполнение опытов, выполнение заданий в группах по три человека (исполнитель, комментатор, контролер) по разноуровневым заданиям, со сменой ролей после каждого опыта. Позволяет: -включить всех учащихся малой группы в проведение опыта, и др.; -активизировать познавательную деятельность; -оценить степень усвоения экспериментальных, методических и интеллектуальных компетенций с помощью пооперационного взаимоконтроля; -обеспечить усвоение знаний, умений и навыков в контексте компетентностного подхода. Процедуры:
. Умение работать со сложно организованной информацией: текстами, таблицами, графикамиОни представляют из себя достаточно объемные тексты, после прочтения которых учащиеся должны ответить на вопросы и выполнить задания. В заданиях, как правило, обрисовывается некоторая жизненная ситуация, разрешить которую можно, используя информацию, приведенную в тексте. Предлагаются также критерии оценки ответов учащихся. Технология осуществления обратных связей при формировании и оценивании предметных компетенций обучающихся Технология включает: планирование образовательных результатов темы с позиций единства знания и общеучебного умения, планирование «реперных точек» темы и разработку листов обратной связи, предъявление учащимся планируемых образовательных результатов, использование листов обратной связи дляформирующей оценки образовательных результатов и организации самооценки учащихся, организация деятельности учащихся по планированиюи оценке собственного продвижения Технология осуществления обратных связей при формировании и оценивании предметных компетенций обучающихся Технология позволяет: превратить учащегося в субъекта собственной учебной деятельности, организовать в образовательной практике школы работу по формированию общеучебных умений учащихся, Технология способствует: формированию адекватной самооценки учащегося обеспечить формирование компетентности разрешения проблем в аспектах «целеполагание и планирование деятельности», «оценка результатов деятельности», «оценка своего продвижения» Некомпетентностные формы и методы: Сами по себе они не работают на развитие ключевых компетенций: монолог учителя;фронтально-индивидуальный опрос;информирующая беседа;самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям, указанным учителям;демонстрация видеофильма;экскурсия;проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др. УСЛОВИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; связывать преподаваемый предмет с повседневной жизнью и с интересами учащихся; планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, проектно-исследовательских методов; привлекать для обсуждения жизненный опыт учащихся; привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен; демонстрировать ученикам пример реальных людей, литературных персонажей; оценивать достижения учащихся не только отметкой, баллом, но и содержательной характеристикой. Планируемые результаты от освоения процедуры разработки компетентностных заданий: Педагоги получили представление:о ключевых компетентностях как результате образования и их взаимосвязи с другими образовательными результатами;отборе и конструирования компетентностно-ориентированных заданий, оценивания результатов выполнения заданий,организации учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий;о методе проектов как технологии формирования ключевых компетентностей и других компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Как оценить результативность работы по компетентностным заданиям: 1.Цель учебного задания по ученику: на что направлена, для учителя цель – задача;2. Учебное задание по алгоритму: действие – уровни по Блуму – результат в виде…;3. Цель должна быть достигнута на 2-3 уровне учебных заданий4. Заданий на каждый уровень может быть от 3 до 5;5.По 4-5 уровню заданий в скобках выделить что нового ученик узнает в результате выполнения задания; 6. На 6 уровне -знания межпредметные, жизненный опыт,поведенческие навыки Как оценить результативность работы по компетентностным заданиям: 7. Успехи ( или неуспехи) не должны быть публичными; ученика 8. Учитель не должен говорить много – не более 7 минут на уроке; Рекомендация: Эффективности процесса обучения на уроке через создание обучающей среды, способствующей повышению интереса и мотивации к учению, реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся, будет выше, если : использовались учебные задания различного уровня, разработанные по таксономии Блума; примененялись различные методы обучения в соответствии с «Пирамидой обучаемости» (ЮНЕСКО); реализовывались различные виды деятельности обучающихся на основе вариативности учебных заданий. Демонстрация теории Устное изложение материала на уроке 0,5 Устное изложение материала с использованием элементов конспектирования Использование ТСО 5,0 Обучение в малых группах Взаимообучение между учащимися 9,0 7,0 3,0 2,0 1,0 Практические занятия по закреплению теории Пирамида обучаемости (ЮНЕСКО) Вариативность учебных заданий на уроке: Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу.· Запомнить и ответить – это накопление знаний;· Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;· Узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;· Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность. План целевого анализа урока на компетентностном подходе Какова миссия предмета и задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых компетенций учащихся?Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела?Каковы цель и задачи урока? Работу по формированию каких именно ключевых компетенций предполагалось осуществить на уроке?Были ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными ( групповыми, персональными)?Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной ключевой компетенции?Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами? План целевого анализа урока Как обосновывается использование некомпетентностных методов?Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной ключевой компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать?Как оценивалось проявление тех или иных ключевых компетенций у учащихся? Доводилась ли эта оценка до их сведения?10. В какой степени достигнуты поставленные задачи по формированию компетенций? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему? Заметно ли продвижение класса в целом или отдельных учащихся в плане развития ключевых компетенций на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом можно судить? Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию ключевых компетенций у учащихся данного класса на уроках по данному предмету? Вопросы? Благодарю за внимание!