Разработка урока на тему: Рождённые для полёта (7 класс)
Урок 50. Рожденные для полета.
Цели урока
Минимакс
По 2-й линии развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
1. Особенности строения и процессы жизнедеятельности птиц, связанные с полётом
По 1-й линии развития – осознание роли жизни на Земле:
1. Роль птиц в природе
По 6-ой линии развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
1. Роль птиц в жизни человека
Минимум: перо, крыло, киль, клюв, воздушные мешки.
Максимум: адаптация, физическое обоснование полета.
Оборудование: таблицы, рисунки птиц, чучела, набор перьев.
Ход урока:
Анализ
Учитель
Ученик
Доска и оборудование
Актуализация знаний и постановка проблемы
- Какие преимущества дает перьевой покров?
- Какими способами могут передвигаться птицы? Какой способ самый характерный?
- Что позволило птицам стать самыми совершенными летающими животными?
- Каким надо быть, чтобы подняться в воздух и передвигаться по земле? Какие у вас будут гипотезы?
- Теплоизоляция, легкость, создает опору на воздух и как следствие возможность летать.
- Полет, бег, плаванье.
- Перьевой покров, наличие крыльев. Если произошли такие изменения, наверно должны были измениться и другие органы. Может и они позволят птицам хорошо летать.
- Легким, прочным, сильным.
Поиск решения.
Задание для групп:
Прочитайте текст стр. 232 – 234, выполните задание к рисунку 12 стр. 233 и к рисунку 14 стр. 234. Какие особенности скелета и мускулатуры обеспечивают полет?
Прочитайте текст стр. 232 – 234, выполните задание к рисунку 13 стр. 233. Какие особенности скелета и мускулатуры обеспечивают движение на земле?
- Какое количество энергии необходимо для активного движения? Какие системы органов будут способствовать ее обеспечению?
Задание для групп:
Используя рисунок 15 и текст стр. 234, определите черты приспособленности птиц к полету в строении и деятельности пищеварительной системы.
Пищеварительные соки, образующиеся в пищеварительных железах. У птиц обладают большой активностью. Так, в опытах установлено, что небольшие рыбки, залитые содержимым железистого желудка утки, через 10 минут превращаются в мутное студенистое вещество. Что происходит с рыбками? Какое значение для птиц имеет способность переваривать пищу?