Педагогический проект : Создание дидактических материалов по проекту с использованием технологии графического представления информации
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения Г. Лихтерберг Создание дидактических материалов по проекту с использованием технологии графического представления информации Цель: развитие профессиональных компетенций в области применения графического представления информации для создания дидактического материала к проектуЗадачи:обосновать актуальность и необходимость использования графического представления информации (Графики) в проектной деятельности;раскрыть психолого-педагогические основы графической деятельности учащихся в процессе выполнения проекта;рассмотреть виды Графики, алгоритм их построения;рассмотреть возможности применения Графики на различных этапах проектамоделировать дидактический материал с применением Графики. Актуальность Изменение образовательной политики: от знаниевого компонента к формированию познавательной, рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельности, т.е. выпускник должен:- уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность; - использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа; - исследовать реальные связи и зависимости; - уметь грамотно работать с информацией (отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);- владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), - объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; - учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; - уметь соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща, легко предотвращать или выходить из любых конфликтных ситуаций. НО, на деле выходит, что школьник не успевает обрабатывать и усваивать новый материал, не успевает вовремя провести исследование, оформить проект, а следовательно, понижается мотивация к обучению и затормаживается формирование мышления и речи. Введение профильного обучения и необходимость организации исследовательской деятельности- увеличение объема и сложности учебного материала;необходимость самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;необходимость выработки проектных (исследовательских) навыков.Информатизация системы образованияувеличение числа информационных источников Одна из причин затруднений – несовершенная технология переработки и усвоения знаний, а именно несоответствие объема и сложности материала по проекту объему и качеству наглядности. Полнота не соответствует изучаемой теме, логика не способствует выполнению анализа и синтеза. Графическое представление информации – это модель представления знаний на естественном языке посредством ключевых слов (словосочетаний). Различные виды Графики систематизируют мысль, делают сложные конструкции более наглядными и понятными. Сам процесс построения Графики формирует умение анализировать и систематизировать материал проекта. Свойства Графики двухкомпонентность смысл логика природосообразность возраст индивидуальные особенности универсальность анализ знаний синтез знаний Психолого-педагогические основы графической деятельности История30-е годы – разрабатывались виды демонстрационной наглядности;50-60-е годы – особое внимание уделяется способам использования педагогического рисунка в ходе преподавания. Рекомендуется в это время «приучаться думать с карандашом в руке»;70-80 - е годы – широко в практику входят опорные конспекты, где обеспечивается связь между абстрактной символикой и теорией. Тем не менее, возможности расширения функций Графики и использования ее для развития мышления учащихся реализованы далеко не полностью;90-е… - в связи с технологизацией образования, когда большая часть познавательной и проектной деятельности выполняется в речевой форме, возникла потребность в Графике как представлении знаний на естественном языке [Штейнберг]. Функции Графики в ПД при самостоятельном ее построении учащимися: обобщающая и формирующая – умение работать с текстом, выделять главное, устанавливать связи, компактно выражать свое мнение;организующая – умение систематизировать и обобщать материал, умение организовывать свою деятельность;развивающая – развитие пространственного и абстрактного мышления; выполнение и анализ, обсуждение построенной Графики и ее коррекция являются основой для развития критического мышления;коммуникативная – умение общаться на языке науки; контролирующая – умение оценивать свои знания и умения на основе сравнения; способствует установлению обратной связи ученик-учитель;прогнозирующая – умение видеть перспективу знаний и делать прогнозы относительно новых фактов, явлений. «За» применения графического представления информации с использованием графических схем можно представить весь материал целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;графика помогает наглядно и понятно для себя и учащихся представить структуру задания; когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи: человеческого мозгу всегда нужны графические образы;с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое. Классификацияпо… 1 2 3 4 5 теоретический фактический характеру материала 1 степени самостоятельности под руководством учителя сам по образцу сам по заданию учителя творческого характера этапу обучения изучение нового материала закрепление и обобщение знаний контроль отбор материала дидактическим задачам проведение ПЗ РЗ организация исследований планирование УП типу изображения кластер таблица ментальная карта схема Фишбоун ЛСМ Особенности работы с различными видами Графики Типы соцветий простые сложные Задание. В ходе проекта заполните недостающие графы ментальной карты Ментальная карта Ментальная карта (МК) строится на основе ключевых слов и фраз, расположенных в центре карты и на ее ветвях. По мере удаления от центра происходит все большая конкретизация проблемы. Используется для рассмотрения темы по двум направлениям. В центре – рассматриваемый вопрос, проблема, тема в виде ключевой фразы или рисунка. На боковых ветвях – направления предложенной темы; на разветвлениях – доказательства данных направлений. Что такое кислород? это элемент это вещество 7. характерные неорг. соединения 6. характерные неорг. соединения 5. валентность 4. степени окисления 3. внешние электроны 2. состав атома 1. положение в ПСХЭ 9. экологические проблемы 8. история открытия 7. применение 6. получение в промышленности 5. получение в лаборатории 4. химические свойства 3. физические свойства 2. аллотропия 1. строение молекулы Задание. Перед началом своего исследования рассмотрите ментальную карту, определитесь с одним из направлений исследования. Сравните Концептуальные таблицы Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа или комплексной оценки процессов и явлений. Они используются для систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений, событий. В таблицах информация как бы «кристаллизируется», при этом «разводятся» существенные и несущественные части изучаемого материала. Графы таблицы учитель может задать сам или в ходе беседы с учащимися, или учащиеся сами в ходе работы самостоятельно выделяют существенные признаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, мятлик, кукуруза Сложный колос,метелка,початок Зерновка О(2)+2Т3П1 Злаки илиМятликовыеБолее 10000 в.В Тамб. обл. – 126 видов Одуванчик, цикорий, бодяк, подсолнечник, василек корзинка Семянка Л(5)Т(5)П1 Сложноцветные25000 видов.В Тамб. обл. – 181 вид Паслен, томат, картофель, табак, дурман, белена Одиночные цветки,кисть,завиток Ягода,коробочка Ч(5)Л(5)Т5П1 Пасленовые2900 видов.В Тамб. обл. – 15 видов Клевер, люпин, люцерна, горох Головка,кисть Боб Ч(5)Л5Т(9)+1П1 Бобовые илиМотыльковые12000 видов.В Тамб. обл. – 70 видов Земляника, слива, шиповник, вишнямалина, рябина, черемуха, груша, персик, яблоня Одиночные цветки,зонтик,щиток Много-костянка,многоорешек,яблоко Ч5Л5ТПЧ5Л5Т П1 Розоцветные3000 видов.В Тамб. обл. – 70 видов Капуста, редька, репа, редис, хрен, горчица, пастушья сумка, редька дикая, ярутка полевая Кисть Стручокилистручочек Ч4Л4Т4+2П1 Крестоцветные3200 видов.В Тамб. обл. – 64 вида Примеры Соцветие Плод Формула цветка Семейство Хвост Туловище Руки,ноги Голова Герой Отметьте в таблице зелёными треугольниками напротив каждого мультипликационного героя, при помощи какой части тела он может исполнять танцевальное движение Кластер "Кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). В овалах кластеров могут быть размещены: основополагающий вопрос, темы учебной программы, темы исследовательских работ учащихся. Построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска дальнейшей информации по данной теме, а также для определения основных направлений исследований учащихся. Но кластеры могут быть очень разветвленными, поэтому всегда нужно выбрать тот уровень детализации, на котором можно остановиться. Строение ланцетника Органы дыхания Пищеварительная система Внутренний скелет Мышцы Органы чувств Нервная система Кровеносная система Задание. Результаты исследования по теме «Строение ланцетника» оформите в виде кластера Далеко ли до радуги? ? При освещении светом водяных капель При передвижениях наблюдателя, и радуга перемещается Ньютон остановился на семи цветах — тех самых, которые и по сей день принято выделять в радуге Сколько у радуги цветов? Где край радуги? Когда можно увидеть радугу? Задание. Рассмотрите ОПВ, проблемные вопросы. В ходе обсуждения предложите свои варианты исследований. Как потушить огонь? Условия возникновения горения Условия прекращения горения доступ кислорода необходимая температура воспламенения наличие катализатора прекратить доступ кислорода уменьшить температуру удалить катализатор Схема «Фишбоун» Схема «Фишбоун». Основой для схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, тема, которая рассматривается в планируемом проекте, уроке. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие проблемы. Целесообразно использовать данную схему и для установления причинно-следственных связей. Факты придают теме ясность и реальные очертания. Они позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Причина популярности Банька по-белому Правдивость стихов Названия произведений В чем причина популярности произведений В.В. Высоцкого? Задание. Результаты исследования оформите в виде схемы Фишбоун Логико-смысловая модель Логико-смысловая модель (ЛСМ) – модель представления знаний на естественном языке, т.е. через ключевые слова. В центре – тема, на осях разложение данной темы. Применяются для представления большого объема информации. Она состоит из 2-х компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Выделяют категории: - сущность – представление знаний по целому классу или по теме- особенное – представление знаний того или иного класса - единичное – ЛСМ конкретного понятия. ЛСМ могут быть составлены учителем и использоваться в готовом виде или составляться учащимися в ходе работы. Графика 1 2 3 4 5 модель представление знаний определение актуальность модернизация профильное обучение информатизация ЕГЭ, новая форма аттестации цели двухкомпонентность природосообразность универсальность обобщающая функции характеру материала этапу опроекта дидактическим задачам типу изображения классификация по… индивидуальная парная групповая коллективная целеполагание естественный язык систематизация наглядность анализ синтез порождение новых знаний свойства организующая развивающая коммуникативная прогнозирующая 6 степени самостоятельности 7 организация УП 7 алгоритм построения выбор объекта отбор ключевых слов аутодиалог контроль коррекция