Проект «Критерии оценки знаний учащихся по истории Казахстана на основе таксономии Б.Блума»
ГУ «Побединская средняя школа отдел образования Есильского района»
Проект
«Критерии оценки знаний учащихся по истории Казахстана на основе таксономии Б.Блума»
Подготовила:
учитель истории и географии
Туктубаева Елена Николаевна
г. Есиль 2016
Содержание
1.Введение
2.Критерии оценки знаний учащихся по истории Казахстана
«Периодизация каменного века»
3.Заключение
4.Список использованной литературы
1.Введение
Таксономия учебных задач, предложенная Бенджамином Блумом (Benjamin Bloom), психологом Университета в Чикаго в 1956 году как метод оценки успешности обучения, актуальна и значима в современном педагогическом сообществе.
Таксономия Блума (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации уровней усвоения знаний.
Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.
Установление уровней [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] учебного материала в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, восприятия. Различают пять уровней усвоения учебного материала.
Б.Блум выделяет следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:
1 уровень Знания - различения (или распознавания) предмета;
2 уровень Понимание;
3 уровень Применения;
4 уровень Анализ;
5 уровень Синтез.
Перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая педагогом.
Использование Матрицы Б.Блума позволяет создавать и применять разноуровневые задания для учащихся по всем предметам. Таксономия учебных задач по Блуму хорошо технологизирована: для каждого уровня учебных заданий определена типология учебных заданий; указаны глаголы, с которых должны начинаться учебные задания.
1 уровень - эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала, конкретные факты.
2 уровень - показателем понимания является преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала.
3 уровень - эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
Предлагаемые примерные задания по таксономии Б.Блума по истории Казахстана в 10 классе разработаны с учетом программного материала, критериев оценивания усвоения учебного материла по предмету, технологии критериального обучения.
Разработанная система учебно-познавательных задач по таксономии Б.Блума по истории Казахстана в виде разно уровневых заданий, позволяет создать условия, обеспечивающие формирование умений у учащийся воспроизводить, сопоставлять, аргументировать. Учебные задачи как средство, позволяющее предвидеть учебные действия, достижение поставленных целей урока. Использование разно уровневых задания по теме «Периодизация каменного века», способствует выявлению уровня владения учащимися учебным материалом, достижению качества обучения.
2. Критерии оценки знаний учащихся по истории Казахстана
«Периодизация каменного века»
Примерные задания по таксономии Б.Блума
по истории Казахстана в 10 классе
МАТРИЦА
заданий к учебному занятию по Блуму
Дисциплина_ история Казахстана
Тема «Периодизация каменного века»
Класс 10
Таксономия учебных задач
Первый уровень – ЗНАНИЯ
Знания конкретных данных. Знание терминологии.
Определить, усвоить, отличать, вспоминать, распознавать.
Задания первого уровня направлены на развитие памяти и формирование репродуктивных знаний.
(Оценка 3)
Что называют антропогеном ?
На каких два больших периода делится кайнозойская эра?
С каким периодом связано возникновение человечества?
4. Как называется эпоха до оледенения, и эпоха оледенения ?
5. Как называют эпоху постепенного таяния ледников?
Второй уровень – ПОНИМАНИЕ
Переложение. Интерпретация.
Перевести, выразить собственными словами, иллюстрировать, подготовить, продолжить, прочитать, представить, изменить, записать в иной форме, заполнить, установить, объяснить, определить.
Задания второго уровня направлены на умение трансформировать репродуктивные знания.
(Оценка 4)
Как вы можете объяснить понятие, что труд создал человека, и как это
связано с эволюцией ?
Объясните причины возникновения родовой общины. Почему она воз-
никла лишь ко времени верхнего палеолита, а не в более ранний период?
Третий уровень – ПРИМЕНЕНИЕ
Применить, обобщить, установить связи, выбрать, развить, организовать, использовать, руководствоваться, преобразовать, классифицировать.
Задания третьего уровня направлены на усвоение мыслительных операций и формирование продуктивных знаний. Ожидаемый результат
Умение работать с картой, сопоставлять исторические события и карту, учащиеся умеют делать выводы и слушать друг друга.
(Оценка 5)
1. Подчеркни термины характерные только для эпохи каменного века:
Ашель, мустье, мезолит, неолит, олдувай, энеолит,
2. Работа с картой. В какой из представленных государств Африки были обнаружены останки австралопитека? Обозначь это государство на карте, и укажи время проживания поздних австралопитеков на территории Африки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Четвертый уровень АНАЛИЗ
Задания четвертого уровня направлены на умение доказывать, классифицировать, распознавать.
Докажите качественные преимущества экзогамии
Постановка проблемы. Учитель предлагает учащимся составить список аргументов «за» и «против» Социальной организации людей периода каменного века.
«За»
«Против»
Ожидаемый результат
Учащиеся умеют анализировать, систематизировать материал, выражают свое мнение, умеют преобразовывать тексты, аргументировано доказывают свою точку зрения.
Пятый уровень – СИНТЕЗ
Задания пятого уровня направлены на создание собственного продукта.
1.Решение практической ситуации. Подберите подходящее утверждение
Необходимо вписать свои пункты, объяснить и доказать
А) Он считал, что в истории человечества существовали три ступени общественного развития: дикость, варварство и цивилизация. В каждом из названных периодов человечество развивалось, достигало определенного уровня.
Б)По мнению ученого, человечество возникло в результате длительного эволюционного процесса. Развитие всего животного и растительного мира происходило от частного к сложному, от низшей стадии к высшей
Льюис Генри Морган
Ч.Дарвин
6. Оценка
Форма работы
Действия учащихся
Эссе на тему «Развитие человека в эпоху камня»
Составление и написание эссе
Ожидаемый результат
Учащиеся умеют выражать свободно свои мысли, делать смелые и доказательные предположения, умеют сопоставлять события и делать выводы
3. Заключение
Данная классификация уровней усвоения учебного материала на основе Матрицы Блума как метод оценки успешности обучения, позволяет четко формулировать дидактические цели при разработке разноуровневых заданий, показывает качество владения обучаемым учебным материалом.
4.Список использованной литературыИспользованные материалы и Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Википедия. Свободная энциклопедия. «Таксономия Б.Блума».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «Модели вопросов и заданий по таксономии Б.Блума».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Студопедия. Уровни познавательных процессов по Б.С. Блуму.
15