Разработка сценария Шаг в прошлое моего прадеда, посвященного 70 — летию Победы ВОВ

МАОУ Грачевская СОШ


Казанский район Тюменской области




Разработка литературно – драматического сценария
««Шаг в прошлое моего прадеда»,
посвященного 70 – летию Победы в ВОВ




















с. Грачи, 2015 год




Сценарий
театрализованного представления « В землянке фронтовой»
или «Шаг в прошлое моего прадеда»
Оформление сцены: по центру сцены оформлен блиндаж времен ВОВ, справа на авансцене оформление «тыла»: стол с керосиновой лампой, кружка, кусочек черного хлеба и т.д.
Перед началом звучит музыка и голос «за кадром»: Ветеранам Великой отечественной войны, труженикам тыла, живущим и здравствующим ныне, и тем, кто не дожил до светлого дня Победы 9 мая 1945 года, а также до празднования 70-летия Победы, посвящается
1 действие
1 картина «Учительница»
(Звучит музыка, идет картинка мирной современной жизни, молодая учительница ведет детей на экскурсию)
Молодая учительница Дарья Ивановна: Дорогие ребята, прежде чем участвовать в празднике, посвященном Дню Победы, я решила привести вас на это место, где погибли советские солдаты, защищая наше село. Они погибли, но фашисты не смогли захватить эту территорию. В центре села стояла школа, в ней учились такие же, как и вы сейчас девчонки и мальчишки, с первых дней войны школа была центром сбора всех живущих людей на селе. В основном это были женщины, старики и дети, потому что все взрослое мужское население воевало на фронтах Великой Отечественной войны. Не смотря на то, что шла война, дети учились, занятия в школе проводились при свете керосиновой лампы, детям давали по кусочку черного хлеба и простой кипяток. Эти правила старалась сохранить в школе учительница Шарапова Наталья Федоровна, которую все уважали на селе и поэтому все шли к ней за советом.
Девочка Лиза: Дарья Ивановна! А учениками было страшно, что рядом шел бой, а они учились? Разве они не могли уехать?
Молодая учительница Дарья Ивановна: К сожалению, Лиза они не смогли уехать, потому что они все верили и надеялись, что война быстро кончится, а получилось, что она затянулась на долгих четыре года. И унесла за собой миллионы человеческих жизней: и взрослых, и детей.
Мальчик Манарбек: А солдаты были разведчиками?
Молодая учительница Дарья Ивановна: Да, в самом начале бой приняла группа разведчиков, среди них были выпускники нашей школы во главе с командиром группы, тоже учителем этой школы, Андреем Ивановичем. Они с детства знали хорошо эти места и успешно справлялись с заданием командира. Бой, конечно, был неравный, жестокий, но они выстояли, а потом уже подошел полк, и он отбросил врага за 20 километров от нашего села, и так случилось, что наше село не было захвачено фашистами. Это была большая радость для жителей села.
Мальчик Павел: Здесь воевал мой дед, он тоже был учителем, остался живой на войне и дошел до Берлина.
(Слышен крик журавлей, все поднимают голову к небу и слушают).
Девочка Лиза: Журавли Журавушки Так их называет моя бабушка. А, правда, Дарья Ивановна, что журавли – это души погибших солдат.
Молодая учительница Дарья Ивановна: Да, такое поверье придумали сами люди. После войны многие солдаты не вернулись домой, но их продолжали ждать матери, жены, дети, поэтому и придумали такую легенду, что журавли несут в себе души погибших воинов.
Мальчик Павел: (продолжает смотреть на небо и говорит как бы про себя)). Журавли Журавушки
Молодая учительница Дарья Ивановна: Ну, все, мои дорогие! Быстро собираемся около школы, надо готовиться к выступлению. Запомните, не смотря на то, что этот праздник как поется в песне «со слезами на глазах», мы должны провести его весело, потому что об этом мечтали погибшие. Они мечтали о мире!
Девочка Лиза: Да, мы должны провести его хорошо, потому что мы отмечаем 70- летие победы! Мы живем уже семьдесят лет без войны! И нам Война не нужна! Наша страна Россия всегда за мир борется, она самая миролюбивая страна на свете.
Мальчик Манарбек: Мир – это самая главная ценность в жизни всех людей на планете!
Молодая учительница Дарья Ивановна: Какие вы у меня молодцы, все правильно понимаете! Все! Быстро идем в школу, пора праздник начинать! Вы готовы?
Дети: Готовы! Ура!
(Все уходят, остается один Павел, он как зачарованный продолжает смотреть на небо, слушать крик журавлей).

2 картина «Дети»

Мальчик Павел: (продолжает смотреть на небо и говорит как бы про себя)). Журавли Журавушки Возьмите меня с собой, я хочу побывать там, где воевал мой прадед
(Появляется Лиза, она торопит Пашу)
Девочка Лиза: Паша, опять ты потерялся что застрял здесь? Быстрее идем, скоро нам песню петь всем классом, а ты сидишь. Опять мечтаешь!
Мальчик Павел: И вовсе я не потерялся, просто журавлей слушаю. Тебе же сказали, что журавли – это почти что солдаты, понимаешь - в них души погибших солдат, значит, они летают и видят нас. И видят все, что делается на нашей Земле. Значит, они видят, где мир, а где война, поэтому они кричат нам и предупреждают, чтобы мы хранили мир на земле! Ты это понимаешь?
Девочка Лиза: Ну, Пашка, ты фантазер настоящий. Сидишь постоянно за своим компьютером, в компьютерные игры играешь, и вот даже сейчас выдумываешь всякую всячину.
Мальчик Павел: И вовсе это не всячина, а настоящая правда. Это мне сейчас журавли рассказали. Вот бы сейчас на фронт попасть, к тем солдатам, когда мой дед воевал. Ты фильм «Мы – из будущего» видела?
Девочка Лиза: Да. Там рассказывается, как будто современные парни попали в то время, когда война была. И им пришлось воевать вместе с солдатами, а потом они в наше время снова вернулись, а солдаты там остались.
Мальчик Павел: Вот и я хотел бы так, попасть к тем солдатам, в то время когда мой дед воевал.
Девочка Лиза: Ну, точно фантазер!
Мальчик Павел: Ты, Лиз, иди, а я еще послушаю журавлей.
Девочка Лиза: Ладно, я побежала, мне еще домой забежать за концертным костюмом надо, а ты долго не задерживайся, а то Дарья Ивановна рассердится. Она у нас хоть и молодая учительница, но строгая! (Побежала, потом остановилась). Паша, только не потеряйся, а то Дарья Ивановна мне поручила за тебя отвечать! Не подведи меня!
(Убегает)

2 действие
1 картина «Журавли»
Мальчик Павел: Хорошо! Я посижу немного и прибегу! Не опоздаю!
(Снова смотрит на небо и продолжает фантазировать). Журавли Журавушки Слышите меня Я обращаюсь к вам, отнесите меня на войну, я хочу увидеть, как мой прадед воевал, как советские солдаты фашистов победили Журавли Журавушки Пожалуйста, услышите меня..
(Вдруг зазвучала громкая музыка, и появляются «журавли». Идет танец Белых птиц. Паша, как зачарованный смотрит на них, после окончания танца, появляются солдаты с командиром во главе)
Мальчик Павел: (смотрит с удивлением на появившихся солдат). Ребята, вас что Дарья Ивановна за мной послала? И вас тоже, Андрей Иванович? А вы откуда идете?
Солдат Андрей: Как откуда? С разведки возвращаемся. А ты здесь что делаешь.
Мальчик Павел: Журавлей слушаю.
Командир: Ты мальчик, лучше домой беги, а то здесь, неровен час, бой начнется. Да все село предупреди, чтобы готовы были.
Мальчик Павел: Я не понял, о каком бое вы говорите? (Задумался). А сегодня какое число?
Командир: Как, какое? 9 мая 1943 года!
Мальчик Павел: (догадывается) Так значит, я к вам попал. Спасибо вам, журавушки.
Солдат Андрей: Ты о чем это говоришь?
Мальчик Павел: Понимаете, я к вам попал из вашего будущего, мы будем отмечать 70 – летие Победы 9 мая 2015 года!
Солдаты: Ну и фантазер ты парень! До победы мы дойдем, но вот когда это случится, пока не знаем.



Командир: Конечно, ты мечтатель удивительный, и молодец, что веришь нашу победу! До победы мы дойдем обязательно! Если погибнем, то другие дойдут! Но землю родную от фашистов очистим! А то, что ты веришь, что будет мир на земле, и что день Победы будут отмечать как праздник – это очень хорошо. (Обращается к солдатам) Товарищи бойцы, вы пока располагайтесь, а я быстро в штаб, доложу про наши разведывательные данные.
Солдат Константин: Товарищ командир, там говорят артисты приехали, может быть к нам пригласите, заодно и сельские жители их послушают.
Командир: Хорошо, постараюсь пригласить! Если, конечно, они согласятся, а то ехать к нам опасно, немцы близко.
Солдат Константин: А солдаты говорят, что они такие смелые, что всегда стараются на передовой выступать!
Командир: Просьбу вашу понял. А пока команда: расположиться в блиндаже и отдыхать. Отдых короткий, потом снова в разведку. Вот вернусь из штаба, получу задание, и вперед!
(Уходит)
2 картина «Блиндаж»
(Солдаты располагаются в блиндаже. Паша садится рядом с ними).
Солдат Андрей: Слушай, парень, так что ты там про 9 мая 2015 года говорил?
Мальчик Павел: Говорю, что мы в школе готовимся отмечать 70 – летие победы, и вся страна будет отмечать, парад победы будет на Красной площади и во всех городах – героях салют будет!
Солдат Андрей: Молодец ты, красиво все придумал! Спасибо за твои хорошие мечты! Нам очень понравилось. (обращается к друзьям) Правда, ребята, удивительный пацан, настоящий фантазер!
Мальчик Павел: Я не фантазер, просто ваш правнук. Меня журавли к вам принесли. Я из вашего будущего. Могу сказать, что у вас здесь бой будет и вы (замялся).
Солдат Андрей: Это мы и без тебя знаем, что, наверное, бой будет, немцы подошли близко.
Мальчик Павел: Но вы фашистов в село не пустите.
Солдат Андрей: Конечно, не пустим! Там наши семьи, наши матери и дети, отступать никак нельзя. Скоро полк артиллеристов сюда подтянется, тогда совсем хорошо будет.
Солдаты: Насмерть стоять будем!
Солдат Константин: Интересно, а что сейчас мой брат делает? Давно писем из дома не получал. Он мне и отцу на фронт письма пишет.
Мальчик Павел: Он сейчас вашему отцу письмо пишет. Вот такое.
(Садится за сто, пишет письмо и читает, а солдаты тем временем перебирают свои письма – треугольники, пишут письма).
Солдат Владимир: (обращается к Константину) Ты, что опять стихи сочиняешь?
Солдат Андрей: Костя ты лучше бы спел.
Солдат Константин: Хорошо, вот стих допишу и спою нашу песню, про разведку.
(Песня «Сердце молчи»)

3 картина «Тыл»
(Появляются женщины, они идут с работы, в руках пилы, топоры, среди них учительница)
Учительница: Давайте женщины в школу зайдем, кипяточку все вместе попьем, отдохнем немного, попоем, все легче будет, а потом по домам разойдемся. (Видит Пашу) А ты мальчик чей? Ты же не из нашего села?
Паша: Я из вашего села, только из будущего времени, из 2015 года.
Учительница: Он, наверное, из городских эвакуированных, видите, одет не так как наши дети. И фантазер такой. Молодец! Надо мечтать! У тебя действительно вся жизнь впереди, и будущее у тебя обязательно будет! Хорошее будущее, верь мне, мальчик! (обнимает его).
Людмила: Тяжело без мужчин лес валить, не женская это работа, да проклятая эта война все вверх дном перевернула. Нет у нее никаких правил.
Люба: Да, у войны нет никаких правил. Нам бы детей рожать, а она всех мужиков наших забирает.
Татьяна: Да еще и убивает, или калеками делает. Почтальонка наша рассказывала такую историю, что одна женщина калеку из госпиталя привезла, а потом и муж раненый домой вернулся (обращается к девушке – почтальонке).
Людмила: Вон она, идет, легка на помине, хоть бы с хорошими вестями шла, не дай Бог, похоронка.
(Все женщины встали и напряженно смотрят на подходящую к ним девушку – почтальонку).
Почтальонка: Здравствуйте! (Все молчат). Не переживайте, сегодня никаких вестей нет. Ни плохих, ни хороших.
Женщины: Здравствуй, Милена!
Учительница: Садись, отдохни. Кипяточку выпей, ноги- то, наверное, натрудила, все пешком ходишь.
Почтальонка: Зря только пешком сходила, в обе стороны почти пятнадцать километров прошла, хорошо, что военные на грузовике подвезли, артистов везут к нам выступать.
Женщины: Артистов хотелось бы послушать. Молодцы артисты! Не побоялись к нам приехать, немцы ведь близко.
Люба: (с тревогой в голосе) Неужели зайдут к нам в село?
Почтальонка: Нет, наши солдаты не пропустят их сюда, так мне командир разведчиков говорил.
Людмила: Милена, расскажи историю, как это так получилось, что у одной солдатки два мужа в ее доме живут?
Почтальонка: Вот эта история, она в газете напечатана. Сейчас прочитаю вам. (Достает газету и читает)
(Чтение стихотворения «Волжская баллада»)
Учительница: Да грустная история, но одновременно и хорошая. Про наше женское милосердие, да про подвиг солдат. Давайте, женщины, песню споем, а потом пойдем к разведчикам и артистов послушаем!
(Песня «В землянке»)

4 картина «Артисты»
(Появляется командир с артистами и с медсестрой, обращается к разведчикам).

Командир: Товарищи бойцы! Смирно! Как и обещал, пригласил к нам артистов! Они будут недолго, их уже в другом месте ждут! Но они сами сказали, что к разведчикам обязательно заедут. И еще к нам в отряд командировали медсестру, знакомьтесь - Татьяна Баженова, только что закончила курсы медсестер и сразу к нам на фронт. Говорят, боевая дивчина. Владеет немецким языком. Принимайте, бойцы, приказываю беречь ее как сестру родную. (обращается к Татьяне) И еще, боец Баженова, ты теперь в разведотряде, ориентируйся на местности, должна запомнить: далеко от блиндажа не уходить, там может быть немецкий снайпер. Будь осторожна. Понятно?
Татьяна: Так точно! Далеко в поле не выходить! Ориентироваться на местности!
Командир: И так, товарищи бойцы, времени у нас в обрез, слушаем наших гостей, потом их проводим, и снова выходим на задание. А тебе, боец Жигулин, когда концерт кончится, надо с ними ехать в штаб на грузовике, ты у нас специалист по мостам, поэтому тебя срочно туда вызывают, как раз и артистов сопроводишь. Идешь в распоряжение инженерной части, мосты будешь строить. Понятно?
Солдат Андрей: Так точно, товарищ командир! Все понял!
(Исполняется песня «Ах, эти тучи в голубом»
Чтение стихотворения)
(Один из солдат подает артистам букетики подснежников и благодарит артистку: «Спасибо за песню», она в ответ «Спасибо вам за цветы. Это напоминание о мирной жизни. Удивительно: вокруг война, а природа расцветает, вокруг смерть, а она борется за жизнь. Давайте мы с вами станцуем» - Идет танец «Танго соловья»)
5Картина «Прощание)

(После исполнения все провожают артистов. Остаются, солдат Андрей и солдат Константин, они обнимаются, сцена прощания).
Солдат Константин: Ну, друг, давай прощаться. Столько лет мы с тобой вместе, а теперь расстаемся. Ты, главное, береги себя. Строй мосты быстрее, чтобы мы могли дойти до Берлина!
Солдат Андрей: Ты тоже береги себя!
(Обнимаются. Андрей уходит. Костя сморит вслед, и передаются его мысли «вслух» - за кадром, потом он уходит).

6 Картина «Медсестра»

(Медсестра в это время вышла из блиндажа и начала собирать цветы
Медсестра: (мечтательно)Артисты Какие они нарядные и красивые! Вот закончится война, я тоже стану артисткой. Только я буду танцевать. Я очень танцы люблю! И мне будут дарить цветы. Вот я сейчас выйду в поле, и соберу букет подснежников, когда мы сюда ехали, я их за околицей села видела. Месяц май начался, и природа, не смотря на войну, оживаетЗемля пригревается солнцем, и появляются подснежники, мои любимые весенние цветы. Я никому ничего не сказала, сегодня 9 мая 1943 года, мой день рождения. Ура! Я достигла совершеннолетия! Чтобы меня взяли на фронт, я пошла на курсы, меня сначала не брали, но я их обманула, год себе добавила. Я так и сказала комиссии, что в нашем роду все худенькие, но сильные и смелые. Комиссия посмотрела на меня и рассмеялась, но на курсах оставила. Теперь я на фронте, уже полгода, и научилась все делать, и перевязывать, и раненых из боя выносить. Но я очень хотела попасть в разведку, меня сначала не брали, но потом я сказала, что знаю немецкий, тогда командир согласилсяВесна Мой день рождения.. Так хочется жить А танцевать я буду так (Воображает, что она артистка. Выходит на авансцену и объявляет). Выступает народная артистка Баженова Татьяна.
(Медсестра танцует, звучит выстрел, она падает, появляется Паша, он бежит за солдатами со словами: «Вашу медсестру снайпер убил!», заходят солдаты, подходят к медсестре, кладут ее на плащ – палатку и уносят.
-Музыка «Так хочется жить»

Затем солдаты заходят в блиндаж, садятся, Костя пишет в блокноте, потом поднимается и читает солдатам сочиненное им стихотворение на фоне музки)
Солдат Константин:
Сто раненых она спасла одна: И вынесла из огневого шквала, Водою напоила их она, И раны их сама забинтовала. Под ливнем раскаленного свинца Она ползла, ползла без остановки И, раненого подобрав бойца, Не забывала о его винтовке. Но вот в сто первый раз, в последний раз Ее сразила пуля роковая И на земле теперь она лежит,
Красивая, такая молодая.
Играет ветер прядкой золотистой. Как облачко, что солнце скрыть спешит, Ресницы затенили взор лучистый. Спокойная улыбка на её губах, Изогнуты спокойно брови. Она как будто впала в забытье, Беседу оборвав на полуслове.
Сто жизней молодая жизнь зажгла И вдруг сама погасла в час кровавый Но сто сердец на славные дела Ее посмертной вдохновятся славой. Погасла, не успев расцвесть, весна. Но, как заря рождает день, сгорая, Врагу погибель принеся, она Бессмертною осталась, умирая.
7 картина «Бой»

Командир: Товарищи бойцы! Слушай мою команду! В разведку пока не идем, ждем, когда подтянется воинская часть, если в это время немцы начнут наступление, задание нашему взводу: удержаться до подхода артиллеристов. Стоять насмерть, но фашистов в село не пустить. И первое, что надо сделать выследить этого снайпера и уничтожить!
(Паша стоит рядом, слушает командира)
А ты, малец, быстро беги в село, предупреди всех!
(Паша убегает)
Боец Владимир: Да, тяжелый сегодня день, когда артисты приехали, хорошее настроение было, как будто и войны нет. А теперь вот она, рядом, сколько еще придется заплатить жизней, чтобы дойти до Победы?
Солдат Константин: Мне сегодня сон снился, что будто идет бой, кругом чернота и пепел, я поднимаюсь, в меня стреляют, я падаю, а потом снова поднимаюсь, и так несколько раз. А потом появляются из пепла женские фигуры со знаменами, и этими знаменами нас закрывают, закрывают, а я кричу им: «Победа! Победа!» и с места стронуться не могу, как будто каменный весь стал. Проснулся, все руки и ноги затекли.
Боец Иван: Это от усталости! А победить мы обязательно победим! Я в это верю и родным домой всегда так пишу! Они тоже в нас верят и ждут.
(Вдруг раздаются грохот снарядов и свист пуль, бойцы вскакивают и приготовились к бою).
Командир: Проклятые фашисты, все – таки решили с нами бой завязать. Ничего, выстоим, а там артиллеристы подойдут! Команда: к бою! Стоять насмерть! Покажем им, на что способна разведка! Вперед, ребята!
(-Сценическое движение «Бой»
-Сценическое движение «Пепел и пламя»)

(Слышен крик журавлей. Появляется Паша)

8 картина «Победа. Тыл.»

Паша: Журавли Журавушки Они погибли А как же мой прадед, он же дошел до Берлина? Где он?
(Появляется почтальонка. Она радостно кричит: «Женщины дорогие, Победа! Победа!» Все собираются около школы. Общее ликование. Появляется боец Жигулин, его все радостно встречают)
- Исполняется песня «Ехал я из Берлина»
Учительница: Господи! Как хорошо, что солдаты домой возвращаются! Только жаль, что не все! Что не у всех в доме будет такая радость. Но погибшие живы в наших сердцах. Сердце разрывается от боли, а душа ликует от радости, что кончилась эта проклятая война! А ну-ка женщины, хватить плакать, вытрем слезы и споем любимую нашу песню.
(Песня «Синий платочек»)
9 картина «Возвращение»

Паша: Спасибо вам, журавушки. Я прадеда видел только на фотографии, а теперь я увидел живым и счастливым!
(Раздается голос Лизы: «Пашка, где ты?»)
Паша: Ой, мне же в школу надо, сейчас концерт начнется. Пора мне! Спасибо вам, журавушки!
(Курлыкание журавлей, появляется Лиза.)
Лиза: Паша, идем, концерт пора начинать.
Паша: Лиза, понимаешь я сейчас там был.
Лиза: Где?
Паша: На войне, 9 мая 1943 года. Я прадеда своего видел и всю группу разведчиков вместе с командиром. Понимаешь, они все погибли, только мой прадед остался живым, он потом дошел до Берлина, и его всем селом встречали! Песни пели, радовались, что война закончилась. И я там был, с ним обнимался даже.
Девочка Лиза: Ну, точно фантазер! Видишь, уже все собрались. Концерт начинается. Пошли, нам концерт начинать надо! Дарья Ивановна сказала, чтобы мы были ведущими.
Паша: Хорошо. Я готов.
Девочка Лиза: Только ты, Паша, во время концерта не фантазируй, пожалуйста.
3 действие
«Мир на Земле»
(Выходят на авансцену Паша и Лиза)
Лиза: Дорогие наши гости! Спасибо большое, что вы пришли к нам на праздник! Мы поздравляем вас с 70 – летием Победы!
Паша: Дорогим нашим ветеранам мы желаем долгих лет жизни и крепкого здоровья! Для вас наши ребята приготовили концерт, который мы назвали «Нам нужен мир на Земле».
-Звучит музыка, выходит Сорокина Алина (победитель муницпального этапа Всероссийского конкурса «Живая классика», она читает отрывок «Мир на Земле»

-Танец с голубями.
-Хореографическая картинка «Мир детям»

Финал:( Вдруг раздается крик журавлей, Лиза и Паша выходят на авансцену.)
Лиза: Паша, смотри, твои солдаты идут вместе с журавлями.
Паша: Ты их тоже видишь? Значит, ты тоже фантазерка?
Лиза: (Говорит, как завороженная) Нет, Паша, не фантазерка. Я их вижу. Они идут, Паша, к нам. Смотри, они как будто живые.
Паша: Я тебе об этом и говорил. Они – живые! Они всегда для нас живые!
(Появляются птицы, они танцуют, появляются «живые солдаты», на плечах одного из них девочка – голубь в короне с надписью «Победа», все выстраиваются, становятся общей «фотографией»).
-Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».Слайды на тему ВОВ.
Лиза: Паша, хороший праздник у нас получился. Давай пригласим к нам наших ветеранов и сфотографируемся с ними на память.
Паша: Давай пригласим! А потом вместе с ними споем «День Победы»!
(Идут к ветеранам, общая фотография)
- Все исполняют песню «День Победы»