Урок по физике Решение задач по термодинамике.


Тема : « Решения вычислительных и качественных задач по термодинамике.» 10 класс.
Цель: продолжить формирование знаний и навыков решения задач на использование газовых законов, первого закона термодинамики, внутренней энергии и т.д.
Дидактическая задача: продолжить формирование знаний о тепловых процессах, навыков решения задач с использованием законов.
Воспитательная задача: воспитывать уважение к людям труда , науки через примеры служения великих ученых , внесших огромный вклад в развитие физики.
Развивающая задача: развивать самостоятельность при выполнении заданий, память, устную речь.
Тип урока: практикум
Оборудование: проектор, презентация.
Ход урока:
1.орг. момент.
2.Опрос (повторение).
Работа по формулам: определить соответствие названием.
Закон Бойля –Мариотта р/Т=постЗакон Гей –Люссака р∆V=√R∆T
Ураанение Менделеева-Клапейрона ∆U=3/2 √R∆T
Утренняя энергия газа p1V1=p2V2
Закон Шарля V/Т= пост
1закон термодинамики А=р∆V
Работа газа Q=∆U+A
3. Самостоятельная работа.15мин
1.Какое соотношение справедливо для изобарного процесса в газе?
А) ∆U = А Б) ∆U = - А В) ∆U = р·А Г) А = р·∆V
2. Как изменяется внутренняя энергия газа при его изотермическом расширении?
А) Увеличивается. Б) Уменьшается. В) Изменение внутренней энергии равно нулю. Г) Изменение внутренней энергии может принимать любые значения.
3. В каком тепловом процессе изменение состояния системы происходит без теплообмена?
А) Изобарном. Б) Изохорном. В) Изотермическом. Г) Адиабатном.
4. В процессе адиабатного расширения газ совершает работу, равную 3·1010Дж. Чему равно изменение внутренней энергии газа?
А) ∆U = 3·1010Дж. Б) ∆U = - 3·1010Дж. В) ∆U = 0. Г) ∆U может принимать любое значение.
5. Если в некотором процессе подведённая к газу теплота равна работе, совершённой газом, то такой процесс является:
А) Изобарным. Б) Адиабатным. В) Изотермическим. Г) Изохорным.
6. При передаче газу количества теплоты 300 Дж его внутренняя энергия уменьшилась на 100 Дж. Какую работу совершил газ?
А) 100 Дж. Б) 400 Дж. В) 200 Дж. Г) - 100 Дж.
7.Какая из приведённых ниже формул является математическим выражением первого закона термодинамики?
А) ∆U = А+Q Б) η = А/Q1 В) U = (3/2)·(m/µ)·R·T Г) А = р·∆V
8. Внутренняя энергия газа при его изотермическом сжатии:
А) ∆U может принимать любое значение. Б) ∆U = 0 В) ∆U > 0 Г) ∆U < 0
9. В каком тепловом процессе внутренняя энергия системы не изменяется при переходе её из одного состояния в другое?
А) В изобарном. Б) В изохорном. В) В изотермическом. Г) В адиабатном
10. В процессе изохорного нагревания газ получил 15 МДж теплоты. Чему равно изменение внутренней энергии газа?
А) ∆U = 0 Б) ∆U = - 15 МДж В) ∆U = 15 МДж Г) ∆U = 1 Дж
11. Если в некотором процессе подведённая к газу теплота равна изменению его внутренней энергии, т.е. Q = ∆U, то такой процесс является:
А) Адиабатным. Б) Изотермическим. В) Изохорным. Г) Изобарным.
12. При передаче газу 20 кДж теплоты он совершил работу, равную 53 кДж. Как изменилась внутренняя энергия газа?
А) Увеличилась на 73 кДж. Б) Уменьшилась на 73 кДж. В) Увеличилась на 33 кДж. Г) Уменьшилась на 33 кДж.
Самопроверка: на доске варианты ответов.
1Г 2В 3Г 4Б 5В 6Б 7А 8В 9В 10В 11 А 12 Г
1-4 «2», 5-7 «3»,8-9 «4», 10-12 «5»
4.Решение задач: раздаточный материал.15мин
1.На сколько единиц Си увеличится внутренняя энергия одного моля одноатомного газа при его нагревании на 200К?(2493Дж)
2.Газ расширился изобарически при давлении 300кПа,увеличив свой объем в три раза и совершив работу 150кДж.Определите в Си первоначальный объем газа.(0,25м3)
3.В процессе изобарического расширения идеального газа на 0,5м3 при давлении 200Па его внутренняя энергия изменилась на 150 Дж.Определить количество теплоты полученное газом.(250Дж)
4.Какую работу совершил газ при адиабатном расширении, если в этом процессе его температура понизилась на 15К, а внутренняя энергия уменьшилась на 322 Дж? Ответ дать в СИ.(-322Дж)
5.При адиабатическом сжатии 4 киломолей одноатомного газа была совершена работа 1,8 кДж. Определить В СИ изменение внутренней энергии.(1800Дж)
5.Презентация о Сади Карно.5 мин
6. «Устами младенца»5мин
1.Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Когда его много, хочется в душ. Наверху его всегда больше, чем внизу. Животные и растения получают его от Солнца. (Тепло).
2.Она нужна всем. Когда работают, её теряют. (Энергия).
3.Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах).
4.Без рук, без ног по полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву прижимает. (Ветер)
5.В равных объёмах газов при одинаковых T и Р содержится...
6.Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объёме называют...
7.Опыт по определению скоростей молекул предложил...
8.«Молекула» в переводе с латинского означает…
9.Уравнение Менделеева-Клапейрона...
10.Тело, состоящее из огромного числа частиц, называют...
11.Процесс изменения состояния идеального газа при Р= константа называют...
12.Температура – это мера...
13.Диффузия доказывает, что...
14.Закон Бойля-Мариотта гласит...
15.В молях измеряют...
16.Хаотическое движение огромного числа частиц называют...
17.Предельную температуру, при которой давление газа при фиксированном объёме обращается в нуль, называет...
18.Процесс изменения состояния идеального газа при Т константа называют...
19.Закон Гей-Люссака гласит...
20.Газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало, называют...
21.Движение взвешенных в газе или жидкости частиц называют...
22.Температура характеризует состояние...
23.Количественную зависимость между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего называют...
24.Закон Шарля гласит...
7.Д/З повторить §5.10 упр 12 №1-3
8.Итоги урока.
Рефлексия:
На уроке было интересно / неинтересно
Мое участие активное / неактивное
Я устал / не устал
Настроение стало хуже / стало лучше
Задания были трудными / были легкими
Я бы хотел(а) ,что бы на уроке было (не было)…