Разработка фрагмента урока с использованием диалога на тему Культура и мораль.
Фрагмент диалога по теме: «Культура и мораль».
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся
ЗАДАЧИ:
- актуализация понятий «моральные нормы» и «культура» через игровые методы и проблемные ситуации;
- применение элементов метода критического мышления.
Учитель
Ученик
-Что за игрушку вы видите на слайде?
-Неваляшку.
-Почему ее так назвали?
-Потому что, сколько бы ее не опрокидывали или роняли, она вернётся в исходное положение.
-Если ее толкнуть, что произойдет?
-Она вернется в исходное положение.
-Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, с неё стечет. Обзови её нехорошим словом- она смолчит.
-А теперь представьте, что у вас такой друг. Но ведь в жизни бывает всё по-другому. Если ты так поступишь со своим другом то, что произойдет? Как вы думаете?
-Друг обидится, уйдёт, терпеть не будет, и, вообще, не найти друзей с таким отношением и т.д.
-А кто еще тебя осудит за такое поведение?
-Мама, папа, старший брат/сестра, бабушка
- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?
-Мораль. Мораль-это система норм, правил, регулирующих общение и поведение человека, людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
-Так, кто г°же устанавливает моральные нормы?
-Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности.
- Мораль. Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.
-Существует «золотое правило морали», вспомните его
-Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
- Оказывается, во всех религиях есть это золотое правило, золотое правило нравственности в исламе, христианстве, буддизме.
-«Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя»– цитаты из Корана.
«Возлюби ближнего своего» – одна из основных заповедей христианской культуры
-«Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах».
-«Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову».
- Какие составляющие морали вы можете назвать?
-Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть, милосердие, щедрость.
15