Тема занятия: «Концепция развития рыночных отношений»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края
«КАНЕВСКОЙ аГРАРНО технологический КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ КККАТК)
План урока
по предмету «Маркетинг»
Тема урока:
«Концепция развития рыночных отношений»
План урока подготовилпреподаватель
А.В. Куприян
Характеристики урока:
Специальность/профессия: __________________________
Группа № _________________________________________
Дисциплина: Маркетинг
№ урока в перспективно-тематическом плане: № _______
Тип урока: комбинированный
Количество аудиторных часов, отведенных на изучение темы в соответствии с рабочей программой: 2 ауд.ч. (по 45 мин)
План урока одного аудиторного часа:
Вводная часть.
Орг. момент. (2 мин)
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. (7 мин)
II. Основная часть.
Изучение нового материала. (27 мин.) через: лекцию преподавателя, выполнение студентами упражнений на определение видов денежных средств, функции денег.
Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. (3 мин.) через: формулирование тематических определений, вопросов по схеме студент-студент, выражение личного отношения к деньгам.
Объяснение домашнего задания (3 мин)
Итог
Итог урока. Комментарий по оценкам. (5 мин)
*При изучение темы в соответствии с рабочей программой на 2 аудиторных часа (по 45 мин), д/з и итог урока в конце 2 аудиторного часа.
Цели учебного занятия:
1) образовательные:
- изучение и усвоение теоритического материала по теме
2) практические:
- применение терминов при изучении материала. Применение педагогических технологий адаптивного обучения через разнообразные виды контроля (студент - студент, преподаватель – студент, группа – группа).
3) воспитательные:
- воспитание профессиональной этики;
- воспитание профессионально важных качеств: профессионального долга, исполнительности и т.д.;
Средства обучения:
1) специальное оборудование:
- интерактивная доска;
- рабочие тетради;
Методы обучения:
1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом
2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами
3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий
4) творческо-репродуктивные: подготовить реферат по теме урока.
В ходе урока применяются современные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:
- Метод проектов – реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.
- Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации.
- Здоровье сберегающие технологии - предполагается физ. пауза (тренинг глаз-смотрим далеко в окно, и смена мест студентами)
Критерии к уровню освоения содержания занятия по теме:
В результате изучения данного материала студент должен
1) иметь представление:
- о будущей сфере деятельности;
- о нравственно-духовных аспектах деятельности.
2) знать:
- основные понятия по данной теме
3) уметь:
- работать в группе;
- формулировать и излагать свои мысли по вопросу происхождения денежных средств, используя проф. лексику;
- анализировать и обобщать полученную информацию.
4) владеть:
- навыками совместной работы в команде;
- навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения
Межпредметные связи: Финансы и валютно-обменные операции, экономика, культурология, социология, этикет.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ______________________________________________________________________
Опорный конспект учителя:
Тема: «Концепция развития рыночных отношений»
(3-4 занятие)
Подход (концепция), на основе которого предприятия ведут маркетинговую деятельность, может быть неодинаковым. Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический прогресс, обеспечивающий громадное разнообразие товаров и потребностей, высокие темпы их развития и обновления.
Существуют следующие основные подходы, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность.
1. Концепция совершенствования производства применима, когда спрос на товар равен или немного превышает предложение, большая часть реальных и потенциальных потребителей имеют невысокие доходы, или себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повысить производительность труда. Данная концепция исходит из того, чтобы сделать понравившийся потребителям продукт максимально для них доступным. Следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства, росте производительности труда и повышении эффективности системы распределения.
К примеру, руководствуясь этой концепцией, фирма «Тексас инструментс» расширила объемы производства и сократила издержки, чтобы снизить цену и тем самым отвоевать себе основную долю американского рынка научных калькуляторов.
Производственной концепции придерживаются производители, которые четко ориентированы на отрасль с хорошими перспективами роста, имеют невысокую диверсификацию и действуют в условиях минимального политического и социального контроля. Диверсификация это расширение ассортимента производственных изделий и видов предоставляемых услуг на основе одновременного развития многих, не связанных друг с другом производств.
2. Концепция совершенствования товара предполагает, что потребители отдают предпочтение товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки, а следовательно, и цены. К факторам, поддерживающим существование такой концепции маркетинга, могут быть отнесены следующие:
общество нуждается в высококачественных товарах;
неустойчивость экономической конъюнктуры;
быстрый моральный износ товаров и др.
Однако всегда надо помнить, что потребителям нужен не данный продукт как таковой, а решение своих проблем с помощью какого-либо продукта. Более того, даже модернизированный продукт не пойдет на рынок, если производитель не предпримет мер, чтобы сделать его более привлекательным с помощью дизайна, упаковки, не убедит тех, кому он нужен, в превосходных качествах этого продукта, не организует удобных каналов товародвижения. В противном случае данная концепция может привести к «маркетинговой близорукости».
Например, руководство авиакомпаний может потерять клиентов, которые могут переключиться на использование других видов транспорта, если думает, что клиентам нужен самолет, а не перемещения в определенные населенные пункты.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбыта) утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных объемах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Многие предприятия начинают ориентироваться на данную концепцию, когда испытывают трудности со сбытом, когда появляются признаки перепроизводства. Цель такова продажа произведенных товаров, а не производство продукции, в которой нуждается рынок, при этом удовлетворение потребностей покупателя является второстепенным моментом.
Данная концепция используется также применительно к товарам пассивного спроса (страховки, энциклопедии, словари и др.), т. е. к товарам, которые покупатель в нормальных условиях обычно приобретать не собирается. Применяется данная концепция и в сфере некоммерческой деятельности. Например, политическая партия навязывает избирателям кандидата как блестяще подходящего именно на эту выборную должность.
4. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами. Рынок как бы вплетается в систему хозяйствования и активно участвует в процессе принятия решения уже как система управления. Суть концепции маркетинга некоторые компании выражают с помощью таких лозунгов: «Мы не испытываем чувство удовлетворенности, пока его не испытаете Вы»; «Отыщите потребности и удовлетворите их»; «Производите то, что можете продать, а не пытайтесь продать то, что можете произвести».
Таким образом, концепция маркетинга находит свое применение в условиях конкуренции продукции, когда перед предприятием возникает необходимость искать
потребителя.
Эта концепция отличается от других концепций тем, что:
предприятие начинает ориентироваться на конкретную группу потребителей;
удовлетворение потребностей требует от предприятия проведения целого комплекса маркетинговых исследований для их выявления;
маркетинговая деятельность предприятия постоянно контролируется и анализируется;
предприятие предполагает, что результаты его деятельности по удовлетворению спроса приведут к повторной реализации продукции и обеспечат благоприятное общественное мнение.
Концепции сбыта и маркетинга часто путают друг с другом. Концепция маркетинга во главу дела ставит целевых клиентов с их потребностями и нуждами. Предприятие производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд. По концепции сбыта в центре внимания существующий товар фирмы, на прибыльную реализацию которого направлены коммерческие меры стимулирования.
Это интересно. Рей Крок вместо ресторана в пригороде Чикаго, штат Иллинойс, установил лоток с гамбургерами и напитками «Макдоналдс». Так появились недорогие полуфабрикаты и быстрое приготовление вкусных блюд фирмой «Макдоналдс». Маркетинговые исследования ресторанного бизнеса и потребности людей в еде дали возможность сформулировать и внедрить в свое дело фирме «Макдоналдс» четыре принципа успеха: качество, культура обслуживания, чистота и доступность. Сегодня фирма «Макдоналдс» это 11 тысяч ресторанов, из них более 2 тысяч за границей США, в 52 странах (в России у «Макдоналдс» 56 закусочных).
5. Концепция социально-этичного маркетинга*. Стремление предприятия к удовлетворению запросов потребителей может привести к нежелательным последствиям с общественной точки зрения. Например, применение моющих средств приводит к загрязнению водной среды, использование фреона (баллончики с дезодорантами, лаком для волос и т. д.) влияет на изменение озонового атмосферного слоя, строительство атомных электростанций...
* В последнее время в литературе данная концепция все чаще обозначается как социальный маркетинг. Такое определение (по мнению многих маркетологов) является наиболее лаконичным и четким и позволяет избежать путаницы в названиях (социально-этический маркетинг, социально-отичный маркетинг, этико-социальный маркетинг и т. п.).
Все это приводит к пересмотру концепции маркетинга и формированию концепции социально-этичного маркетинга, которая утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Эволюция маркетинга и возникновение концепции, нацеленной на сочетание учета интересов производителей, потребителей и общества в целом, обусловливается постепенным повышением степени зрелости рыночного хозяйства, укреплением в них регулирующих начал и появления совокупного социально ориентированного рыночного хозяйства.
Для этой концепции характерны следующие черты:
основная цель предприятия должна состоять в удовлетворении разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с интересами общества;
предприятие должно быть постоянно занято поисками возможностей создания новых товаров в соответствии с потребностями потребителей;
необходимо отказываться от производства и продажи товаров, наносящих вред обществу;
потребители должны поддерживать предприятия, производящие товары, которые удовлетворяют нормальные, здоровые потребности;
потребители не должны покупать товары, которыеизготовляются по экологически не «чистым» технологиям.
Таким образом, концепция социально-этичного маркетинга отличается от концепции маркетинга тем, что ее цель это обеспечение долговременного благопо лучия отдельного потребителя и общества в целом. Предприятие, организующее свою деятельность в соответствии с данной концепцией, должно учитывать и взаимоувязывать потребности покупателя (потребителя), жизненно важные интересы потребителя, интересы предприятия и интересы общества.
Вопросы для повторения
Всем ли предприятиям нужно применять концепцию маркетинга ? Какие предприятия нуждаются в ней больше всего ?
В чем состоят отличия концепции маркетинга от концепции совершенствования производства, концепции совершенствования товара, концепции сбыта?
В каких случаях целесообразно использовать концепцию совершенствования производства ?
Что означает диверсификация ?
Сформулируйте основные требования к социально-этичному маркетингу.
Заголовок 2Заголовок 515