Конспект нестандартного урока по математике в 1 класса Морское путешествие
Халилова Елена Владимировна, учитель начальных классов высшей категории, КГУ «Основная общеобразовательная школа село Центральное», Карагандинская область, Осакаровский район.
Урок математики в 1 классе «Морское путешествие» по теме «Закреплениепройденного материала».Цель: работа над числовым рядом; повторение состава чисел, подготовка к решению задач; решение примеров.
Задачи:
1) Формирование навыков счёта в пределах 10.
2)Воспитывать внимание, интерес к уроку.
2) Развивать речь, мышление, творческие способности.
3) Учить самостоятельно добывать знания, анализировать и обобщать.
4) Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Тип урока: урок-путешествие.
Оборудование: числа; знаки; флажки; рисунки с изображением кота Матроскина, дельфина, кораблей, корабликов, пиратов, мышек; числовой ряд; кассы цифр, индивидуальные наборные полотна; карточки с заданиями; бинокль, медали,цветные тюльпанчики (для оценивания своего настроения).
Ход урока.1.Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем много нового и интересного. Но перед тем, как начать работу, я попрошу вас всех выйти к доске и взять один из тюльпанчиков (цвет выберите сами, тюльпаны трёх цветов: красный, оранжевый и жёлтый. Каждый цвет означает определённое настроение).
2.Сообщение цели урока.
— Ребята, к нам в гости пришел кот Матроскин. Он узнал, как мы путешествовали на других уроках, и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
быть очень внимательными;
правильно выполнять задания;
не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
регулярно выполнять физкультминутки.
— Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:
Плещет теплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый
Бури не боится,
В море - океане
Не хочет заблудиться.
3. Работа по числовому ряду.
Учитель заранее вкладывает в тетради некоторых детей, но так, чтобы они не знали, вырезанные из бумаги рисунки с изображением мышек, мышки нарядно одеты, держат корзинки влапках.
Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли. Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске.
(Дети ставят мышек на заранее подготовленное место)
Сколько всего мышек? (6)
У каждой мышки есть корзинка, на ней написано число. Давайте прочтем числа на них.
—По порядку они расположены?
Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку:от 5 до 10.
Какое число идет при счете за числом 5? 7? 9?
Перед числом 6, 8, 10 какое стоит число?
Назовите «соседей» числа 6, 8, 10.
Какое число больше, чем 6, на 1?
Какое число меньше, чем 6, на 1?
Каких чисел не хватает в ряду?
Мышки помогли нам поработать над числовым рядом. И котМатроскин их обижать не будет.
Подготовка к решению задач.
Учитель предлагает провести математическую разминку.
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей —
Четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки.
Повезло теперь Егорке:
У реки сидит не зря —
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите, у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб теперь Егорка
На уху нам принесет?
Саша с Колей рыб удили.
Девять рыбок наловили.
Кот и к ним подобрался,
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей?
Решение примеров. Игра «Точно по курсу».
На доске записаны примеры.
5 + 2 = 6-1 =
2 + 7 = 8-2 =
3 + 2 = 4-1 =
Вокруг примеров рисунки с изображением корабликов. На парусе каждого из них записаны числа: 4, 1,5, 3, 7, 5, которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.
Учитель предлагает:
Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! И много кораблей. Видимо, был шторм и кораблики сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.
Учитель вызывает к доске троих учеников - по количеству записанных на доске столбиков примеров. Ученики решают пример, находят кораблик с соответствующим ответом, записанным на парусе, и ставят его.
Кто быстрее проведет «по курсу» свои корабли, т.е. найдет ответ к каждому примеру своего столбика, тот становится капитаном.
6. Физкультминутка.
На доску вывешивается рисунок с изображением моря, в котором плещутся рыбки, вставленные в прорези, летают чайки, плавает надувной матрац в форме круга.
Учитель предлагает детям продолжить плавание, но сначала надо хором повторить волшебные слова:
Плещет теплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый,
Бури не боится
В море - океане
Не хочет заблудиться.
Учитель спрашивает у детей: «Все ли на море спокойно?» (Капитан смотрит в бинокль)
На море легкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнем, проведем физкультминутку (гимнастику для пальчиков)
«Лодочка», «Пароход», «Речка и рыбка».
Лодочка.
Исходное положение:
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
ПароходИсходное положение:
Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в стороны «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это «труба».
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.
Речка и рыбка
Речка - волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук,
Рыбка.
Исходное положение: Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать согнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.
Рыбка - малютка по речке плывет,
Рыбка - малютка хвостиком бьет
Какую геометрическую фигуру нам напоминает плавающий матрац? (Круг)
Сколько точек в этом круге, столько раз поднимем руки! А если обозначенные на круге точки соединить, какая фигура получится? (Треугольник)
Приседаем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас!
Сколько чаек у нас?
Столько мы подпрыгнем раз!
7. Состав числа.
Учитель продолжает использовать рисунки с изображением рыбок. На них с одной стороны наклеены примеры по составу чисел (2+3, 4+2, 6+1 и др.), с другой - числа, являющиеся ответами (5,6,7 и др)
Учитель показывает детям рыбки той стороной, где записан ответ. Ученик, назвавший пример, который наклеен с другой стороны рыбки, считается хорошим рыбаком, т.е. он поймал рыбку.
Одновременно проводится соревнование между рядами. Ряд, который больше поймал рыбок, получает красный флажок; ряд, занявший второе место, - желтый, а ряд, детям которого не повезло, получает синий флажок.
В процессе этой игры учитель говорит:
— Ребята, давайте немножко отдохнем, порыбачим. Кто у нас самый ловкий рыбак? (Показывает рисунки с изображением рыбок, дети начинают «ловить»)
По окончании игры учитель говорит:
Такие красивые рыбки! Как им хочется на простор. Может, мы их отпустим в море?
Поплыли дальше.
Дети хором произносят:
Плещет теплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый,
Бури не боится,
В море – океане
Не хочет заблудиться.
8. Работа у доски (заранее приготовленный материал на доске).
Например: соотнесение числа с соответствующей группой предметов. Учитель продолжает:
На пути у нас остров. Там дружно живут звери и птицы. У каждой семейки есть геометрическая фигура. Как же она называется? (Квадрат)
На каждом квадрате было написано число, которое обозначало, сколько членов в этой семье. Обрушился сильный ураган, и ветер унес все числа. Теперь звери и птицы не могут сосчитать, сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать все наоборот:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
Давайте, ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их, и положите число в квадрат.
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Сосчитайте утят и положите число в квадрат.
Свинки замяукали:
«Мяу! Мяу!»
Каким числом вы обозначили свинок?
Цыплята закрякали:
«Кря, кря, кря!»
Сколько цыплят?
Воробышки прилетели,
Очень весело запели:
«Му-у-у!»
Сколько же их, ребята?
А вот заиньки
Были паиньки:
Не мяукали
И не хрюкали –
Наш корабль встречали
И весело танцевали.
-— Сколько их?Учитель продолжает:
Посмотрите, ребята, вы заполнили все квадраты. Но числа в нихрасположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их, начиная ссамого маленького и заканчивая самым большим. (Дети называют: 10,9, 8,7,6,5,4, 3,2, 1)
Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с жителямиострова и плывем дальше.
Плещет теплая вода
В берега, в берега.
Кораблик очень смелый,
Бури не боится,
В море – океане
Не хочет заблудиться.
Физкультминутка.
РечкаК речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе - раз, это - брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все как один плывем, как дельфин,
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Решение примеров.Учитель спрашивает:
Капитан, все ли спокойно в океане? Мне кажется, кто-топоказался вдали. Кто там? (Пираты)
На доске макет корабля, в его прорези вставлены бумажныечеловечки - пираты.
— Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою! Взяли оружие!А наше оружие - это ум, быстрота и смелость. Правильно решилипример - отбили пирата:
2+13+19+1
2-1 3-1.10-1
Учитель от имени капитана объявляет благодарность самымотважным матросам корабля.
11. Работа в тетрадях.Учитель сообщает:— Мы плывем к берегу. Нам необходимо сделать записи вбортжурналах. Проверьте свое рабочее место, сядьте поудобнее.Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи былиаккуратными.
(Дети выполняют задание: «Продолжи узордо конца строки»)
12. Воспитательный момент.
- Ребята, посмотрите кто к нам приплыл?
Дельфин бьёт тревогу!
Загрязняют люди воду!
Рыбкам негде будет жить
Проблему эту надо решить!
- Чтобы избавиться от мусора, нам необходимо очистить морское дно, а как это сделать?
Как нужно охранять природу, в том числе и воду?(Ответы детей)
х+2=6 4+х=9 10-х=5
(Решают уравнения у доски)
- Молодцы! Очистили наше морское дно.
Дельфин плавает в чистой воде.
12. Работа по карточкам.Учитель говорит:
— Ребята, коту Матроскину очень понравилось путешествовать с нами. И он в знак благодарности для каждого из вас приготовил задание. Вам нужно решить примеры с опорой на таблицу.(Дети самостоятельно заполняют предложенные карточки)
Слагаемое 1 4 2 3 5 Слагаемое 9 6 8 2 1
Сумма 9 8 9 7
13. Итог урока.Учитель вместе с детьми делает вывод:
Путешествие наше успешно закончилось. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной земле. Во время путешествия мы работали над числовым рядом, готовились к решению задач, решали примеры, прибавляли и вычитали число 1, повторяли состав чисел, соотносили числа с группами предметов, вспомнили знакомые геометрические фигуры.
14.Рефлексия.
-Что вам понравилось сегодня на уроке?
-С каким настроением вы подошли к концу урока? (на другой стороне доски дети снова приклеивают тюльпанчики).И можно будет сравнить, каких стало больше, а каких меньше.
-Что бы вам хотелось на прощание сказать коту Матроскину и всем морским обитателям?
Урок окончен.