Технологическая карта урока на тему Связь слов в предложении (2 класс)
Технологическая карта
урока русского языка__в 2»А» классе
учитель Рыбальченко Л.В.
высшей квалификационной категории
Тема: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ______________________________________________
Цель: Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.______________________________________________________________________________________
Задачи:– дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
– развитие умений находить в предложении действующее лицо и различать слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но выполняющие в предложении разные функции – действующего лица и объекта.
Тип урока: урок открытия нового знания_______________________________________
Оборудование: ______________________________________________________________________________
Предполагаемый результат
В результате урока обучающиеся научатся:
устанавливать действующее лицо и различать слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но выполняющие в предложении разные функции – действующего лица и объекта._______________________________________________________________________
находить грамматическую основу предложения
Ход урока
Этап урока
Содержание
Комментарии
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
·. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания
– Какие слова из упр. 95 с вопросами выписали?
– На какие группы можно разделить слова, которые написаны с большой буквы?
– Чем отличается слово носик от слова нос в разборе, который вы делали дома?
2. Словарная работа.
– Дополните предложения словами из словаря, написание которых вы уже знаете.
| (как?) снуют (кто?). | Они (как?) чирикают. | Скоро у них появятся (кто?).
(Весело снуют воробьи. Они громко чирикают. Скоро у них появятся птенцы.)
Работа над словом весело в Орфографической тетради на с. 4.
– Запишите 1-е и 2-е предложения. В словах из словаря обозначьте опасные места.
-Отвечают на вопросы
-записывают словарные слова
-составляют предложения
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
– Определите на слух, сколько предложений я прочитала.
Котята за капустой
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
(И. Токмакова)
– Как вы определили, что я прочитала два предложения?
– А теперь посмотрите на запись.
На слайде (доске) – фрагмент текста.
– Сколько здесь строк? (4.) А почему не четыре предложения?– Что же обязательно должно быть в предложении, без чего предложения не бывает? Вопрос-провокация.
– В первом предложении есть слово огород. Я к нему задаю вопрос что? и говорю, что это главное слово, которое входит в грамматическую основу. Права ли я?– С каким главным словом связано слово ходили? (Котята.)
– Вспомните действия-подсказки (я / нашла / гриб): надо сначала понять, кто производит действие. Его ещё называют действующее лицо (оно может быть и неодушевлённым).
Запись на доске сочетания – действующее лицо.
Эти слова будут ключевыми на уроке.
– Какое действующее лицо для действия ходили в нашем предложении? (Котята.)
– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?– Составим план урока.
План (примерный).
Учиться отличать действующее лицо от предмета.
Учиться подбирать нужные действия.
Составлять предложения по схемам и картинкам.
– Что мы сейчас делали?
- определяют количество предложений
-Говорится о котятах и о кроте.
-В первой строке не ясно, что делают котята, во второй непонятно без первой, кто ходит.
-Без грамматической основы.
-(Нет, к этому слову нельзя задать такой вопрос, вопрос нужно задавать от слова ходили: ходили (куда?) в огород.)
-(Сегодня мы будем учиться отличать действующее лицо от других предметов.)
-(Планировали свою деятельность.)
Результатом работы на данном этапе является __________________________________________________________________________________________
Актуализированы необходимые знания для работы по теме урока, определена тема урока, составлен план урока.
·
·I. Развитие умений – применение знания.
Работа в учебнике.
Упр. 96 Какое действие названо в первом примере? (Пишет.)
– Составьте предложение по рисунку. (Девочка пишет письмо.)
– Кто пишет, производит действие? (Девочка.) Значит, она является действующим лицом. Обозначьте стрелочками связь между словами, называющими действие и лицо.
Девочка пишет (что?) письмо.
– Задайте вопрос к другому слову – письмо. Покажите эту связь стрелкой. А от слова письмо можно задать вопрос к слову пишет?
Обратите внимание, стрелка направлена только в одну сторону.
Работа с примером из другого столбика.
– Какое действие названо в этом примере? (Вырвался.)
– Кто его производит? (Шарик.) Значит, шарик является действующим лицом.
– Запишите предложение по картинке. (Из рук девочки вырвался шарик.)
– Покажите связь между действием и действующим лицом.
– Как называются эти слова в предложении? (Грамматической основой, главными словами.)
– Задайте вопрос(ы) к другим словам. Покажите связь стрелкой.
Упр. 97 –
П. Дополнение к заданию (если позволяет время): на доске изобразить схемы со стрелками:
|_____ _______ __ _______.
Зайчик прячется под деревом.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно?
– Ты сделал задание сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
Коллективно под руководством учителя дети разбирают первую пару примеров.
(Нет, получится бессмыслица.)
- Далее дети работают самостоятельно, проверяют в парах.
- Учащиеся выполняют эти задания в группах. Записывают предложения в тетрадях (Зайчик прячется под деревом. В небе сверкает молния. Кузнечик стрекотал в траве.) Затем от каждой группы читают предложения, задают вопросы к словам.
-(Умение работать с информацией.)
Результатом работы на данном этапе является ____________________________________________________________________________________
– развивается умение отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки.– развивается умение подбирать нужные действия с опорой на рисунки и графически обозначать связь между словами.
– Откройте Рабочую тетрадь. Прочитайте предложение в задании № 4, тема 7–8.
– Какой вариант схемы к нему вы выбрали?
– Здесь есть два слова, которые отвечают на вопрос что? 4 4
– Какое из них является действующим лицом? (Ветер.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
– Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
– Группировать слова по вопросам.
– Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
IV. Домашнее задание.
Упр. 81 («Дидактический материал»).
15