Ковалентная полярная связь. Понятие об электроотрицательности
РАЗДЕЛ «НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» 8 КЛАСС
ТЕМА: «Ковалентная полярная связь. Понятие об электроотрицательности.»
Дидактическая цель: сформировать у учащихся представление об электроотрицательности, о ковалентной полярной связи, опираясь на тему предыдущего урока
№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-0
Повторение:
1. Как образуется связь в молекуле водорода и хлора?
2. Какая связь называется ковалентной и что такое общая электронная пара?
3. Проверка домашнего задания у доски упр.4 и 5 после параграфа 10
Выход на проблему (цель урока):
Сколько электронов на последнем энергетическом уровне имеют атомы водорода и хлора?
Сколько электронов не хватает атому хлора до завершения энергетического уровня?
Сколько электронов не хватает атому водорода до завершения энергетического уровня?
Как вы думаете, какой из этих элементов (водород или хлор) может легче отдать электроны?
Какой из этих элементов легче примет электроны?
Пример про двух спортсменов в приложении.
Цель: в результате овладения содержанием урока у вас должно сформироваться представление об электроотрицательности и полярной ковалентной связи. Предлагаю ответить на 2 вопроса, которые помогут нам сегодня при работе на уроке.
А также предлагаю учащимся на местах в тетрадях выбрать из предложенных на доске формул выбрать соединения с ионным и ковалентным неполярным типом связи
Слайд № 1.
-Предлагаю вам ответить на вопросы.
Ребята, вы все занимаетесь спортом, и я на примере перетягивания каната объясню вам поведение водорода и хлора
- хорошо подумайте и постарайтесь сформулировать цель урока.
- Запишем тему нашего урока «Ковалентная полярная химическая связь».
Слайд № 2.
УЭ-1 Цель: учащиеся должны разобраться, как образуется смещение общих электронных пар
Задание: Попробуйте объяснить по картинке, как происходит смещение общих электронных пар.
В качестве вывода записываем определение:
Электроотрицательность-способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи. - Сейчас, ребята, давайте разберемся, что же произошло с атомами водорода и хлора.
Слайд № 3.
- Какова электроотрицательность у разных неметаллов,
УЭ-2 Цель: уточнить как изменяется электроотрицательность элементов в периоде и группе.
Задание:
Проанализировать расположение элементов в ряду: F> O> N> Cl >Br >S>C> P >Si> H
Вывод записать в тетрадях :Пользуясь рядом электроотрицательности, можно определить куда смещаются общие электронные пары. Они всегда смещены в сторону элемента с большей ЭО. Фтор- самый электроотрицательный элемент. Запишем выводы в тетрадь
УЭ-3 Цель: сформулировать понятие «ковалентная полярная связь» и используя алгоритм научиться составлять схему ее образования.
Задание: записать определение « ковалентная полярная связь».
Акцентировать внимание учащихся на то, что ионная связь образуется только между атомами неметаллов.
Используя алгоритм составить схему образования ионной связи на примере ОF2. Осталось разобраться с тремя вопросами: 1. Дать определение ковалентной полярной связи; 2. Атомы каких элементов участвуют в образовании полярной связи; 3. Как записывать схемы образования ковалентной полярной связи? Давайте сформулируем и запишем определение «ковалентная полярная связь.»
Обратите внимание, что в образовании этой связи участвуют атомы двух разных неметаллов.
Запишите схему образования полярной ковалентной связи на примере ОF2 в тетради.
УЭ - 4 Закрепление.
Цель: акцентировать внимание учащихся на основных моментах данного урока, закрепить полученные знания.
Задание: выполнить задание 2 после параграфа 11 Учащиеся выполняют задание 2, обсуждая ответы с классом.
УЭ-5 Подведение результатов урока:
1.Прочитайте тему урока.
2.Достигли ли мы цели урока?
3.Оценка выполненной работы.
I этап – понятно ли что такое электроотрицательность?
II этап – понятны ли к какому элементу смещаются электронные пары?
III этап – смогли ли вы составить схемы образования полярной ковалентной связи предложенных веществ?
4. Выберите домашнее задание:
Если все понятно и успешно выполнены все задания, рассчитанные на урок - готовиться по параграфу № 11 учебника ; решить задание № 3, после параграфа.
Если пройдены и понятны первый и второй этапы - готовиться по параграфу № 11 учебника, и разобраться с алгоритмом составления схемы образования полярной ковалентной связи на предложенном примере.
Если тема не понята - подойти к учителю за индивидуальным заданием.
Индивидуально.
Вместе с классом.
Каждый ученик делает для себя вывод о количестве понятых этапах заданий.
Приложения
Рисунок № 1
)
? ) )
? ? ) ) )
2 8 3 ) )
? ?
) ) )
2 ? 7 ) ) )
2 ? ? ??Na) ) )
2 8 ? ) ) )
2 8 ?
Пример с перетягиванием каната.
Ребята, вы все занимаетесь футболом и хорошо знаете, что есть много других видов спорта. Образование полярной ковалентной связи можно сравнить с перетягиванием каната.
Представьте себе двух спортсменов одинаковой силы и массы. Они будут тянуть канат, но ни один не перетянет. Так и в соединениях с неполярной ковалентной связью. Общая электронная пара(канат) будет посередине, смещения нет.
Теперь представьте себе двух юных спортсменов: ученик 1 класса ВОДОРОД(1 наружный электрон) и ученик 7 класса ХЛОР(7 наружных электронов).Кто перетянет канат? Ответ очевиден. Конечно же ученик 7 класса! Он сильнее, тяжелее и опытнее…..
Так и в случае образования полярной ковалентной связи. Общая электронная пара (канат) сместится в сторону хлора, как более электроотрицательного элемента.
Приложения
Рисунок № 1
)
? ) )
? ? ) ) )
2 8 3 ) )
? ?
) ) )
2 ? 7 ) ) )
2 ? ? ??Na) ) )
2 8 ? ) ) )
2 8 ?
Рисунок № 2