Урок по химии Водородная связь
МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа»
Открытый урок
по химии в 11 классе
по теме: «Водородная связь»
(в рамках совещания заместителей директора по УМРВологодского муниципального района)13.10.2015г.
Технологическая карта урока
Предмет-Химия
Класс-11
Базовый учебник - О.С. Габриелян. Москва. Дрофа. 2010г.
Тема урока: Водородная связь.
Цель урока:
1) Образовательная: изучить механизм образования водородной связи, её виды, свойства и значения в природе и жизни человека.
2) Развивающая: развитие внимания, наблюдательности, познавательного интереса к предмету.
3) Воспитательная: воспитание бережного отношения к своему здоровью, чувство коллективизма, ответственного отношения к учёбе.
Дидактические задачи урока:
Обеспечить осознанное усвоение знаний и правильное его воспроизведение;
Формирование знаний, умений и навыков в ходе работы с учебником, лабораторной работы, работой с дополнительной литературой;
Формирование УУД (личных, регулятивных, познавательных, обще учебных , логических) в условиях решения учебных и практических задач;
Обобщение и систематизация ЗУНов и УУД.
Контроль за степенью усвоения ЗУНов.
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов.
Место урока в учебном курсе: шестой урок в теме «Строение вещества».
Методы и методические предметы: фронтальная беседа, объяснение учителя, работа с учебником, сообщения учащихся, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся, демонстрация таблиц, моделей, картин.Оборудование: 1) Таблицы «Водородной связи», «Структуры белковой молекулы», «Репликация ДНК», энергия связи C-C, C=C, C=C условные обозначения;
2) Модели молекулы ДНК;
3) Картинки с изображением профессий, связанных с вредным воздействием условий труда на организм человека, снежинок, морозного узора на стекле, подлёдной зимней рыбалки.
4) Реактивы: 1) Соли тяжелых Me: CuSO4, AgNO3
2) Кислоты: HNO3 и H2SO4
3) Щелочи: NaOH и KOH
4) C2H5OH
5) Раствор белка куриного яйца.
5) Посуда: пробирки, штативы для пробирок, зажимы для пробирок, спиртовки, спички, железные баночки.
Структура и ход урока
№
п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
I Организационный
момент Приветствует учащихся Подготовка рабочих мест II Формулировка темы урока
Д/м C2H5OH
CH3COOH
Д/м растворить C2H5OH и CH3COOH в воде.
Д/м модели ДНК
Сегодня мы продолжаем изучать химические связи. Вы изучили ионную связь, знаете, что существует ковалентная связь и в металлах и сплавах-металлическая. С этой связью вы знакомы из курса органической химии 10 класс.
Благодаря этой связи:1) В гомологическом ряду спиртов и карбоновых кислот нет газов; Спирты и кислоты-жидкости.
2)Метиловый и этиловый спирт, уксусная кислота неограниченно раствор в воде в любых соотношениях ;3) Она соединяет спирали полипептидной цепи белка, т.е образует вторичную структуру белковой молекулы;
4)Она соединяет 2 полинуклеотидные цепи ДНК;
5)Благодаря ей существует жизнь на Земле.
В:О какой связи идёт речь?
Итак, тема нашего урока «Водородная связь»
Записываем тему урока
На доске Ответ: это водородная связь.
В тетради
Регулятивные
Девиз урока:
«… Зная типы связей в молекулах любого вещества, можно объяснить его структуру и свойства». Л. Полинг.
В ходе урока мы должны убедиться в справедливости этого высказывания.
III. Целеполагание.
Учитель
Что мы должны узнать сегодня о водородной связи. Давайте сформулируем цели нашего урока и составим план изучения нового материала. Учитель записывает план урока на доске
и формулирует проблемные вопросы:
1.Знаете ли вы ,как образуются снежинки и морозные узоры на стекле?
2.Почему возможна зимняя рыбалка(подледный лов рыбы)?
3.Почему не тонут айсберги?
4.Почему H2O-ж., а H2S-газ, хотя O и S-аналоги( стоят в п.с в 6-A гр.)
На эти и многие другие вопросы мы найдем ответы, изучив водородную связь .Изучать новый материал будем в ходе:
Методы работы: работа с учебником , лаб.работа, сообщения учащихся . Будем развивать наблюдательность, внимание, умения и навыки, анализ, делать выводы.
Повторим понятия:
1)водородная связь
2)денатурация белка
1.обратимая
2.необратимая
3)Репликация ДНК
4)Транскрипция (информация о составе синтезируемого белка на полинуклеотидную связь и РНК.)
5) Трансляция – передача информации о последовательности АК в белковой молекуле в рибосомы, где происходит сборка белка. Учащиеся – составляют план урока и формулу его цели:План.
1.Определение.
2.Механизм образования.
3.Виды связей
1)
2)
4.Характеристика и свойства связи:1)энергия
2)прочность
5.Значение водородной связи в природе и жизни человека.
Регулятивные
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Определение водородной связи 1.Д/м таблица с изображением веществ с водородной связью.
2.Между какими элементами образуется водородная связь? Какой элемент обязательно участвует в образовании этой связи?
Как можно определение этой связи?
Теперь вы можете ответить на вопрос почему H2S- газ, а не жидкость? Ответы учащихся
1.между водородом и электроотрицательными элементами: F,O,N
2.Водород
3.Дают определение водородной связи.
Это химическая связь между атомами водорода одной молекулы(или её части и атомами наиболее электроотрицательных элементов другой молекулы(или её части).
УУД
2.Механизм образования.
В:какие силы участвуют в образовании водородной связи? Работа с учебником параграф 6, стр.48: ответ:
Силы электрич. притяжения(+и-);
Общеучебные3.Виды водородной связи
1.Между чем образуется водородная связь.
1)Внутри молекул?
2)Между молекулами?
2.Как можно назвать связи, которые образуются:
1) между молекулами?
2) внутри молекул?
Ответ:
Образуется между и внутри молекул.
1)Межмолекулярная
2)Внутримолекулярные(белок, ДНК) Логические
4.Характеристика веществ с водородной связью 1.Какова энергия связи?
2.Это маленькая или большая энергия?
Давайте сравним ее с энергией ковалентной
С - С 348кДж/мол
С - С С - С С - С
Алканы алкены алкиныПроблемный вопрос: Что произойдет с веществом, если разрушить водородную связь? Какие факторы способствуют ее разрушению?
Ответы на эти вопросы мы можете найти в ходе химического эксперимента.
Что такое денатурация? Работа с учебником стр.47
Вывод: водородная связь слабая, в 20 раз слабее ковалентной связи.
Это разрушение структур белковой молекулы,в том числе и водородной связи (2 стр.) 5.Лабораторная работа
Исследование факторов, способствующих денатурации белка, денатурирующих факторов) Ребята, представьте, что мы находимся не в классе, а в лаборатории научно-исследовательского института и мы должны выявить факторы денатурации белка
Задание:
Лаборатория №1
Действие на белок солей тяжелых МеCuSO4+белок-
AgNO3
Лаборатория №2
Действие на белок сильных кислот
Белок+HNO3
H2SO4
Лаборатория №3
Действие на белок этилового спирта и t Учащиеся выполняют работу и подводят ее итоги.
Вывод: Денатурирующими факторами являются:
1) соли тяжелых Ме2) сильные кислоты
3) t
4) спирт
5) никотин
6) электромагнитное излучение
7) радиация
Знаково-символические
Познавательные
Коммуникативные
Инструктаж инженера по ТБ (Приложение №3)
Учащиеся знакомятся с высказываниями известных людей о курении и алкоголе:
«Алкоголь уносит больше человеческих жертв, чем самая тяжелая эпидемия»
К.М. Бэр
(сообщение уч-ся, презентация)
5.Значение водородной связи
В природе:
Аномально высокие t кипения =100 С и t плав.=0 С, хорошая растворимость в воде этиленгликоля глицерина и уксусной кислоты, образование снежинок и морозные узоры на стекле, айсберги не тонут в воде, подводная рыбалка-лед не тонет в воде. В жизни человека:
NH3- хладоагент в холод. установкахУчитывать действие денатур. факторов на организм человека.
Д/м картины с изображением снежинок, морозных узоров на стекле, айсберг, подводная рыбалка, профессии ( вредные для здоровья) V. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Итак, что вы узнали сегодня о водородной связи?
Давайте обобщим все наши знания в виде синквейнаДелают общий вывод по плану урока
Коллективно составляют синквейн:
Водородная связь
Межмолекулярная, внутримолекулярная, слабая.
Соединяет, изменяет, разрушается.
Без связи этой-нет белка и ДНК,
Нет жизни на планете.
Самая значимая связь Коммуникативные
VI. Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и решения задач
Самостоятельная работа по вариантам:
Сильные ребята - выполняют тестовую работу(сколько успеют за 10 минут)
Слабые ребята - дописывают предложения в «Характеристике водородной связи» VII. Рефлексия деятельности
Предлагает ответить на вопросы
1) «Сегодня на уроке…»
2) Отметить свои достижения на «Лестнице успеха» Регулятивные
VIII. Домашнее задание:
Параграф №6,записи в тетради. Творческое задание:упр.9-сообщение о химическом действии на организм курения и употребления никотина. Доп. материал о водородной связи.