Мастер — класс: : Берегите наш прекрасный русский язык»
Мастер-класс
Тема: Берегите наш прекрасный русский язык»
- Свой мастер-класс я бы хотела начать со слов русского писателя И.С. Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
-Какие вопросы могут возникнуть при чтении этой фразы?
Зачем беречь русский язык?
Что в нём беречь? Как?
Кто должен это делать?
От чего нужно беречь?
- Мы осознаём необходимость бережного отношения к языку, богатство которого создавалось на протяжении многих лет. Но мы не умеем этого делать. Я предлагаю поработать над одной из предложенных проблем:
От чего нужно беречь русский язык?
Что его искажает?
- Предложите возможные варианты для решения этой проблемы:
Неправильное употребление слов
Использование слов-паразитов
Повтор одинаковых (однокоренных) слов –тавтология
Неправильное построение высказывания
Неправильная постановка ударения в словах
- Давайте поработаем над некоторыми из предложенных вариантов, самыми распространёнными в нашей речи. Например: постановка ударения в словах. Я предлагаю вам расставить ударение в предложенных словах:
квартАл кАшлянуть
кУхонный договОр
жалюзИ понялА
звонИт началсЯ урок
каталОг срЕдства
грУшевый пулОвер
украИнский заплЕсневеть
-Может, есть ещё слова в которых вы затрудняетесь поставить правильно ударение?
-Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто ,стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Тут вот и появляются в нашей речи слова-паразиты.
-Познакомьтесь со следующим текстом, диалогом двух ребят.
-Какие речевые ошибки допущены в тексте?
-Отредактируйте текст, убрав слова-паразиты.
-Зачитайте, полученный текст.
-Обратите внимание, как изменился объем текста. Как же бороться со словами-паразитами?(предложения)
-Очень обидно, когда в разговоре не находят нужных слов. Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим.
-Я сейчас вам зачитаю стихотворение Хайта.
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
-Может кто-то вспомнит оригинал?
-Что здесь не так?
-Вы проявили себя настоящими знатоками русского языка, и я предлагаю выполнить небольшой тест.
(тест)
-Был ли полезен сегодняшний разговор?
15