Конспект урока по математике Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

Брянская область
Стародубский район
МБОУ «Мишковская СОШ»
Руденок Антонина Владимировна
Общий приём сложения однозначных чисел
с переходом через десяток
УМК: «Школа России» Математика, 1 класс (I-II ч), М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова: М., Просвещение, 2012
Цели и задачи:
- познакомить с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
- закрепить знания состава чисел первого десятка;
- решать простые задачи, выполнять геометрические построения;
- развивать воображение, навыки логического мышления;
- воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль, пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и результат.


Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint 2007, учебник математики для 1 класса (II ч), карточки с примерами и тесты для учащихся.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд №1
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс
Математика у нас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим близким и друзьям, пожелайте им добра и любви.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами снова окажемся в сказке.
Где играют дружно, считают умело,
Там и сказке можно появиться смело.
2.Сообщение темы, постановка целей и задач урока.
- Дети! Идя на урок, я повстречала девочку. Она горько плакала. Кто её мог обидеть?
Как ей помочь?

3. Устный счёт. Слайд №2.
1) - Растворим капельки-слёзы и узнаем ключ.
Решите на карточках примеры. С помощью ключа мы узнаем обидчика девочки.

КЛЮЧ: 1 – Е, 5 – Д, 7 – У, 10 – И, 14 – Г, 16 – Б, 17 – С, 18 – Л

- Узнали обидчиков? Это – Гуси-лебеди.

2) - Что же сделали Гуси-лебеди? Куда они унесли братца? Слайд №3.
Вспомните СОСТАВ ЧИСЛА 10:
10 - это 1 и 9; 10 - это 2 и 8; 10 - это 3 и 7; 10 - это 4 и 6; 10 - это 5 и 5.

Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Лесная история».

- Выбежали зайцы на поляну – прыг-скок, прыг-скок ( барабанят подушечками пальцев по парте).
- Пришла лиса. Она шла тихо и осторожно ( мягко нажимают на подушечки пальцев по парте).
- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы ( покачивают кистью рук то в одну, то в другую сторону).
- Зайцы увидели её и бросились врассыпную ( ударами всех пальцев обеих рук имитируют заячьи прыжки).



4. Повторение. Слайд №4.
- А теперь в путь. Но перед нами лес. Как найти дорожку? Дополните до 10 числа – узнаете.
Тест: выбрать правильное число, дополнив данное до 10.

5. Изучение нового материала. Слайд №5.
- Теперь можно отправиться в лес на выручку братца. Перед нами стоит ПЕЧКА. Она нам приготовила задачку. Составьте по рисунку условие и решите.
Задача: Было 9 пирожков. В печке испеклись ещё 4 пирожка. Сколько всего пирожков?
Решение задачи:
- О чем говорится в задаче?
- Сколько было пирожков?
- Сколько ещё пирожков испеклись?
- Что надо узнать? Как? Каким действием?

Слайд №6. Назовите первое слагаемое (9). Разложим изображения пирожков в таблицу с 10 ячейками в ряду.
- Назовите второе слагаемое (4).
- Как к 9 прибавить 4? (Предположения детей)
- Число 4 к числу 9 прибавим по частям. Сначала дополним 9 до 10, для этого прибавим к 9 число 1. Сколько ещё осталось прибавить? (3)
Записать это можно так: 9+4=13 (п.)

6. Осознание и запоминание.
1) Скажите, как прибавили число 4 к числу 9?
Прочитайте объяснение в учебнике на с. 58
и на слайде. Слайд №7.
2) Решение примеров из учебника,
№ 1 с.64Детям предлагается вычислить с устным объяснением примеры: 8+4
/\
2
Ученик объясняет: Надо к 8 прибавить 4. Чтобы 8 дополнить до 10 надо прибавить 2. 4 - это 2 и 2. Сначала прибавлю 2, получу 10, затем прибавлю остальные 2, получу 12.
Аналогично ученик у доски объясняет следующие примеры: 6+5, 7+4.
Работа в парах: №4 с.4
Дети первого ряда в паре объясняют решение первой строки примеров, 2 ряд – вторая строка, 3 ряд – третья строка. Рассуждают так: (первый пример первой строки)
- Надо 9+1+3. Сначала к 9 прибавлю 1, получу 10, затем прибавлю 3, получу 13. 1 и 3 - это 4. Значит, всего к 9 прибавили 4, получили 13.
- Надо 12-2-6. Сначала из 12 вычту 2, получу 10, затем вычту 6, получу 4. 2 и 6 - это 8. Значит, всего из 12 вычли 8, получили 4.
Выборочно проводится проверка решений. Учитель просит отдельных учеников объяснить, как выполняли сложение или вычитание (последние примеры) и сколько всего прибавили или вычли.



Физминутка: Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Быстро, бесшумно на воду садятся.
Лебеди летели и на воду сели.
Сели,посидели,снова полетели.



3) Слайд №8. Перед нами ЯБЛОНЬКА. Девочке нужно стрясти спелые яблочки.
Запишем примеры и решим их. (Дети записывают примеры на доске и в тетрадях с устным объяснением.)
- А теперь сравните получившиеся значения. У какого яблочка значение больше, то и упадёт.

7. Закрепление. Слайд №9.
1) - Ещё одно препятствие – Молочная РЕКА Кисельные берега. На ней мостик. Он сломан. Нужно починить: вставьте дощечки (знаки + или –) так, чтобы равенства оказались верными.

2) Слайд № 10.
- Забрала девочка братца и побежала домой. Пока Гуси-лебеди проснулись, её и след простыл. Баба Яга послала их вдогонку. Но путь неблизкий. Сил у гусей хватит только на 9 вёрст. Смогут ли они догнать девочку? Узнайте длину пути, измерив длину ломаной в учебнике №5 с. 65, если считать 1см=1 версте. (Нет, не догонят. Длина ломаной 10см)

8. Рефлексия
Закройте глаза, вспомните все задания, которые мы выполняли на уроке.
Какие задания вам больше всего понравились?
В каких заданиях испытывали трудности?
Что особенно запомнилось? Почему?

Оцените свою работу с помощью «смайликов»


9. Итог урока. Слайд № 11.
Мы славно поработали,
Урок к концу идёт.
Вон на дорожке видите,
Алёнушка братца ведёт.
А вас, ребята, она поблагодарит за то, что помогли преодолеть все трудности, что встречались на её пути.
Окончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что Алёнушке вы так пригодились.
Вот и сказки конец, а кто слушал- Молодец!!!
15