Конспект урока по математике Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток 
Брянская область
Стародубский район
МБОУ «Мишковская СОШ»
Руденок Антонина Владимировна
Общий приём сложения однозначных чисел 
с переходом через десяток 
УМК: «Школа России» Математика, 1 класс (I-II ч), М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова: М., Просвещение, 2012
Цели и задачи: 
- познакомить с общим приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
- закрепить знания состава чисел первого десятка;
- решать простые задачи, выполнять геометрические построения;
- развивать воображение, навыки логического мышления;
- воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль, пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и результат.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint 2007, учебник математики для 1 класса (II ч), карточки с примерами и тесты для учащихся.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд №1 
Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс
Математика у нас!
   Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим близким и друзьям, пожелайте им добра и любви.
  Дорогие ребята, сегодня мы с вами снова окажемся в сказке.
Где играют дружно, считают умело,
Там и сказке можно появиться смело. 
2.Сообщение темы, постановка целей и задач урока.
- Дети! Идя на урок, я повстречала девочку. Она горько плакала. Кто её мог обидеть? 
Как ей помочь?                                   
3. Устный счёт. Слайд №2.
1) - Растворим капельки-слёзы и узнаем ключ.
     Решите на карточках примеры. С помощью ключа мы узнаем обидчика девочки.
    КЛЮЧ: 1 – Е, 5 – Д, 7 – У, 10 – И, 14 – Г, 16 – Б, 17 – С, 18 – Л
    - Узнали обидчиков? Это – Гуси-лебеди.
2) - Что же сделали Гуси-лебеди? Куда они унесли братца? Слайд №3.
       Вспомните СОСТАВ ЧИСЛА 10:
            10 - это 1 и 9; 10 - это 2 и 8; 10 - это 3 и 7; 10 - это 4 и 6; 10 - это 5 и 5.                                                                            
Физминутка:  Пальчиковая гимнастика «Лесная история».                       
  - Выбежали зайцы на поляну – прыг-скок, прыг-скок ( барабанят подушечками пальцев по парте).
- Пришла лиса. Она шла тихо и осторожно ( мягко нажимают на подушечки пальцев по парте).
- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы ( покачивают кистью рук то в одну, то в другую сторону).
- Зайцы увидели её и бросились врассыпную ( ударами всех пальцев обеих рук имитируют заячьи прыжки).                                                   
 4.  Повторение. Слайд №4.
- А теперь в путь. Но перед нами лес. Как найти дорожку? Дополните до 10 числа – узнаете.
Тест: выбрать правильное число, дополнив данное до 10.        
5.  Изучение нового материала. Слайд №5.
- Теперь можно отправиться в лес на выручку братца. Перед нами стоит ПЕЧКА. Она нам приготовила задачку. Составьте по рисунку условие и решите.
Задача: Было 9 пирожков. В печке испеклись ещё 4 пирожка. Сколько всего пирожков?
Решение задачи: 
- О чем говорится в задаче?
- Сколько было пирожков?
- Сколько ещё пирожков испеклись?
- Что надо узнать? Как? Каким действием? 
Слайд №6. Назовите первое слагаемое (9). Разложим изображения пирожков в таблицу с 10 ячейками в ряду.
- Назовите второе слагаемое (4).
- Как к 9 прибавить 4? (Предположения детей)
- Число 4 к числу 9 прибавим по частям. Сначала дополним 9 до 10, для этого прибавим к 9 число 1. Сколько ещё осталось прибавить? (3)
      Записать это можно так: 9+4=13 (п.)     
 6. Осознание и запоминание.
       1) Скажите, как прибавили число 4 к числу 9? 
                Прочитайте объяснение в учебнике на с. 58 
               и на слайде. Слайд №7.   
       2)  Решение примеров из учебника, 
           № 1 с.64Детям предлагается вычислить с устным объяснением примеры: 8+4
                                                                                                                      /\
                                                                                                                     2 
Ученик объясняет: Надо к 8 прибавить 4. Чтобы 8 дополнить до 10 надо прибавить 2. 4 - это 2 и 2. Сначала прибавлю 2, получу 10, затем прибавлю остальные 2, получу 12.
Аналогично ученик у доски объясняет следующие примеры: 6+5, 7+4.
Работа в парах: №4 с.4
Дети первого ряда в паре объясняют решение первой строки примеров, 2 ряд – вторая строка, 3 ряд – третья строка. Рассуждают так: (первый пример первой строки)
- Надо 9+1+3. Сначала к 9 прибавлю 1, получу 10, затем прибавлю 3, получу 13. 1 и 3 - это 4. Значит, всего к 9 прибавили 4, получили 13.
- Надо 12-2-6. Сначала из 12 вычту 2, получу 10, затем вычту 6, получу 4. 2 и 6 - это 8. Значит, всего из 12 вычли 8, получили 4.
Выборочно проводится проверка решений. Учитель просит отдельных учеников объяснить, как выполняли сложение или вычитание (последние примеры) и сколько всего прибавили или вычли.      
Физминутка:      Лебеди
                           Лебеди летят, крыльями машут.
                           Прогнулись над водой, качают головой.
                           Прямо и гордо умеют держаться,
                           Быстро, бесшумно на воду садятся.
                           Лебеди летели и на воду сели.
                           Сели,посидели,снова полетели.
       3) Слайд №8. Перед нами ЯБЛОНЬКА. Девочке нужно стрясти спелые яблочки.
              Запишем примеры и решим их. (Дети записывают примеры на доске и в тетрадях                     с устным объяснением.)
      - А теперь сравните получившиеся значения. У какого яблочка значение больше, то и    упадёт.                                                                                                                                                                                 
7.  Закрепление. Слайд №9.
      1) - Ещё одно препятствие – Молочная РЕКА Кисельные берега. На ней мостик. Он сломан. Нужно починить: вставьте дощечки (знаки + или –) так, чтобы равенства оказались верными.                                                                                                                             
2) Слайд № 10.
- Забрала девочка братца и побежала домой. Пока Гуси-лебеди проснулись, её и след простыл. Баба Яга послала их вдогонку. Но путь неблизкий. Сил у гусей хватит только на 9 вёрст. Смогут ли они догнать девочку? Узнайте длину пути, измерив длину ломаной в учебнике №5 с. 65, если считать 1см=1 версте. (Нет, не догонят. Длина ломаной 10см)                                         
    8. Рефлексия 
Закройте глаза, вспомните все задания, которые мы выполняли на уроке.
Какие задания вам больше всего понравились? 
В каких заданиях испытывали трудности? 
Что особенно запомнилось? Почему?
Оцените свою работу с помощью «смайликов»
    9. Итог урока. Слайд № 11. 
Мы славно поработали,
Урок к концу идёт. 
Вон на дорожке видите,
Алёнушка братца ведёт.
   А вас, ребята, она поблагодарит за то, что помогли  преодолеть все трудности, что встречались на  её пути.
Окончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам 
За то, что упорно и дружно трудились,
Что Алёнушке вы так пригодились.
Вот и сказки конец, а кто слушал- Молодец!!!
15