Конспект урока на тему Роль глагола в разных стилях речи 
Тема урока: «Роль глагола в текстах разных стилей»
Цель урока: дать представление о роли глагола в текстах разных стилей; 
Задачи урока:  обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.
Тип урока - обобщение и систематизация  знаний. 
Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстовыми заданиями, персональный компьютер.
Ход урока.
I Организационный момент.- Добрый день, ребята!  Присаживайтесь, пожалуйста.    Меня зовут Екатерина Сергеевна.  Я  надеюсь,  что вы поможете мне провести очень хороший урок русского языка. А я буду стараться, чтобы вам было интересно.
           II Вступительное слово учителя. 
Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?
 «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Н. Греч
- Конечно, это глагол. Как вы понимаете эти слова?( Животворит – одухотворяет).
 - На прошлых уроках мы говорили о синтаксической роли глагола в словосочетании, предложении и в художественных текстах.  Помимо художественного стиля речи есть ещё и другие стили.
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Роль глагола в текстах разных стилей)
- Изначально слово глагол обозначало просто слово, а «глаголить» значило говорить. Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу языка в разных стилях речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».
 III Тема урока
Попробуем сформулировать цели урока:
Знать: какую роль играют глаголы в тексте.
Уметь: находить глаголы, определять их значение/
- Вы уже знакомы с употреблением глагола в художественном стиле. 
- А какие еще стили речи вы знаете? (официально-деловой, разговорный публицистический, научный)
 -  Посмотрите на экран. На уроке мы будем работать с глаголами на основе трех стилей: публицистическом, официально-деловом и разговорном. А в конце нашего занятия мы выполним небольшую самостоятельную работу.
- Класс поделен на 3 группы: 1 ряд- публицистический стиль, цвет этой группы зеленый. 2ряд- официально-деловой стиль, их цвет –красный. 3 ряд -разговорный стиль, цвет -синий.  Знания каждой из команд будут отображаться с помощью их цвета на экране.  У каждой из команд есть три задания на карточках. Ими вы будете пользоваться при выполнении заданий.
- Итак, приступаем к работе !Публицистический стиль
Фронтальный опрос. (работает весь класс)
- Для того чтобы выполнить задание, нужно вспомнить основную информацию об этом стиле.
- Назовите сферу применения этого стиля? (газеты, журналы, телевидение, выступления на митингах, собраниях).
- Перечислите основные стилевые черты. (призывность, яркость, эмоциональность)
- Какие языковые средства используются в этом стиле?( обращения, риторические вопросы, побудительные предложения, общественно-политическая лексика)
- Теперь можно приступить к заданию.
- Прочитайте текст в карточке под номером 1 и подумайте к какому стилю речи относится этот текст.
(чтение текста учащимися)
Карточка№1
Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но я так думаю, — закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой. 
М.Шолохов.  Наука ненависти
-Слово учителя:
-  Совсем скоро вся страна и мы с вами будем отмечать День Защитника Отечества. 
Нашу страну, наш народ на протяжении ее истории  много раз защищали наши доблестные воины.  Они побеждали в самых трудных битвах и сражениях, выигрывали самые  тяжелые войны, последней из которых была Великая Отечественная война 1941-1945 годов, унесшая 27 миллионов жизней. Победой  в   этой войне мы обязаны всем: рядовым и генералам, женщинам и старикам, а еще детям, которые были вашими сверстниками или старше вас. Вот почему на сегодняшнем уроке весь текстовый материал будет посвящен  именно этому тяжелейшему испытанию, выпавшему на долю нашей Родины.
(ответы  детей)
- Да, это отрывок написан в публицистическом стиле. А написал его наш земляк Михаил. Алекс. Шолохова.
- Сформулируйте основную мысль данного текста.(2 противоположных чувства помогают человеку противостоять врагу, несмотря ни на что идти к победе).
- Перечислите 1 группа по цепочке все глаголы в тексте.
- С помощью каких глаголов автором выражено отрицательное отношение героя к войне? (причинили, пришлось страдать, заставляет драться).
- Найдите в тексте,  с помощью каких глаголов  Герасимов говорит о другом, совсем противоположном чувстве?(приведут, хранится, будет храниться, бьются, улыбнулся).
-  Какие морфологические признаки глаголов (время, лицо, число, наклонение), употребленных  в данном тексте, позволили автору придать  ему достоверность и выразительность? Докажите на примерах.
- Молодцы, справились совсем трудным заданием. Делаем вывод.
-  Так какова же роль глаголов в публицистическом стиле?( Глаголы подчеркивают характер героев, помогают нам увидеть говорящего и услышать его, оценить персонаж, делают речь более понятной, вырпзительной.)
Официально-деловой стиль
Фронтальный опрос.
- Какие же основные стилевые черты у этого стиля? (точность формулировок, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текста…)
- Назовите сферу применения этого стиля?  (различные документы)
- Прочитайте текст в карточке под номером 2 и попробуйте доказать почему этот текст относится  к офиц.-деловому стилю?
(чтение учащимися)
Карточка №2
«Выдержка из директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г.
Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) заявляют, что в навязанной нам войне с фашистской Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Теперь все зависит от нашего умения быстро организоваться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом. <…>». Итак, 2 группа работает, остальные помогают и добавляют ответы.
- Почему этот текст относится  к офиц.-деловому стилю?(это документ-заявление, сжатое и лаконичное изложение текста, построен текст по клише…)
- Напишите все глаголы в тексте. (1 у доски) А остальные отвечают на вопрос:
- Какое значение имеют глаголы в данном тексте?
- Молодцы., справились с этим заданием.
Физминутка.
- Поработали, пора и отдохнуть.
- Встали, расслабились, выполним несколько упражнений:
- брови свести и развести;
- глаза прищурить, затем широко открыть;
- губы максимально растянуть в улыбке, а теперь поджать;
- шею максимально вытянуть, опустить;
- плечи свести и развести;
- руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учёбе.
Свою пока не нашла.
Разговорный стиль
-  Теперь  послушайте и догадайтесь ,это признаки какого стиля речи.
Преобладает устная форма общения (обычно диалог), возможен монолог, речь заранее не готовится. Используется в обыденной речи, в беседах. Цель его   -общение, обмен мыслями, впечатлениями.
-Молодцы. Разговорный стиль.
3-я команда выполняет задание.
Определить какие из глаголов относятся к разговорному стилю на интерактивной доске:
Сносит (башку), задумывались, купились (на шутку),  зашкаливает, сосредоточился, доминировать, подевался (куда),  обращаться.- Отлично справился с заданием, проходи на свое место.
- А сейчас возьмите карточки под №3. Прочитайте и подумайте, о чем здесь идет речь.
Карточка №3.
  Он встает и, подсев к мальчику на нары, вполголоса и, как я понимаю, не
в первый раз инструктирует его:
     - ...В  овраге  держись самого края. Помни: весь низ минирован...  Чаще
прислушивайся. Замирай и прислушивайся!.. По траншеям ходят патрули, значит,
подползешь  и  выжидай!..  Как  патруль  пройдет - через  траншею  и  двигай
дальше...
     Я звоню командиру пятой роты Гущину и, сообщив ему,  что он остается заменя,  отдаю необходимые распоряжения. Положив  трубку,  я снова слышу тихий голос Холина:
     -  ...будешь  ждать  в  Федоровке...  На рожон не  лезь! Главное,  будь
осторожен!
     -  Ты  думаешь,  это  просто  -  быть  осторожным?  - с  едва  уловимым
раздражением спрашивает мальчик.
     - Знаю!  Но ты будь!  И помни  всегда:  ты не один! Помни: где бы ты ни
был, я все время думаю о тебе. И подполковник тоже...
                                                                                        (  В. Богомолов « Иван»)
-  Так о чем идет речь в этом тексте? (мальчик уходит на задание…….)
-   Назовите глаголы.   Насколько важны глаголы в разговорном стиле?      (Главная, ключевая роль)
-  В состав какой лексической единицы входят некоторые глаголы, например, на рожон не лезь?(фразеологизм) Для чего автор применяет фразеологизм в разговорном стиле?
 -  Глаголов какого наклонения больше всего в данном диалоге? Чем это объяснить?
-Какова же роль глаголов в разговорном стиле?( Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность).IV Подведение итога урока.Домашнее задание: страница №  …, упр.№…...Списать данный текст и определить стили речи.
- Сейчас вы, работая  в группах, подведете итог нашему занятию.
1-я группа.  Готовит статью-размышление на тему  «« Мир  -  это самое главное для всех»- 5 предложений. Постарайтесь употребить в своей статье как можно больше глаголов.
2-я группа.    Придумывает письмо народам всего мира от учеников 6 класса -5 предложений, используя официально-деловой стиль стиль, на тему  «Нам не нужна война!».
 3-я группа Составляет диалог из 5 реплик, используя глаголы , употребляемые в разговорном стиле, на тему «Сегодня в нашей школе проходит конкурс -конкурс учителей»
-  Чем вам запомнится  сегодняшний  урок? 
-Мы сегодня еще раз убедились, что глагол - живая и подвижная часть речи. Богатство русского языка позволяет не только назвать слово, действие, но и выразить разнообразные оттенки значения.
- Спасибо вам, дети, за участие в уроке! А еще берегите мир!    Всегда помните о тех, кто его отстоял!
.