Конспект урока для начальных классов «Именованные числа. Обобщение»


Тема: Именованные числа. Обобщение. (IV класс).
Цель: способствовать осознанию учениками практической значимости приобретенных ими знаний по этой теме. Задачи: 1.обобщить знания по теме на основе интеграции курсов «Математика», «Окружающий мир», и придать им практическую направленность;
2.способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта;
развивать логическое мышление и пространственные представления;
4.проверить качество усвоения знаний по теме.
Оборудование:
линейки, индивидуальные карточки с заданиями текстового характера,метровая линейка, сантиметровая лента, энциклопедический словарь, карточки с числами 10,100,1000, 60.
План.
I.Постановка учебной задачи: открывать новое в известном.
II.Актуализация знаний. 1.Сегодня мы с вами отправляемся в мир, в котором живут именованные числа. Перед учащимися ставится проблема.
- Вспомните, какие числа мы называли именованными числами?(обсуждение вопроса в группах)
На доске выставляется схема:
Именованные числа

Единицы длины Единицы площади
(мм, см, м, км…) (мм2,см2,м2,км2…)

Единицы массы Единицы времени
(г,кг,т…_) (сек,мин,час.)
2. Сочетания устной работы с практической «Мир единицы длины».
— Назовите все известные вам единицы длины, начиная с наименьшей
Почему при измерениях мы отдаем предпочтение метру, сантиметру и т.д.?
Где в таблице мер длины встречается число 10? 100? 1 000? 60?
В жизни довольно часто приходится производить различные измерения. На доске перечислены некоторые из них, например, надо измерить:
длину пальца;
расстояния между городами;
ваш рост;
высоту дерева; и т.д.
— Какие измерения вы можете произвести уже сейчас?
— Какие инструменты и приспособления могут вам понадобиться?
— Какими единицами измерения вы будете пользоваться?
Ученики по выбору называют и показывают, как они смогут произвести измерения. Учитель поощряет вариативность предлагаемых способов действия.
Задание: «Может ли рост, взрослого человека быть равен 160 см, 1750 мм, 39 дм?»
Практическая работа:
1.измерить рост одного из мальчиков (рост Вани).
2. измерить рост девочки (рост Лены).
3. сравнение.
4.вывод.
Информация из истории математики: «Самый легкий и древний способ измерения высоких предметов применил греческий мудрец Фалес за шесть веков до нашей эры. Ему предстояло измерить высоту египетской пирамиды. Фалес избрал день и час, когда длина его собственной тени равнялась его росту. Высота пирамиды должна была в этот момент равняться длине отбрасываемой тени. Измерить тень не составило большого труда».
III.Проверка знаний. Самостоятельное выполнение заданий текстового характера. «Мир единицы массы»
Подчеркни «лишнюю» единицу измерения: 1 кг, 1 г, 1 сут, 1 ц, 1 т.
Замените величины:
3.Сравните: что больше?:
а) 1 кг муки или 2 кг пшена;
б) 1кг муки или 1000г пшена;
4. Решение задачи: 340кг огурцов, собранных за всё лето с участка, разложили в банки по 2 кг и засолили. Сколько получилось банок?
Беседа на тему: «Какие профессии людей связаны с данными заданиями?» Проблемная ситуация. (добавить рисунки)
IV.Психологическая разгрузка.Задание на проверку глазомера. Двум парам учащихся предлагается показать названные величины, не используя при этом никаких измерительных инструментов.
Длина китайского крокодила — 2м 50 см. Наиболее крупный крокодил (щучий аллигатор) в длину достигает 6 м 30 см.
Точность выполнения задания проверяется сравнением данных чисел.
V.« Мир единицы площади» Решение задач по применению имеющихся знаний.
1.Предварительная подготовка: посчитать длину плинтуса класса.
—В процессе решения этой задачи мы нашли сумму длин сторон нашего класса.
—Как это назвать иначе? (Периметр.)
—Что такое периметр?
—Как еще можно вычислить периметр?
2.Работа с геометрическими фигурами. Нахождение площадей данных фигур.
Учитель заранее чертит на доске следующие геометрические фигуры.
—Назовите изображенные геометрические фигуры. Измеряя длину и ширину, найдите площадей данных фигур?
S = а*в
S = а*а
S = ?
Ставится проблема перед учащимися, как найти S треугольника.
Поисковая работа по решению проблемы.
Практическая работа.
«Мир единицы времени»
Разноуровневые задания.
1.
2. 3.
1.Швея шьет одно платье за 3600сек,а ее ученица на это в 2 раза больше времени тратит. За какое время ее ученица сошьет одно платье. Вырази ответ в часах.
2.Папа работает на Севере 366 суток,а мама – полгода.Сколько суток мама работала на Севере или сколько месяцев.
3.Маме -45 лет,а папа на 6 лет старше матери,бабушка-на30 лет старше папы.Сколько лет бабушке.
Ученики самостоятельно выбирали для себя задания и решали.Объяснение.
Вывод: 1 час=60мин. 1сут.=24часа 1год=12мес.
1мин=60сек. 1век=100лет 1год=365(366)сут.
VI. Рефлексия.
—Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Какие знания, приобретенные на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем.
Вывод: Именованные числа: единицы времени, единицы длины, единицы массы, единицы площади. Они всегда с нами, сопровождают нас всю жизнь: едешь на автобусе, на поезде ,бегаешь по улице, работаешь, учишься в школе и.т.д.
Знаю
Я запомнил

смог