Технологическая карта урока урока по русскому языку на тему Этикетные слова


Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 5 классе
Учитель русского языка и литературы МКОУ Краснолипьевская СОШ Иволгина Марина Николаевна
Предмет Русский язык
Класс 5
Учебник: Русский язык. 5 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская,С.И. Львова,В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013.
Название раздела: Культура речи.
Тема урока: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: создать условия для осознания обучающимися важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
Задачи:
Образовательная: способствовать закреплению нахождения и объяснения орфограмм в корне слова; познакомить с терминами этикет, этикетные слова, закрепить знания о речевой ситуации.
Развивающая: продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова.
Воспитательная: способствовать формированию навыков нравственного поведения, культуры общения и экологической культуры личности.
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать закреплению нахождения и объяснения орфограмм в корне слова; познакомить с терминами этикет, этикетные слова; способствовать закреплению термина речевая ситуация.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: мультимедийная аппаратура, компьютер, раздаточный материал.
Структурные параметры
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация к учебной деятельности Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Сегодня у нас не обычный урок, а только фрагмент. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника
2. Актуализация знаний, словарная работа - Запишите сегодняшнюю дату.
- Ключевое слово темы нашего урока вы определите, отгадав загадки:
1.Эта буква роет ямы,Вторит окрику упрямоИ на палочке потомШоколадным тает льдом.Ответ: буква Э(экскаватор, эхо, эскимо)
( Все буквы прикрепляет на доске)
2.Живет в нем вся Вселенная,А вещь обыкновенная.(Телевизор)
3.Тебе дано,А люди им пользуются.(Имя)
4.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
5.Енот жуёт, жуёт енот,Ежевику он жуёт,И на розовой стене Он рисует букву ... Е
6.Она на антенну похожаИ на зонт как будто тоже. (буква Т).
- Какое слово получилось?
- Каково его лексическое значение?
- Найдите толкование в словаре
Демонстрация видеоролика
- Ребята! Ответьте, пожалуйста, на вопрос, заданный героем сюжета.
- Образуйте с помощью суффикса Н от имени существительного ЭТИКЕТ имя прилагательное, и вы узнаете синоним словосочетания вежливые слова
Определите тему урока.
Учащиеся записывают число.
Отгадывают загадки.
Читают получившееся слово.
Высказывают версии.
Поиск значения слова в словаре.
Отвечают на вопрос.
Образуют прилагательное ЭТИКЕТНЫЕОпределяют тему урока.
Записывают в тетрадь. Познавательные: выбор критериев для классификации материала.Коммуникативные:
уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.
Регулятивные: планирование, целеполагание
3. Целеполагание - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Ставят цели.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему и цель совместно с учителем.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
Этап реализации
4. Работа в парах - А какие этикетные слова вы знаете?
- От чего зависит выбор того или иного этикетного слова?
- А сейчас поработаем в парах. Я предлагаю вам выбрать из предложенного материала слова, соответствующие определенной группе, вставить пропущенные буквы, наклеить их на лист.
Предлагает слайд для самопроверки
- Вспомните, пожалуйста, в каких литературных произведениях знание этикетных слов и их правильное употребление помогало героям. Приводят примеры.
Определяют речевую ситуацию.
Работают в соответствии с заданием учителя
Выполняют самопроверку.
Отчет пар по выполнению задания.
Называют известные им произведения Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и следовать им; слушать и понимать речь других; работать в группе.
Познавательные: учиться отбирать материал для сообщения, находить ответы на вопросы.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в группе.
5. Практикум речевых ситуаций - А сейчас я предлагаю вам стать участниками небольшой сценки.
- Прочитайте текст по ролям.
- Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
- Почему смешон Вася?
- Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместны в данном разговоре?
- Можно ли употреблять такие слова?
- Измените этот диалог и разыграйте сценку в исправленном виде. Чтение диалога по ролям
Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?
В а с я: Чао!
Д о к т о р: На что вы жалуетесь?
В а с я: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Д о к т о р: Температуру измеряли?
В а с я: Да я градусник вчера кокнул!
Д о к т о р: А как же лечились вчера, например?
В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Д о к т о р: Да... Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.
Коммуникативные: уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать вывод; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь собеседников; с точностью и полнотой выражать свои мысли.
6. Рефлексия
У вас на столах лежит «сотовый телефон». Пожалуйста, напишите SMS своему другу о том, как прошёл фрагмент урока, что было интересно, какие были затруднения. И, если было всё понятно, раскрасьте «клавиши телефона» в красный цвет, а если остались вопросы по теме, то в синий цвет.
Не забудьте оценить свою работу в листах результативности Работа с «телефоном» и листками результативности. Познавательные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
7. Домашнее задание Домашнее задание будет на выбор:
1. Найти и записать пословицы о вежливости и о вежливых словах.
2. Выбрать любую ситуацию, составить и записать диалог
1) « Встреча друга».
2) « В библиотеке».
3) «Приглашение в кино».
4) « В магазине».
5) « На перемене в школе». Читают задание, слушают инструктаж. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Резерв:
Работа с этикетными словами отказа.
Работа с пословицами