Педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя
«Педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя» Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приносят огромную пользу в воспитании детей. Материал, даваемый на музыкальных занятиях, должен быть согласован с воспитателями групп и отражать собою содержание текущей педагогической работы. Взаимное понимание воспитательных целей, единств методов работы, взаимопомощь – все это необходимо для того, чтобы успешно осуществить задачу музыкального воспитания.
Хорошим, товарищеским взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями я придаю большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для ведущих занятие взрослых, так и для детей, воспринимающий музыкальный материал.Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от воспитателя большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.Цель- музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.Задачи:Профессиональные задачи
музыкального руководителя ДОУ Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе;
2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду;
3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий;
4. Работа с родителями (консультации, индивидуальная беседа.) 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, игры, танцевальные движения, следить за выполнением заданий;2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
( Музыкальный уголок.);
3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей;
4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей;
5. Работа с родителями.
Выполняя свои профессиональные задачи, музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя друг друга, создают положительный эффект.
Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.
Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:
- приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;
- продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;
- во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.
Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.
center5743575
Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:
Музыкальный руководитель Воспитатель
1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе. 1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.
2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).
3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.) 3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.
4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников. 4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.
5. Отсутствует система работы с семьей.
Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:
осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
знать свои профессиональные функции и познакомить с ними воспитателей;
проанализировать свою работу с воспитателями;
провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
активно участвовать в методической работе ДОУ.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
взаимные посещение занятий с последующим обсуждением;
музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
взаимодействие с методической службой ДОУ.Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Литература:1. «Дошкольное воспитание» № 5 - 2007 г.
2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1982 г.
3. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. П. Палавандишвили, М., 1994 г.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
4.«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» – Зимина А.Н. .1993,